ФОТО: YIN HUAN/XINHUA/GLOBAL LOOK PRESS

В Пекине предупредили, что «независимость Тайваня» ведёт к войне. Когда может реально начаться тайваньская операция и как будет проходить? Почему она становится неизбежной и как отразится на России?

Да, именно так и заявил представитель канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Чэнь Биньхуа. Пекин не проявит снисходительности к силам «независимости Тайваня», если они «осмелятся рисковать и провоцировать инциденты, продвигающие независимость» острова. Поскольку, подчеркнул он, «независимость Тайваня» означает войну. Эти жёсткие слова-предупреждения разнесли по почти 1,5-миллиардному Китаю китайские телеканалы. Ещё как услышали их и за границей.

Китайский чиновник призвал население Тайваня выступить против идей «независимости», отметив, что Пекин готов создать широкие возможности для мирного воссоединения с островом в случае отказа от сепаратизма.

Убийственный повод

Весьма показательным был и повод, вызвавший это заявление. Оно прозвучало в ответ на раздавшиеся в Тайбэе утверждения политиков правящей проамериканской и соответственно выступающей за «независимость» Демократической прогрессивной партии (ДПП), что у КНР, дескать, «нет графика» для военных действий в отношении Тайваня, который Пекин считает своей отпавшей провинцией.

«Тайваньчиков», безусловно, ободрило, что оппозиции в лице Гоминьдана, выступающего за воссоединение с КНР на манер Гонконга, и Тайваньской народной партии (ТНП) не удалось выдвинуть единого кандидата на предстоящие 13 января 2024 года президентские выборы. Это фактически предрешает победу на них кандидата от ДПП – партнёра, вернее, как показал всему миру провокационный визит экс-спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в Тайбэй, вассала Демпартии США.

Двусмысленная позиция либерально-центристской ТНП, выступающей в роли спойлера, не сулит консерваторам и националистам из Гоминьдана ничего хорошего также и на парламентских выборах, которые пройдут одновременно с президентскими. Короче, угроза объявления Тайванем о своей независимости в случае практически гарантированного успеха ДПП резко возрастает.

ПРОТЕСТЫ В ТАЙБЭЕ ПРОТИВ МИЛИТАРИЗАЦИИ ОСТРОВА И АМЕРИКАНСКОЙ ЭКСПАНСИИ. ФОТО: WIKTOR DABKOWSKI/GLOBAL LOOK PRESS

Истинный смысл сигнала Пекина

Именно это имел в виду Чэнь Биньхуа, предупредивший Тайбэй и стоящий за ним Вашингтон: ни-ни! Не надо думать, что мы это проглотим и будем спокойно взирать, как вы, прикрываясь демократией, а на самом деле бессовестно манипулируя ею, уводите из «китайского мира» богатейший, стратегически важный остров с несколькими десятками миллионов жителей и уникальными технологиями.

Не думайте, что мы позволим вам вооружиться до зубов, а США – завершить создание цепи военных баз и укрепить уже существующие, создать мощные коалиции из иностранных держав для изоляции Китая, сделав, в частности, тайваньскую операцию, мирное воссоединение практически невозможными, а объявление Тайбэя о независимости, напротив, возможным. Так выглядит после дешифровки послание Чэнь Биньхуа!

Обращает на себя также внимание тот факт, что воинственное заявление китайского чиновника состоялось после провальных переговоров председателя КНР Си Цзиньпина с президентом США Джо Байденом под Сан-Франциско на полях саммита АТЭС. Оно указывает на то, что даже о «перемирии» в связи с Тайванем Пекин с Вашингтоном не договорились, о чём, впрочем, предупреждал Царьград.

После завершения показавших бесперспективность замирения с США переговоров в верхах в Калифорнии официальный представитель МИД КНР Мао Нин в ответ на просьбу ТАСС прокомментировать планы Вашингтона продолжить поставки вооружений Тайваню заявила:

Тайваньский вопрос всегда был самым важным и чувствительным в китайско-американских отношениях. США должны <…> прекратить вооружать Тайвань, перестать вмешиваться во внутренние дела Китая и поддержать мирное воссоединение Китая.

Планы США

Всё правильно, но американцы действуют с точностью до наоборот. Как сообщил после переговоров Си с Байденом координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби, президент США уведомил на переговорах председателя КНР, что Вашингтон будет продолжать поставки оружия Тайбэю «для самообороны».

ВАШИНГТОН БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ ПОСТАВЛЯТЬ ТАЙБЭЮ ОРУЖИЕ «ДЛЯ САМООБОРОНЫ». ФОТО: SENIOR AIRMAN FAITH SCHAEFER/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

А для чего на самом деле – говорят лучше слов американские дела. Тайвань для американцев – составная часть политики США по созданию «санитарного кордона» против Китая. Это делается, чтобы сдержать его развитие, не допустить честной конкуренции, чтобы КНР не смогла заместить Америку в качестве мирового гегемона. Неважно, что таких планов у китайцев нет – американцы судят по себе и действуют исходя из собственных представлений.

Американцы хотят успеть

Уже сейчас на Китай нацелились десятки американских баз, на которых находится самое современное оружие, в том числе – на некоторых – ядерное, и десятки тысяч американских военных. На Гавайях у США примерно 40 тысяч военных. На Окинаве – 26 тысяч, на остальной территории Японии – 24 тысячи. В Южной Корее – 22 тысячи. 8 тысяч – на Гуаме. США активно ремилитаризируют Филиппины, на севере которых, откуда относительно недалеко до Тайваня, спешно создаются новые американские базы и реанимируются старые вроде Субик-бей.

