ФОТО: СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

Центральным событием первого дня работы юбилейного, XXV Всемирного Русского Народного Собора стала его идеологическая секция. Около 30 экспертов высказались на тему, на официальном уровне десятилетиями фактически закрытой: о том, что России жизненно нужна суверенная идеология. Несмотря на то что в до сих пор действующей Конституции России государственная идеология по-прежнему запрещена.

Такого Храм Христа Спасителя ещё не видел. Ни на ежегодных Рождественских чтениях, ни на прежних Всемирных Русских Народных Соборах. Две с половиной тысячи делегатов из 89 регионов России и многих других стран прибыли 27 ноября на первый день работы юбилейного, XXV Собора на тему «Настоящее и будущее Русского мира». День, состоящий исключительно из долгих, порой более шести часов, секционных заседаний и без участия первых лиц (это предстоит сегодня на пленарном заседании в Государственном Кремлёвском дворце, где ожидается уже свыше восьми тысяч участников).

Без лишнего пафоса: все эти люди долго ждали соборного слова. И вчерашние длинные очереди к Храму Христа Спасителя, столь напоминающие многотысячные очереди к регулярно приносимым сюда святыням, наглядно это доказали. И как минимум одна тысяча из вчерашней очереди стремилась попасть на идеологическую соборную секцию. Впрочем, обо всём по порядку.

Александр Щипков: «Страна даже сутки не может прожить без идеологии»

Слово «идеология» сегодня сильно затёрто. Под ним зачастую понимают совсем не то, что раньше, – совокупность взглядов на главные вопросы существования государства и общества, основанных на чёткой системе ценностей и традиций (или, напротив, отказа от них). Мы часто слышим об «идеологии организации», «идеологии проекта» или даже «идеологии маркетингового плана». И это немудрено: до сих пор в Основном законе России, её Конституции, статья 13 звучит совсем недвусмысленно:

Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…

Вообще многообразие – дело, конечно, хорошее. Когда не касается пресловутых «гендеров» и той же идеологии: созданных Богом пола всего два – мужеской и женский, ну а «правда всегда одна». Другое дело, что в человеческой истории её слишком часто пытались исказить. И не случайно профессор Александр Дугин в своё время назвал формулируемую им идеологию «четвёртой политической теорией». Поскольку её первый апофатический (от противного) принцип – это отрицание трёх идеологических систем современного мира в их различных проявлениях: либеральной, коммунистической и фашистской.

ЗАМГЛАВЫ ВРНС ПРОФЕССОР АЛЕКСАНДР ЩИПКОВ, НАЧАЛЬНИК ПРЕЗИДЕНТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССОВЕТА РОССИИ АЛЕКСАНДР ХАРИЧЕВ, ЗАМГЛАВЫ ВРНС, УЧРЕДИТЕЛЬ ЦАРЬГРАДА КОНСТАНТИН МАЛОФЕЕВ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Ну а в чём же тогда катафатика, то есть содержательное утверждение, чем эта идеология является? Вот именно этому и была посвящена прошедшая идеологическая соборная секция. Но тоже не будем забегать вперёд, а начнём сначала. С того, что заложил в самом начале заседания его председатель – ректор Российского православного университета Святого Иоанна Богослова, замглавы ВРНС профессор Александр Щипков, сразу отметивший, что ни одна страна не может и суток прожить без идеологии:

Если бы не было идеологии в России, мы не могли бы начать СВО. Невозможно начинать военные действия в отсутствие идеологии. Провалились бы мы моментально. Поэтому если кому интересно, то можно изменения в идеологии проследить по речам Владимира Путина за последнюю четверть века. Поэтому, на мой взгляд, нам не столько нужно изобретать идеологию, сколько понять то идеологическое пространство, в котором мы сегодня находимся, и попробовать его описать.

