ФОТО: FILIP JEDRASZAK/AMBER_85/SHUTTERSTOCK

Кровавая драма в который раз ставит одни и те же вопросы: как могло такое случиться и что делать, чтобы наши школы стали безопаснее в будущем? Военкоры склонны видеть здесь работу украинских спецслужб, а учителя вообще разводят руками и уверяют, что дело не в школе. Подробности читайте в материале Царьграда.

Что случилось?

В четверг, 7 декабря, ученики брянской гимназии № 5 вздрогнули во время второго урока. Тишину занятий разорвали звуки выстрелов…

Ученица восьмого класса Алина пришла в гимназию с большим тубусом. Женщина-охранник не обратила внимания на футляр – мало ли чего там учителя задали. Да и досматривать детей нельзя по закону. Но внутри тубуса оказался разобранный дробовик 16-го калибра.

Девочка собрала оружие в туалете, а затем быстрым шагом решительно вошла в кабинет биологии, где в тот момент находился её класс, и стала методично нажимать на курок. Охранница, услышав выстрелы, вызвала полицию.

Что известно о жертвах?

В региональном Минздраве и Следкоме сообщили, что погибли двое, включая стрелявшую, – последним выстрелом она покончила с собой.

Пятеро подростков получили ранения и травмы. Два подростка остаются в тяжёлом состоянии: за жизни 14-летних мальчиков-восьмиклассников борются врачи, решается вопрос о транспортировке их в Москву.

В списке раненых также девочка и мальчик. Ещё одна девочка получила перелом голени, спасаясь бегством. 26-летняя учительница биологии Офеля Мкртчан закрывала собой детей в классе от выстрелов – об этом рассказали журналистам на улице сами ученики. И, по счастью, осталась невредима. Правда, пока официально о ранениях взрослых не сообщается.

Версия покушения № 1: Травля

Разумеется, сразу появились версии произошедшего. Стрелять она могла из-за травли в классе. Алина считалась тихоней и активного участия в школьных интригах не принимала. Вместе с ней училась сестра-близнец. Возможно, что она заступилась за неё.

Мы порой готовы терпеть оскорбления в свой адрес, но будем действовать, если обижают близких. Возможно, целью Алины была 13-летняя одноклассница, которая была убита выстрелом, либо та, что получила ранение в грудь.

Сестра при стрельбе не пострадала. После учитель поведала следователям, что сестра была в сильном шоке, – она явно ничего не ведала о планах Алины. Когда родители девочек примчались в школу, она стала рыдать и целовать матери руки.

СТРЕЛЯТЬ ОНА МОГЛА ИЗ-ЗА ТРАВЛИ В КЛАССЕ. ФОТО: RAWPIXEL.COM/SHUTTERSTOCK

Версия № 2: Несчастная любовь

Алина могла поссориться с одноклассницей из-за мальчика. Якобы он тоже ранен. 14 лет в этом смысле – самый опасный возраст, когда у подростка ещё нет тормозов.

Кстати, среди раненых три мальчика, причём два из них в тяжёлом состоянии. Или они тоже принимали участие в травле, или просто попали под руку?

14 ЛЕТ В ЭТОМ СМЫСЛЕ – САМЫЙ ОПАСНЫЙ ВОЗРАСТ, КОГДА У ПОДРОСТКА ЕЩЁ НЕТ ТОРМОЗОВ И НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ ВСЕГДА ПОВОД. ФОТО: JACOB LUND/SHUTTERSTOCK

Версия № 3: «Помогли…»

Следователи-криминалисты не упускают из поля зрения и другую версию. Они тщательно изучают соцсети и гаджеты школьницы, чтобы выяснить, не состояла ли девочка в запрещённых организациях, не было ли у неё «куратора», который подсказал ей радикальный способ разрешения подростковых проблем.

Психологическая обработка людей через соцсети сегодня выведена на очень высокий уровень. Человека за несколько дней могут обработать так, что он пойдёт взрывать отделение банка, поджигать военкомат или стрелять по одноклассникам.

Также военкор Дмитрий Стешин отметил, что не нужно забывать про работу ЦИПсО, который держит детей на прицеле. Массовые расправы в школах – их цель:

Не раз находилось подтверждение информации о том, что паблики, что продвигали идеи стрельбы в школах и суицида среди школяров, регистрировались на Украине.