Япония, которую США, похоже, хотят привлечь к битве за Тайвань и которая одно время владела островом, делает то же самое на соседних островах Рюкю. Американцы и их вассалы пытаются не допустить политической и экономической экспансии Китая в Океании. Очень обеспокоена этим Австралия, народ которой послушные властям СМИ активно готовят к войне с Китаем. Её военные корабли уже привлекли к патрулированию «спорных» вод Южно-Китайского моря. Для того чтобы связать Китай в Индийском океане, США окучивают Индию, имеющую территориальные проблемы с КНР в Гималаях.

Выбор, которого нет

Короче, если Пекин промедлит и отложит хотя бы на несколько лет тайваньскую операцию, США успеют создать мощнейший «санитарный кордон» для удушения Китая. И тогда Китай истечёт кровью, пытаясь вернуть объявивший о «независимости» Тайвань, и ещё не факт, что это получится. Это будет примерно как наши дела с Украиной в 2014 и 2022 годах. Поэтому тянуть с операцией, если сторонники мирного воссоединения Тайваня с большим Китаем «пролетают» на выборах в январе 2024 года, Пекин точно не будет, во всяком случае, если решительный Си Цзиньпин останется председателем КНР.

ЕСЛИ СТОРОННИКИ МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ С БОЛЬШИМ КИТАЕМ «ПРОЛЕТЯТ» НА ВЫБОРАХ В ЯНВАРЕ 2024 ГОДА, ПЕКИН ТОЧНО НЕ БУДЕТ ТЯНУТЬ С ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИЕЙ. ФОТО: WIKTOR DABKOWSKI/GLOBAL LOOK PRESS

В любом случае речь идёт о широкомасштабной десантной операции, которую наверняка придётся проводить под ударами высокоточного американского оружия с непотопляемых авианосцев вроде Филиппин и островов Рюкю, когда китайцам также надо быть наготове от Южной Кореи до Индии. Им реально не позавидуешь. Они этого страшно не хотят, но выбора нет.

Потому что если дать американцам «скушать» Тайвань, они нацелятся затем на Гонконг, Синьцзян, Тибет и не успокоятся, пока остальной Китай не развалится на куски, которые начнут враждовать между собой, добиваясь благосклонности Вашингтона и других внешних игроков. В истории Китая такое уже было.

Два умеренных и один радикальный сценарий

Между тем уже примерно понятно, как будут развиваться события вокруг Тайваня. Один из лучших отечественных китаистов Николай Вавилов дал в своём телеграм-канале очень разумный и взвешенный прогноз. Давайте его послушаем.

Выборы на Тайване 13 января не станут автоматически «днём «T» для китайской армии для начала военной операции». Объявление их итогов выпадает на китайский предновогодний период – в этом году Новый год празднуется в ночь на 10 февраля. Поэтому вероятность кардинальных разворотов даже при победе ДПП маловероятна. Инаугурация президента на Тайване состоится весной 2024 года.

А в первой половине марта в КНР проходят «две сессии» – Всекитайского собрания народных представителей (парламента) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК). Будут приниматься важнейшие кадровые решения. Министра обороны в Китае, например, до сих пор нет. Поэтому до марта объявлять блокаду острова в Пекине точно не будут, вторжение тоже не состоится. Пока сценарий на вялотекущее ухудшение.

Что касается Тайваня, считает Вавилов, то там парламентские выборы в плане объявления «независимости» могут оказаться даже более важными, чем президентские, которые, скорее всего, выиграет проамериканская ДПП. Без поддержки парламента или изменения конституции «независимость» не провозгласить. Вероятный период повышенной эскалации – от середины марта до инаугурации в мае.

Потому что затем в свои права на несколько месяцев вступает природа.

Если это узкое временное окно проходит без эскалации, – пишет эксперт, – то до самого конца сентября – ноября вероятность блокады снижается почти до нуля – хотя форс-мажоры не исключены. Это период тайфунов – боевые действия для китайской армии обременительны и погодные условия работают на Тайвань. Тайфуны это не дождик – это когда ветром может снести кирпичную стену.

Поэтому «наиболее вероятный период эскалации – не март – май, а октябрь – ноябрь 2024 года». Сама операция будет делиться на несколько этапов: блокада, захват ряда тайваньских островов у самого побережья КНР, высадка собственно на Тайвань. Первые два варианта очень возможны в 2024 году, третий – нельзя исключать.

СЕЗОН ТАЙФУНОВ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЙСТВИЯ КИТАЯ, Т. К. В ЭТОТ ПЕРИОД ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ БУДЕТ КРАЙНЕ ОСЛОЖНЕНО. ФОТО: XINHUA/GLOBAL LOOK PRESS

Два умеренных и один радикальный сценарий – нанесут очень серьёзный ущерб мировой экономике, сопоставимый с десятью Украинами и в условиях глобальной рецессии могут быть использованы для политического обоснования мирового кризиса,

– заключает Вавилов.

Что с того?

Действительно, одна из целей США в обострении ситуации вокруг Тайваня, возможно, заключается в том, чтобы обанкротиться, не потеряв лицо, списать все свои чудовищные долги, возложив вину на Китай, и начать заниматься… тем же самым – жить за чужой счёт, «с чистого листа».

Россию ситуация вокруг Тайваня коснётся не только через мировой кризис. Ведь Москва – основной союзник Пекина, и нам придётся китайцам помогать, когда их отрежут от морских поставок энергоносителей, продовольствия. С учётом того, что китайцев в 10 раз больше, чем нас, и они привыкли уже небедно жить и неплохо есть, нам будет непросто.

С другой стороны, тайваньский кризис заставит остальной мир, теснейшим образом экономически по-прежнему завязанный на Китай, забыть об Украине, а это нам на руку.

В общем, в мире наступают турбулентные времена, к которым психологически и морально следует заранее подготовиться, чтобы потом не сойти с ума.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