По-настоящему суверенная страна, которой вновь становится Россия, без своей собственной идеологии прожить, конечно, не может. Да вообще не может любая, только стране не суверенной эта идеология навязывается извне, как это было с нами как минимум с начала 1990-х, когда вчерашние партийные и комсомольские вожаки перестали кланяться возникшим на Западе коммунистическим идолам, поклонившись куда более выгодным им идолам либеральным.

И если в XX веке нашей стране и её народу удалось одолеть главное историческое зло в виде гитлеровского нацизма и столь же антихристианскую коммунистическую идеологию, то либеральная гидра оказалась куда опаснее. За «правозащитной» фразеологией и посулами колбасно-развлекательного «рая» общества массового потребления скрывалось самое страшное.

Россию попытались лишить её самости. То есть даже не просто суверенитета, а самой её ценностной основы и государствообразующего народа, который даже в советское время так и не стал «новой исторической общностью», оставшись русским. В годы же либеральной демократизации и запрета государственной идеологии (каковой на самом деле стал западнический либерализм) русскость была фактически запрещена.

И с началом СВО, о котором не случайно упомянул профессор Щипков, произошёл некий надлом. Оказалось, что наше поколение Z, выросшее на гаджетах… русское. И эти ребята конца 1990-х – начала нулевых годов рождения сегодня под древнерусскими стягами с ликом Спаса не просто готовы идти в бой, но ждут перед этим священнических наставлений и произносят слова православных молитв. Пусть пока порой перемежая с матюгами. Но осознавая, за что сражаются, порой куда лучше многих госслужащих в тылу. Итак, за что? Идём дальше.

Александр Харичев: «Основной тренд – сплочение вокруг национального лидера»

Идеологическая секция ВРНС была бы просто очередным экспертным заседанием, каковых проходит немало на площадках разного уровня, если бы не одно но. Точнее, два: то, что сам Собор возглавляет Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Кирилл, и то, что в соборной деятельности участвуют те, кто творит реальную политику Государства Российского. Кроме того, немаловажно отметить, что Собор проходит при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

АЛЕКСАНДР ХАРИЧЕВ: «СТРАНА НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ МОБИЛИЗАЦИИ ПРОТИВ ДАВЛЕНИЯ, КОТОРОЕ НА НЕЁ ОКАЗЫВАЕТСЯ. МЫ БОРЕМСЯ ЗА ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ». ФОТО: ЦАРЬГРАД

Так, к соборной идеологической деятельности в 2023 году активно подключился Александр Харичев, начальник президентского Управления по обеспечению деятельности Государственного совета России. Представитель государственной власти, в своём выступлении на соборной идеологической секции очень точно определивший сегодняшнюю ситуативность возрождения государственной идеологии:

Страна находится в состоянии мобилизации против давления, которое на неё оказывается. Мы боремся за политический, экономический, технологический суверенитет. Подавляющее большинство граждан понимает эту ситуацию. И основной тренд – это сплочение вокруг национального лидера… Второй тренд – ориентация на семейные ценности: 68% граждан России считают ключевой ценностью крепкую семью… И третий тренд – патриотический настрой. Мы фиксируем в обществе рост числа патриотов. Они считают, что любят свою страну, не собираются уезжать и тратят свои силы на то, чтобы страна развивалась и процветала.

Являются ли сами эти тренды составляющими государственной идеологии? Определённо, нет. Но они чётко определяют общественный запрос на неё. Запрос на суверенитет не просто одной из региональных держав, а как минимум государства-цивилизации, во главе которой находится суверенный национальный лидер, суверен. Запрос на традиционные духовно-нравственные (в первую очередь семейные) ценности. И запрос на патриотизм.

По отдельности всё это ещё не идеология. Но если разобраться детально, все эти тренды являются как раз таки народным запросом на идеологию. Пусть философски не отрефлексированным, не каждый должен быть идеологом, но на глубинном уровне очень точным. Идеологи же в возрождающейся России имеются. И наиболее чёткую и выверенную политико-философскую основу под идеологией русского возрождения уже несколько десятилетий закладывает упомянутый профессор Александр Дугин, директор Института Царьграда и недавно открывшейся Высшей политической школы имени Ильина при РГГУ, чей доклад на идеологической секции Всемирного Русского Народного Собора стал одним из ключевых и по-настоящему программным.

