Современные ракетные комплексы производства КНДР на выставке

Недружественные зарубежные страны пытаются уличить российскую армию в получении и применении иностранных вооружений. В частности, активно обсуждается возможность закупки вооружений и боеприпасов в КНДР. Более того, регулярно сообщается о них как о свершившемся факте и даже приводятся некие доказательства. В последние месяцы эта тема поднималась несколько раз, и речь шла о наиболее интересных корейских разработках.

Ракетные контракты

Первые слухи о закупке Россией иностранных вооружений и боеприпасов начали циркулировать за рубежом еще в середине 2022 г. Тогда иностранная пресса и даже официальные лица распространяли дезинформацию об истощении запасов российской армии и невозможности их самостоятельного восполнения. Из этого делался вывод о необходимости срочного приобретения необходимых изделий за рубежом.

В качестве потенциальных поставщиков боеприпасов для России упоминались исключительно «страны-изгои». В частности, говорили, что снаряды для артиллерии и ракеты для систем залпового огня может предоставить КНДР. Тем не менее, такие слухи и версии вскоре практически забылись – из-за отсутствия реальных событий, которые можно было бы выдать за доказательства в их пользу.

В середине сентября 2023 г. в Россию с официальным визитом прибыл лидер КНДР Ким Чен Ын. Его приезд стал поводом для возобновления обсуждений возможного военно-технического сотрудничества двух стран. На уровне слухов и оценок вновь упоминались некие договоренности и поставки боеприпасов или даже целых систем вооружений.


РСЗО большой дальности KN-09

По итогам визита северокорейского лидера, британская разведка и СМИ сообщили о подписании тайного соглашения в области военной техники. По их данным, Москва и Пхеньян договорились о развертывании совместного производства северокорейской системы залпового огня KN-09, отличающейся повышенными тактико-техническими характеристиками.

При этом какие-либо подробности якобы подписанного договора не приводились. Неизвестными остались методы организации производства, сроки появления готовой продукции, ее технические особенности и т.д. Более того, вся эта информация отсутствует по сей день – за прошедшие месяцы Mi-6 или пресса не смогли раздобыть новые подробности. Весьма вероятно, что про сентябрьские новости попросту забыли и перешли к актуальным темам, в т.ч. в виде очередных слухов.

Тайные поставки

Тем не менее, тема российско-корейского сотрудничества в сфере боеприпасов не была полностью забыта. В первых числах ноября южнокорейское издание The Korea Herald сообщило о начале поставок северокорейских ракет в Россию. Информацию об этом оно получило от неназванных источников в военном ведомстве Сеула. Какие-либо доказательства источники не предоставили, сославшись на секретность такой информации.


Комплексы KN-23 на параде

Источник The Korea Herald рассказал, что южнокорейская разведка следит за возможной транспортировкой ракетных и артиллерийских вооружений КНДР. Отслеживаются перевозки железнодорожным, морским и воздушным транспортом. При этом в последнее время наблюдаются признаки переправки оружия в Россию.

Сообщается, что в районе порта Раджин на восточном побережье КНДР и в других районах страны, в т.ч. возле армейских объектов, разведка зафиксировала усиление активности контейнерных перевозок. Кроме того, увеличился морской трафик. Ранее в корейские порты входило одно российское судно в неделю, а теперь это происходит раз в несколько дней.

Южнокорейская разведка трактует эти процессы как свидетельство активизации военно-технического сотрудничества двух стран. Предполагается, что Россия приобретает у КНДР те или иные боеприпасы, собственные запасы которых сокращаются.

The Korea Herald пишет, что грузы военного назначения идут через порт Раджин на восточном побережье КНДР. Поставки начались в августе, и за несколько месяцев в Россию отправилось ок. 2 тыс. стандартных контейнеров с боеприпасами. Таким способом могли переправить более 200 тыс. реактивных снарядов калибра 122 мм для систем семейства «Град» или более 1 млн 152-мм артиллерийских снарядов. Также предполагается поставка выстрелов для танковых орудий устаревших моделей.


Ракета KN-24 в составе железнодорожного комплекса

Минобороны Республики Корея считает, что Пхеньян может передать России и другие изделия и боеприпасы. Так, российская армия может получить оперативно-тактические ракетные комплексы KN-23, KN-24 и KN-25. Впрочем, отправка ракет этих типов может быть связана с затруднениями. Изделие KN-23, как считается, имеет длину до 7,5 м, тогда как стандартный транспортный контейнер вмещает лишь 6-м грузы.

