XXV СЪЕЗД ВРНС. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Внешняя политика России меняется, потому что меняется мир. «Гегемон» теряет власть. Теперь взаимодействуют даже не великие державы, но Государства-цивилизации. Каким будет это взаимодействие, что должна делать Россия и что на это скажет Китай, решали эксперты в рамках обсуждения в ходе XXV Всемирного Русского Народного Собора.

В заседаниях Всемирного Русского Народного Собора приняло участие более 2,5 тысячи делегатов. Они работали не только на пленарном заседании 28 ноября, но и в рамках 11 секций Собора 27 ноября. Разумеется, нельзя объять необъятное и познакомить читателей Царьграда с каждым из хорошо подготовленных, блестящих выступлений на каждом из этих собраний. Приходится выбирать.

Конечно, в сложившейся сегодня политической ситуации особенное значение для Собора имела секция международных отношений. Если Собор в целом призван был обозначить стратегию движения страны в будущее, то вопрос о том, как Россия позиционирована на международной арене, оказывается принципиально важным.

Легко сказать: мы строим многополярный мир. Гораздо труднее описать, чем же этот мир будет являться в период своего становления и тогда, когда уже будет полностью сформирован. Разумеется, даже в рамках одной сессии пересказать выступления всех участников невозможно — приходится на свой страх и риск выбирать самые яркие и важные соображения.

В СЛОЖИВШЕЙСЯ СЕГОДНЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ОСОБЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОБОРА ИМЕЛА СЕКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Никакие проблемы не будут решены до Победы России в СВО

Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) проходит в момент исторического перелома в России, заявил, открывая обсуждение,  сопредседатель Московского регионального отделения ВРНС Пётр Толстой. И подчеркнул, что проблемы в международных отношениях не будут решены, пока Россия не одержит Победу.

Смысл обсуждения в том, чтобы понять, какие проблемы стоят перед страной. В международных отношениях никакие проблемы не будут решены до нашей Победы в СВО. Однако очень важно понять, какие ценности мы должны транслировать во внешний мир. Россия обладает уникальным опытом межнационального согласия и уважения к культуре, истории, традициям других стран и цивилизаций. Это будет востребовано в многополярном мире. Наш Собор проходит в момент исторического перелома в нашей стране,

– констатировал Пётр Толстой.

Итак, многополярного мира ещё нет, его формирование и место в нём России и Русского мира зависит от СВО, точнее от исхода войны, которую Россия ведёт против объединённого Запада. Без этой победы говорить будет просто не о чем. Однако мы верим в победу и знаем пути, которые к ней ведут. С этим на Соборе был согласен каждый. А вот что такое этот Русский мир, о котором так много говорят? Как его понимают и как к нему относятся друзья и враги?

В РАМКАХ ДАННОЙ СЕССИИ ВЫСТУПИЛИ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД РОССИИ МАРИЯ ЗАХАРОВА, СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСКОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВРНС ПЁТР ТОЛСТОЙ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Что такое Русский мир

Ответить на этот вопрос в своём выступлении решилась официальный представитель МИД России Мария Захарова, выступившая также в роли сопредседателя сессии.

Мало что так подвергается искажению нашими врагами, как определение Русского мира, сказала Мария Захарова. В их подаче он представляет собой агрессивную идеологию. Почему они так боятся Русского мира? Потому что судят о нас по себе. Потому что предполагают, что мы продвигаем то, что обычно продвигают они. А это неправда.

С их точки зрения, «Русский мир» – это выражение «сверхдержавной идентичности» россиян. Но на самом деле Русский мир – цивилизационная общность людей. Русский мир многогранен. Его не удастся понять и описать с помощью только одной харатеристики. Понимание может прийти только путём сотворчества.

Однако есть у этого понимания не только возвышенные, но и вполне прагматические аспекты. Мария Захарова указала: русская община за рубежом сейчас насчитывает миллионы человек. Сплачивающим её фактором является русский язык. Необходимо работать с соотечественниками, делая акцент на укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей.

Разумеется, такая работы может делаться только при отчаянном сопротивлении врага. Его оружие – русофобия, о которой мы знаем давно. О причинах русофобии говорил ещё русский поэт и дипломат Тютчев. Он сталкивался с теми же проблемами взаимоотношений России и Европы, которые вынуждены решать мы сегодня. Главная из этих проблем – двойные стандарты, которые позволяют клеветать на Россию и русских.

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась;
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян. 