Александр Дугин: «Необходимо завершить гражданскую войну»

Профессор Дугин долгие годы был признанным идеологом консервативной революции. Немногие вдумывались, что же вкладывается в это глубокое понятие политической философии, зародившееся, кстати, не в германской Веймарской республике 1920-х, а ещё у русских славянофилов. Но многим казалось, будто это что-то «бунташное». В реальности же это была революция против разрушения: истоков, ценностей, традиций. И когда государственные власти начали отказываться от этого разрушения, медленно, по капле, выдавливая из себя и России наследие 1990-х, постепенно от этой «бунташности» не осталось и следа.

 АЛЕКСАНДР ДУГИН: «НАМ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ ВНУТРИ РОССИИ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ». ФОТО: ЦАРЬГРАД

С началом же СВО стало очевидно: власти нужно помочь в той самой идеологической рефлексии, которая в сознании Верховного главнокомандующего явно началась уже давно. Но на уровне исполнителей даже следующего звена до сих пор не доведена даже до элементарного осознания, что та же спецоперация это уже не просто «денацификация» и «демилитаризация». Это та самая консервативная революция, призванная не посеять гражданскую войну, а её прекратить. Ради возрождения целостности русского общества. В первую очередь, конечно, ценностной, а соответственно – идеологической.

Нам ни в коем случае нельзя допустить внутри России предпосылок для гражданской идеологической войны. Например, белых против красных, сторонников свободы против сторонников социализма. Необходимо завершить эту гражданскую войну. И поэтому три основания – патриотизм, справедливость и свобода – должны обязательно браться целиком, как синтез нашей идеологической истории,

подчеркнул Александр Дугин.

Помимо уже процитированных трёх идеологических оснований, профессор Дугин приводит ещё два: суверенное развитие и благоденствие. Подчёркивая: не комфорт, не массовое потребление, а именно благоденствие как христианский общественный идеал. Как и та же свобода «по Дугину», а точнее, по-русски, это «свобода для», в первую очередь духовная и творческая. Собственно, и патриотизм становится русским патриотизмом тогда, когда ставит во главу угла защиту веры, а уже затем державы и народа.

Словом, всё дело во вкладывании в привычные понятия исконно русских ценностных оснований. Русских, разумеется, не узко этнически, а куда шире – на основании русской веры, Святого Православия, русской культуры и традиций. И конечно, русского языка, о важности сбережения которого в ходе идеологической секции было сказано немало. А ректор СПбГУ профессор Николай Кропачев посвятил отдельное выступление. Но самое главное, конечно, веры.

Епископ Савва (Тутунов) – о роли русского народа

Именно русскости как основе государства Российского и его идеологии посвятил своё выступление викарий Святейшего Патриарха, заместитель Управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Ключевые тезисы его выступления сводятся к следующему:

  • Русский народ призван олицетворять, являть, хранить и развивать общую идею для всех народов многосоставного народа России. Быть основным носителем этой идеи и стоящей за ней православной веры, православной религиозности, которые сформировали Россию. Эта роль русского народа возлагает на нас – русских людей – громадную ответственность, которой, прямо сказать, мы ещё не всегда соответствуем. Но, с другой стороны, эта роль должна получить и соответствующую народную санкцию.
  • В сопряжении с верой, историей, культурой, национальным характером русского народа единая идея нашего Отечества будет крепнуть и обогащать другие народы. Русская идея будет по-разному преломляться в различных народах нашего Отечества, но её основа будет единой.
  • Краткая формулировка нашей национальной идентичности: «Россия – государство многонациональное, ядром которого является русский народ» (Святейший Патриарх Кирилл).