Кстати, после ЧП в Брянске ципсошные группы и каналы призвали своих подписчиков к аналогичным терактам, а в клинику, куда привезли пострадавших, звонили неизвестные, угрожая минированием. Традиционно сеяли панику…

Так что это было? Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призвал не спешить с выводами:

Давайте не забывать, что было принято немало мер, они все были проработаны специалистами. Поэтому прежде чем давать какие-то заключения, нужно оценить, специалисты должны оценить причины произошедшего, а главное – причины того, почему ранее принятые меры не сработали в этом случае.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ СЕГОДНЯ ВЫВЕДЕНА НА ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. ФОТО: GAUDILAB/SHUTTERSTOCK

Такое уже было не раз

В середине ноября этого года в Подмосковье была задержана восьмиклассница по подозрению в подготовке бойни в школе № 15. Вышли на подозреваемую по её записям в социальных сетях, содержащих повышенный интерес к теме вооружённых нападений на учебные заведения. При обыске у неё нашли холодное оружие и некий предмет – муляж взрывного устройства. В тот раз всё обошлось

В той же Московской области в Ивантеевке ученик пришёл с оружием в школу и выстрелил в учительницу. Она выжила. Псевдоним ученика в ети был Майк Киболд (фамилия персонажа, устроившего кровавую баню в одной из американских школ).

Самые страшные преступления с десятками жертв были совершены молодыми людьми в 2018-м в Перми и Керчи, в 2022-м – в Ижевске.

«Была сама не своя»

Классная учительница рассказала, что девочка последние дни была «ни жива, ни мертва» и выглядела странно. При этом никаких явных конфликтов в классе якобы не было.

Сейчас в доме родителей Алины и в школе проходят обыски. Следователи скрупулёзно собирают детали и доказательства в рамках уголовного дела.

Есть вопросы к родителям: как они не заметили признаков срыва у ребёнка. Утром в школу, вопреки требованиям дресс-кода (белая блузка), она оделась во всё чёрное, не стала завтракать. И пошла позже сестры. Почему это вопросов ни у кого не вызвало?

ЕСТЬ ВОПРОСЫ К РОДИТЕЛЯМ: КАК ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ ПРИЗНАКОВ СРЫВА У РЕБЁНКА. УТРОМ В ШКОЛУ, ВОПРЕКИ ТРЕБОВАНИЯМ ДРЕСС-КОДА (БЕЛАЯ БЛУЗКА), ОНА ОДЕЛАСЬ ВО ВСЁ ЧЁРНОЕ, НЕ СТАЛА ЗАВТРАКАТЬ. ФОТО: ITSMEJUST/SHUTTERSTOCK

Вопросы к закону

Как вообще у девочки могло оказаться ружьё? Оружие хранилось в сейфе – по всем правилам. Девочка, похоже, выкрала ключ у отца. В тот вечер, накануне трагедии, дома были гости.

К решению этой проблемы наивно подходить исключительно со стороны ужесточения оружейного законодательства. Подавляющее большинство владельцев оружия законопослушны. У нас нет ежедневных перестрелок из карабинов и дробовиков. Если девочка несколько лет подвергалась травле и взрослые ничего не смогли с этим сделать, то это не пробел в законе «Об оружии»,

– считает военкор Александр Коц.

По его мнению, корни произошедшей трагедии следует искать в равнодушии учеников, учителей, родителей. Проблемы подростка окружающие просто предпочли не замечать.

Виновата школа?

Сейчас в школах в очередной раз начнутся проверки по тому, все ли двери заперты, есть ли сигналка… У нас часто бывает, сначала ходят проверяющие от Росгвардии – проверяют надёжность замков, потом из Госпожохраны – требуют замки снять и эвакуационные проходы освободить. Прокуратура начнёт трясти директора и учителей на предмет исполнения требований и инструкций…

В Госдуме группа депутатов от фракции «Новые люди» тут же выступила с идеей тотальных исследований в школах на предмет выявления жертв буллинга.

И после очередной трагедии в школе ясно, что откладывать такое исследование не стоит, – это вопрос безопасности наших детей,

– сказала депутат Анна Скрозникова.

НИКАКИЕ ЗАБОТЫ О БЕЗОПАСНОСТИ НЕ ЗАКРОЮТ ГЛАВНУЮ ПРОБЛЕМУ – РАВНОДУШИЕ. ФОТО: SYNTHEX/SHUTTERSTOCK

Что с того?

Однако генерация новых идей на ниве заботы о безопасности опять закроет главную проблему – равнодушие. А душа из школы ушла, когда её превратили в «комбинат предоставления образовательных услуг». Похоже, вот где главная причина трагедии в Брянске…

А равнодушие это порождено загруженностью учителей отчётами и гонкой за успеваемостью. В глаза посмотреть ученику некогда, не то что с ним поговорить. Тему на уроке дал, на следующем уже самостоятельная или сразу же контрольная. Такой конвейер достигает своей максимальной скорости накануне выпускных экзаменов.

Что делать? Прислушаться к голосу разума и убирать нещадно ненужные часы и предметы, оставляя время на главное – общение, возможность заметить и выслушать.

АЛЕКСАНДР ОРЛОВ