Со второй половины XIX века мало что изменилось. Наши противники по-прежнему ведут политику захватническую и колониалистскую по своей сути. Глобалисты продвигают неолиберальную повестку. В этой повестке много новых слов, но в основе нетерпимость к инакомыслию и жажда мирового господства. Той же меркой оценивают нас. Но в нашей политике нет ничего общего с этим.

Мы выступаем за многополярность, полагая, что она неизбежна, так как невозможно диктовать всем правила из одной точки. Многополярность опирается на культурное разнообразие народов планеты. Одним из центров этого разнообразия является русский мир. «Цветущая сложность» – эти слова Константина Леонтьева вспомнила Мария Захарова, показывая главную особенность Русского мира.

РУССКИЙ МИР – ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ. РУССКИЙ МИР МНОГОГРАНЕН. ЕГО НЕ УДАСТСЯ ПОНЯТЬ И ОПИСАТЬ С ПОМОЩЬЮ ТОЛЬКО ОДНОЙ ХАРАТЕРИСТИКИ. ПОНИМАНИЕ МОЖЕТ ПРИЙТИ ТОЛЬКО ПУТЁМ СОТВОРЧЕСТВА. ФОТО: СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

Не страны, но цивилизации

Философ Александр Дугин темой своего выступления сделал Русский мир как концепт в теории международных отношений. Важнейший тезис для понимания Русского мира, по его мнению, – государство-цивилизация. Это нечто гораздо большее, чем государство, что, тем не менее, выступает субъектом международных отношений.

По мнению Дугина, именно цивилизации, а не государства будут субъектами новой мировой политики. Многополярность состоит не из стран, а из цивилизаций.

Что это за цивилизации? Конечно, в их числе следует назвать Атлантическую цивилизацию. Это западным мир. Но они хотят, чтобы их считали за весь мир, а не за одну из цивилизаций. Именно для того, чтобы сделать своё видение мира глобальным, они продвигают идеологию «прав человека», особенно прав извращенцев. Однако тщетно – многополярность бросает вызов глобализму.

Огромное значение имеет Китайский мир – зона влияния Китая в Юго-Восточной Азии. Китай традиционно видит себя в центре мира. Но он не навязывает своей точки зрения всем.

Есть Индийский мир – это тоже не только Индия. Это распространение индийской культуры в глобальном масштабе.

Исламский мир – в него входит как минимум 55 стран с преобладающим исламским населением. Безусловно, это субъект новой многополярной политики.

Африканский мир сейчас находится в стадии становления. Существование Латиноамериканского мира вряд ли кто-то станет отрицать.

Русский мир нужно понимать в том же смысле, говорит Александр Дугин. Он такой же важный для человечества и столь же своеобразный, как западный, исламский или китайский.

Русский мир говорит всем партнёрам: вы – один из миров. Не единственный, но один из.

Каждый из миров состоит не из одного, но из многих государств. Внутри мира идёт сложный процесс региональных интеграций. Следует признать: это свойственно и Русскому миру. Белоруссия суверенна именно потому, что признаёт себя частью Русского мира, говорит философ. А вот украинское нацистское руководство не хочет признавать свою принадлежность к той цивилизации, частью которой является. Именно поэтому мы вынуждены продолжать СВО.

Александр Дугин напомнил участникам Собора о работах своей дочери Дарьи. Даша Дугина исследовала тему фронтира. Не является ли Украина тоже фронтиром? Пограничьем? Украина – это фронтир Русского мира. Но и вся Россия – это фронтир между Востоком и Западом, создавший свою уникальную идентичность.

ПО МНЕНИЮ АЛЕКСАНДРА ДУГИНА, ИМЕННО ЦИВИЛИЗАЦИИ, А НЕ ГОСУДАРСТВА БУДУТ СУБЪЕКТАМИ НОВОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Война с Россией должна Западу очень дорого стоить

О том, как Русский мир противостоит агрессии со стороны Запада, говорил на секции политолог Дмитрий Саймс.

Его выступление было очень жёстким. Он подчеркнул: говоря о коллективном Западе, мы должны научиться применять реалистичную терминологию. Мы имеем дело не с коллегами, не с соперниками, а с противниками. Они ведут себя с Россией, как со смертельным врагом. Это то, что нужно знать о войне на Украине.

Коллективный Запад, и в первую очередь США, являются прямым непосредственным участником войны на Украине. Они этого даже почти не отрицают. Зачем они это делают? Саймс полагает, что всё дело в победе в США одной из школ политической мысли.