Как и в сентябре, более точные «данные разведки» не приводятся. Сроки и объемы поставок, принципы их организации и т.д. издание The Korea Herald и его источники не публикуют. Вполне возможно, что речь идет об элементарном «вбросе», и такие его детали попросту не прорабатывались.

Огневая мощь

Основная идея иностранных «новостей» о поставке северокорейских вооружений в Россию сводится к тому, что у нашей армии заканчиваются боеприпасы, и ей нужно срочно пополнять арсеналы. При этом российские военные вынуждены обращаться к «странам-изгоям», таким как Иран или КНДР. Любопытно, что в этом контексте упоминаются самые разные боеприпасы, от простейших артиллерийских и реактивных снарядов до ракетных комплексов с высокими тактико-техническими характеристиками.

К примеру, в последних сообщениях южнокорейской прессы перечисляется несколько современных ОТРК производства КНДР, которые благодаря своим параметрам и возможностям могут представлять большой интерес для разных армий мира. Из-за характеристик этих изделий попытки представить их предполагаемую закупку как вынужденную меру выглядят странно.


Самоходные ОТРК KN-24

В сентябре зарубежные СМИ сообщали о поставках или лицензионном производстве изделий KN-09. Это РСЗО на колесном шасси, применяющая реактивные снаряды калибра 300 мм. Ранние боевые машины этого типа несли 8 направляющих, а модернизированная версия получила 12. Система использует несколько типов 300-мм ракет длиной до 7-8 м и массой до 800-900 кг при боевой части до 70-80 кг. Дальность стрельбы оценивается в 180-200 кг. Предполагается наличие системы коррекции, повышающей точность огня.

KN-23 или «Хвасон-11Га» представляет собой самоходный ОТРК на колесном шасси или на иной платформе с твердотопливной ракетой. По своему облику, составу и характеристикам это изделие близко к российскому ОТРК «Искандер» и даже считается своего рода его копией. Ракета KN-23 имеет длину ок. 8-9 м и массу ок. 3,4-3,5 т, из которых до 500 кг приходится на БЧ. Дальность полета – 450 или 600 км, в зависимости от модификации.

Ракета KN-24 или «Хвасон-11На» относится к тому же классу, что и KN-23. При этом внешне и, вероятно, по конструкции она похожа на американское изделие ATACMS. При почти таких же размерах и массе, как и у «Хвасона-11Га», эта ракета имеет дальность стрельбы ок. 400 км.

Комплекс KN-25 представляет наибольший интерес с технической точки зрения. Его обозначают как РСЗО сверхбольшого калибра, однако фактически речь идет о ОТРК с увеличенным числом ракет на пусковой установке. Боевая машина KN-25 несет пять или шесть ракет длиной ок. 8 м и калибром 600 мм с массой ок. 3 т. Дальность пуска достигает 380 кг, и за счет системы коррекции обеспечена повышенная точность.


РСЗО / ОТРК KN-25 с 600-мм ракетой

Нетрудно заметить, что корейский ракетный комплекс KN-09 по части характеристик похож на российскую РСЗО «Торнадо-С», но превосходит ее по максимальной дальности стрельбы. Прочие системы залпового огня и оперативно-тактические комплексы, упомянутые иностранной прессой, в той или иной мере похожи на российские системы, но при этом не имеют заметных преимуществ перед ними.

Если судить только по тактико-техническим характеристикам, то изделие KN-09 может представлять интерес для российской. Тем не менее, в сфере ракетных вооружений наше Минобороны предпочитает полагаться на разработки и продукцию отечественной промышленности, что резко снижает шансы корейской РСЗО поступить на вооружение. Прочие РСЗО и ОТРК в целом не представляют интереса.

Слухи и факты

Таким образом, иностранные разведки и СМИ по-прежнему пытаются отрабатывать тему истощения запасов российской армии, слабости оборонной промышленности и необходимости срочного получения вооружений из-за рубежа. Сообщения на эту тему раз за разом не находят подтверждений, но это не мешает регулярно публиковать схожие «новости».

Следует отметить, что сейчас действительно наблюдаются проблемы с запасами вооружений и боеприпасов, а также с поставками необходимых изделий. Однако все это относится к киевскому режиму и его заграничным покровителям. Совместными усилиями они истощили свои запасы и теперь пребывают в неоднозначном положении. Как будут выходить из этой ситуации, неясно. Но очевидно, что распространение слухов о проблемах российской армии не является подходящим решением.