В рядах ВСУ растёт дезертирство. Такой прискорбный факт с цифрами в руках констатировали представители Генпрокуратуры.

Уже в конце 2022 года количество «предателей Украины» перешагнуло рубеж в 3000 человек вопреки рассказам Зеленского и Данилова о том, как добровольцы с ночи занимают очереди в военкомат, чтобы попасть на передовую. При этом, помимо «официальных» дезертиров, из ВСУ самовольно сбежали 6183 солдата, почти 200 человек решились на самострел, лишь бы не ехать под Бахмут.

А за 9 месяцев 2023 года из рядов ВСУ военные дезертировали 4638 раз. Самовольных уходов из расположения части в 2023 году также стало больше – почти 11 тысяч военнослужащих наплевав на «деоккупацию» Крыма и Донбасса, решили не выходить на границы 1991 года и покинули нестройные ряды украинской армии. Самострелов также не стало меньше – 162 солдата нанесли себе увечья, предпочтя остаться инвалидами, но не ехать «на ноль».

И это только те цифры, которые становятся известны прокуратуре, а ведь часто военное командование не разглашает информацию о происшествиях, чтобы избежать наказания сверху.

В открытом электронном судебном реестре Украины на сегодня опубликовано свыше 800 приговоров дезертирам, еще несколько тысяч производств продолжают рассматривать. Можно предположить, что сейчас в следственных изоляторах, тюрьмах и гауптвахтах находится несколько тысяч подследственных и заключенных военных, которые привлечены к уголовной ответственности по ст.408 УК Украины.

«Фактически за решеткой сейчас находится количество дезертиров, из которых можно сформировать, как минимум, одну бригаду. Большинство из них осуждены на 5 лет лишения свободы, в отдельных случаях получают максимальный срок – 8 лет тюрьмы. До войны по этой статье зачастую получали условные сроки», — отметил бывший военный прокурор Центрального региона Алексей Хоменко.

По его словам, в производствах можно изучить мотивы дезертиров: многие признаются в страхе перед смертью. Например, приговор, приведенный в реестре, рассказывает историю национального гвардейца, который сбежал из части с автоматом и 4 магазинами с патронами после прилета в его часть ракеты в начале марта 2022 года. В результате погибло несколько десятков сослуживцев дезертира. Правда, самого дезертира так и не нашли, свидетели рассказали в суде, что беглого нацгвардейца видели на фото в соцсетях, он, якобы, находится в плену у россиян. Приговор был вынесен заочно — восемь лет тюрьмы.

Есть много случаев, когда тюремный срок дезертирам заменяют на службу в дисциплинарном батальоне. Например, мобилизованный многодетный старший солдат получил за дезертирство полтора года тюрьмы, но был отправлен в дисбат: суд учел наличие трех детей и беременной жены. Сержант пограничной службы сбежал из части 5 мая 2023 года, судьям рассказал, что дезертировал из-за страха. Получил приговор в два года дисбата.

Вообще-то о дисбатах официально в ВСУ говорить не любят. Тем более, после ряда неудачных военных экспериментов. Видимо, насмотревшись сериала «Штрафбат» военное руководство предпринимало попытки использовать дисциплинарные батальоны в качестве штурмовых отрядов. Но все они провалились: в большинстве случаев личный состав крайне неохотно шел в атаки. А некоторые бойцы сразу сдавались в плен. Кроме этого, возникли вопросы с надзором личного состава дисбатов. Проще говоря, не хватило заградотрядов для штрафников. Поэтому функционал дисбатов сейчас больше напоминает стройбаты: «наказанные» просто строят дачи генералам.

Количество солдат, которые открыто не желают погибать в бою, куда больше, чем показывают официальные цифры. Офицеры таких «пятисотых», (так называют отказников в армии), стараются в основном загружать небоевой работой — рытьем окопов, строительством укреплений, погрузкой боеприпасов и снаряжения. Ведь в случае дезертирства с командиров частей жестко спрашивается.

Основная причина дезертирства весьма очевидна – отсутствие мотивации. Мало кто желает быть пушечным мясом, тем более, когда и президент и министр обороны не стесняясь говорят, что украинские солдаты дешевле западных, и пусть лучше за интересы НАТО полягут «козаки», чем лучшие сыновья и дочери американского народа. Кроме того, у военных накопилась усталость от длительного пребывания на передовой. Командиры говорят, что ротаций в ВСУ стало меньше, новобранцев не хватает. Поэтому недолеченных в госпиталях солдат вынуждены возвращать раньше времени в окопы. Нехватка личного состава доходит до 40%. Зато участились митинги протеста в тылу: когда родственники военнослужащих требуют ротаций и выходят с плакатами на центральные площади городов. Не замечать этого уже нельзя.

Почему именно сейчас вспомнили о дезертирах и начали выяснять их количество? Да все просто: отказников, которые ждут приговоров в СИЗО, намерены отправить в окопы. Заместитель главы комитета ВР по вопросам обороны Марьяна Безуглая анонсировала голосование за законопроект, касающийся мобилизации и прохождения военной службы. Одним из ключевых пунктов документа является постановка на воинский учет лиц, «осужденных за совершение уголовного правонарушения к лишению свободы, ограничению свободы, в том числе с освобождением от отбывания наказания». То есть, те самые дезертиры и «штрафники», теперь не смогут отсидеться в уютных камерах или откосить от фронта на генеральской стройке. Недобор «героев» просто катастрофический, а глава Пентагона Ллойд Остин, недавно посещавший Киев, приказал готовится к зимнему наступлению. Поэтому режим Зеленского «закроет глаза» на все приговоры и сроки дезертирам и самострельщикам и погонит их в бой.

Светлана Манекина