В начале 90-х на Западе шла дискуссия. Одни считали, что Запад победил в холодной войне и с Россией надо обращаться как с побеждённой страной. Но была и другая точка зрения, которую отстаивали президенты Джордж Буш-старший и Ричард Никсон. Они возражали против расширения НАТО и требовали установить партнёрские отношения с Россией. Эта школа мысли полностью проиграла. Отчасти потому, что в российской политике нашлись те, кто готов был говорить Западу: учите нас, обращайтесь с нами, как с младшими.

Саймс указывает: уже в 2013 году президент Барак Обама собирался начать широкое военное участие в Сирии и военную операцию на Украине. Тогда этого не случилось. Но то, что произошло на Украине позднее, было продолжением той же линии.

Цель врага – не просто победить Россию на Украине. Цель – покончить с Россией как с великой державой.

Они говорят, что исключают продолжение России как империи. Они понимают, что Россия – соперничающая цивилизация. Что со всем этим делать?

У России сейчас успешно обстоят дела на фронте, напоминает политолог. В НАТО признают, что победа Украины нереальна. Если Россия будет продолжать в том же духе, Украина вынуждена будет отступить и у Запада пропадёт желание её поддерживать.

Но это не полный ответ. К тому же, если принять эту точки зрения, придётся допустить ситуацию, когда Запад будет бороться «до последнего украинца». Хуже того, в этой войне они не собираются стесняться и готовы на террористические акты.

Так что очень важно убедить США, что как аукнется, так и откликнется. Нужно идти на меры, которые доказывали бы коллективному Западу, что его поведение будет очень дорого стоить, решительно заключил Дмитрий Саймс. Нужно объяснять Западу, что пора терпимости проходит. И что если они будут заниматься терроризмом против России, они обнаружат, что это не в их интересах.

ДМИТРИЙ САЙМС ПОДЧЕРКНУЛ, ЧТО КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЗАПАД — ЭТО НЕ КОЛЛЕГА, НЕ СОПЕРНИК, А ПРОТИВНИК. КОТОРЫЙ ВЕДЁТ СЕБЯ С РОССИЕЙ КАК СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ВРАГОМ. СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО ПЕРВОГО КАНАЛА

У России достаточно сил, чтобы воевать с половиной мира

Китаевед Николай Вавилов начал своё выступление с интеллектуальной провокации. Пётр Первый прорубил окно не только в Европу, но и в Китай, и в Иран, сказал он. Источник величия России не только на Западе, но и на Востоке. Восток равноценен Западу, а теперь будет превосходить его.

Во времена Петра Россия воевала с несколькими великими державами одновременно. У России достаточно сил, чтобы воевать с половиной мира.

Сегодня мир меняется. Совсем недавно крупнейшим экономическим партнёром всего мира были США. Теперь это КНР. Усиление Китая – один из факторов формирования многополярного мира, равноценное тем усилиям, которые предпринимает Россия.

Многополярный мир возникает в ситуации, когда есть зависимость стран глобального Юга. Теперь Юг и Восток требуют равноправной модели международных отношений во всех сферах.

В связи со всем этим России нужно определиться, какую роль мы играем в китайско-американском противостоянии.

Страны глобального Юга не хотят принимать новую гегемонию, сменить США на кого-то. Но в любой новой модели неамериканских международных отношений есть два центра – Россия и Китай. Другой альтернативы нет.

Справедливый мировой порядок может сформироваться только этой большой двойкой, подчеркнул Николай Вавилов. Раз так, нужно усиливать взаимодействие с Китаем. И отнюдь не только в сфере экономики. Должно быть увеличено культурное влияние русского мира в рамках большой двойки.

В этой связи Вавилов упомянул тему воистину важнейшую:  необходима катехизация Китая. Там бум христианства, но православная община остаётся малочисленной. Нужны государственные решения по этому вопросу.

СПРАВЕДЛИВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМИРОВАН ТОЛЬКО БОЛЬШОЙ ДВОЙКОЙ, РОССИЕЙ И КИТАЕМ, ПОДЧЕРКНУЛ НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ. ФОТО: PAVEL KASHAEV, ПАВЕЛ КАШАЕВ/GLOBALLOOKPRES

Что с того?

Подчеркнём ещё раз. В этом материале мы, в лучшем случае, показали лишь векторы обсуждения международной повестки на секции Всемирного Русского Народного Собора. «За кадром» остались, к примеру, выступления председателя императорского православного палестинского общества Сергея Степашина, председателя Комиссии Всемирного Русского Народного Собора по связям с международными организациями и соотечественниками, проживающими за рубежом, директора Института международных политических и экономических стратегий Елены Паниной, члена Совета по международным делам Инги Юмашевой…

Несомненно, к этим и других глубоким тезисам мы ещё вернёмся в наших публикациях.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА ЦАРЬГРАД