Важно, что этот национальный элемент основания России и всего Русского мира проговорил именно православный архипастырь. Причём родившийся и выросший во Франции, будучи потомком русских эмигрантов, вернувшимся на Родину. Русская идея не наднациональна, она не является чем-то средним между американским плавильным котлом и французским понятием гражданской нации. Напротив, она глубоко почвенна, народна, хотя и в итоге многонациональна, поскольку воспринимается и другими народами нашего огромного Русского мира.

ЕПИСКОП САВВА (ТУТУНОВ): «РУССКИЙ НАРОД ПРИЗВАН ОЛИЦЕТВОРЯТЬ, ЯВЛЯТЬ, ХРАНИТЬ И РАЗВИВАТЬ ОБЩУЮ ИДЕЮ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МНОГОСОСТАВНОГО НАРОДА РОССИИ. БЫТЬ ОСНОВНЫМ НОСИТЕЛЕМ ЭТОЙ ИДЕИ И СТОЯЩЕЙ ЗА НЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ». ФОТО: HRAMILII.RU

Собственно, именно это прекрасно подтвердил в беседе с автором этих строк другой участник идеологической секции ВРНС. Сопредседатель Чеченского отделения ВРНС президент Академии наук Чеченской Республики Джамбулат Умаров:

Сегодня русскому народу необходимо единство. Волей к строительству великого государства. Строительству Империи. Если русский народ не будет верующим и сильным – этого государства не будет. И у тех народов, которые живут в составе России, будущего не будет никакого. Они будут растворены в рже западного влияния. Единственное спасение чеченского и остальных народов, которые живут в России, – это сила, мощь и дух русского народа, благодаря которому мы обязаны выжить.

Получается, выжить мы можем только в Империи. И это стало лейтмотивом всего идеологического заседания ВРНС, прошедшего в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Что подытожил в своём выступлении замглавы Собора, учредитель первого русского телеканала Царьград Константин Малофеев. Выступлении, которым мы не случайно завершаем этот текст (хотя докладов было десятки).

Что с того? Победа Империи!

Что бы ни говорить об идеологии Русского будущего, здесь и сейчас это идеология Победы. Если мы не одолеем коллективного западного врага в нашей сегодняшней Священной войне, то это станет историческим поражением не только русского народа, но и всего мира, в том числе западного, где до сих пор помнят свои религиозные и культурные истоки. И как минимум не хотят отказываться от традиционных семейных ценностей.

 КОНСТАНТИН МАЛОФЕЕВ: «ВОЙНА ИДЁТ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. ПОЛЕ БИТВЫ – СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. ТОЛЬКО ВЕРНУВШИСЬ К СЕБЕ, МЫ БУДЕМ СПОСОБНЫ ПОБЕДИТЬ». ФОТО: ЦАРЬГРАД

Но что нужно сделать, чтобы Россия победила? В первую очередь осознать себя самой собой. То есть Империей, наследницей Рима и Константинополя, катехонически удерживающей весь мир от падения в бездну. Об этом уже упомянутый в самом начале труд Константина Малофеева «Империя», этому он посвятил своё краткое выступление на идеологической секции XXV Всемирного Русского Народного Собора:

Великие Победы Россия одерживала лишь тогда, когда была Империей. Мы себя почувствовали православной Империей, когда победили в первой Отечественной войне 1812-1814 годов. Александр Первый начинал как ученик Лагарпа, а закончил как глубоко православный Государь. И служил православную литургию на том, что революционеры обозвали Place de la Concorde в Париже. Когда Сталин создал своё советское государство-Империю, вернув офицерские звания, Церковь, тогда мы победили в войне 1945 года… Война идёт здесь и сейчас. Поле битвы – сердце человеческое. Только вернувшись к себе, мы будем способны победить. Причём победить не только на фронте, а победить так, чтобы эту Победу удержать. Это очень важно.

Победить и удержать Победу. А для этого стать Империей. Точнее, мы ей уже являемся. Хотя пока не до конца осознали это. И именно в этом идеологическом осознании, в этом возвращении к самим себе и есть главный залог нашей Победы, дарующей нам право на Русское будущее, будущее Русского мира.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