По местам стоять

Официальным военным бюджетом Китая является раздел государственного бюджета «Национальная оборона». Государственный бюджет КНР сильно напоминает российский и тоже состоит из двух частей: бюджета центрального правительства и консолидированного бюджета местных правительств.

Раздел «Национальная оборона» присутствует в обеих частях государственного бюджета КНР. Основная часть официальных военных расходов (это около 97 %) приходится на бюджет центрального правительства, оставшаяся часть – на консолидированный бюджет местных правительств.

В соответствии с классификатором статей доходов и расходов государственного бюджета КНР, по разделу «Национальная оборона» из бюджета центрального правительства осуществляется финансирование содержания регулярных войск НОАК. Эта часть расходов включает денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданских служащих, финансирование боевой подготовки и материально-технического обеспечения войск, военных НИОКР, закупок вооружения и военной техники – ВВТ.

Помимо этих основных статей расходов, в разделе учитываются средства для закупок ВВТ для резервных войск и народного ополчения, строительства военных объектов, а также, частично, проведения организационно-мобилизационных мероприятий, включая организацию призыва военнослужащих, мобилизационную подготовку промышленности, мобилизационную подготовку транспорта, строительство объектов гражданской обороны.

Из бюджетов местных правительств по разделу «Национальная оборона» финансируются боевая подготовка и МТО резервных войск и народного ополчения, а также часть расходов на организацию призыва военнослужащих и мобилизационную подготовку промышленности.

Расходы – прямые и не очень

В Китае так же, как и в других странах, официальный военный бюджет отражает только величину официально признаваемых прямых военных расходов государства. Часть затрат военного характера включается в состав «гражданских» разделов государственного бюджета и представляет собой скрытые военные расходы.

Для обозначения величины всех прямых военных расходов государства используется понятие «Общие военные расходы», под которым понимается совокупный фонд денежных средств, включающий официальный военный бюджет и военные расходы, проходящие по «гражданским» разделам государственного бюджета.

Применительно к Китаю задача определения общих военных расходов существенно усложняется по причине сохраняющейся закрытости финансово-экономической статистики, особенно в военно-экономической сфере, а также наличия достаточно большого объема скрытого финансирования военной деятельности.

Оно проводится по «гражданским» разделам государственного бюджета. В официально публикуемом государственном бюджете военные расходы по-прежнему представлены только общей суммой официальных военных расходов Китая в разделе «Национальная оборона».

Какая-либо детализация этого раздела не приводится. Однако анализ ряда китайских нормативных документов и научных статей в специализированных военных изданиях позволил вскрыть состав и структуру военного бюджета Китая. Кроме того, в последние годы более подробно представлены гражданские разделы государственного бюджета, что позволяет с более высокой достоверностью выявить военно-ориентированные расходы в невоенных разделах.

В результате анализа установлено, что в военном бюджете не представлена значительная часть расходов на военные НИОКР, часть расходов на закупки ВВТ (в частности, расходы на закупки ВВТ по импорту), капитальное строительство военных объектов, расходы на мобильные дивизии Народной вооруженной милиции (НВМ), пенсионное обеспечение уволенных военнослужащих и некоторые другие расходы, связанные с военным строительством.

Расходы – гражданские, но тоже военные

Эти расходы включены в гражданские разделы государственного бюджета, в том числе в разделы «Наука и техника», «Социальное обеспечение и занятость», «Правоохранительная деятельность», «Прочие расходы» и др. Так, по разделу «Наука и техника» из бюджета центрального правительства финансируется государственная программа исследований в области высоких технологий (Программа 863), 58–60 % которой направляется на военные НИОКР.

Кроме того, на закрытые военно-ориентированные исследования расходуется около 30 % государственной программы фундаментальных исследований (Программа 973). В целом около 40 % расходов из бюджета центрального правительства по разделу «Наука и техника» направляются на военно-ориентированные НИОКР.

По разделу «Социальное обеспечение и занятость» из центрального бюджета финансируются мероприятия по обеспечению военно-экономического снабжения войск; поддержанию в готовности пунктов снабжения войск, военно-этапных пунктов и подготовке транспортных коммуникаций к использованию в интересах вооруженных сил; выплате пенсий военнослужащим запаса и в отставке; предоставлению льгот военнослужащим срочной службы и их семьям; трудоустройству военнослужащих, уволенных из вооруженных сил.

Из местных бюджетов по данному разделу финансируется часть пенсионного обеспечения военнослужащих, финансовое обеспечение льгот военнослужащих срочной службы, значительная часть организационно-мобилизационных мероприятий, связанных с проведением призыва и сборов военнослужащих запаса, а также строительство военных объектов.

Значительная часть расходов, проходящих по «гражданским» разделам государственного бюджета, может быть распределена по целевому назначению на содержание личного состава, МТО войск, закупки ВВТ и военные НИОКР. В то же время эти расходы сложно распределить по видам ВС.