После начала СВО на Украине с новой силой возобновилось волонтёрское движение. За первые три недели наблюдался настоящий «бум» донатов. Украинцы жертвовали на ВСУ от бытовых мелочей до автомобилей. Однако со временем этот энтузиазм начал спадать.

Этим летом в New York Times вышел материал, о том, что ВСУшники на передовой жалуются, что пожертвования становятся все реже. Это привело к тому, что некоторые солдаты пытаются собирать деньги самостоятельно, часто нетрадиционными способами. Например, продают картины или памятные вещи с передовой, например обломки сбитых российских беспилотников, а также предлагают украинцам писать собственные сообщения на артиллерийских снарядах за отдельную плату. ВСУшники считают, что донатят все меньше, потому что украинцы уже просто устали от этого конфликта.

Руководитель украинского волонтерского фонда Leleka Foundation, оказывающего помощь ВСУ, Ирина Гук во вчерашнем интервью НВ пожаловалась на трудности, которые сегодня возникают при сборе средств.

«Немного раздражает, конечно, что иногда надо что-то придумывать. Вот мои коллеги там какой-то фестиваль провели, какие-то мастер-классы. Надо придумывать какое-то развлечение для того, чтобы привлечь 100 тысяч гривен. Скажем так, труднее бороться за эти деньги. С другой стороны, оно так работает, значит, мы подстраиваемся под реальность и что-то придумываем», — сказала она

Волонтер вспоминает весну 2022 года и говорит, что тогда «почему-то никого не надо было развлекать, печь пирожки, лепить горшки, чтобы собрать деньги на что-то».

«Это же не о том, что все деньги закончились. Это именно о том, что люди потеряли страх. Конечно, в Киеве в 2022-м весной было мало понятно, что будет с городом завтра или послезавтра. А сейчас считают, что уже все, Киев в безопасности. Ну, не знаю, не знаю…», — резюмировала Гук.

О том, что собирать средства становится все труднее, говорит и Олег Карпенко, замглавы одного из крупнейших фондов «Вернись живым». В прошлом году благотворительная организация собрала около 177 миллионов долларов и поддержала 580 военных подразделений. В этом году волонтеры не ожидают достичь этой отметки из-за уменьшения международного интереса и более сложной ситуации внутри страны.

Стоит отметить, что волонтерство для многих стало схемой обогащения. Даже такие известные националисты как шоумен Сергей Притула и одесский радикал-убийца Сергей Стерненко неплохо поднялись на донатах. Также активизировались мошенники, которые представляясь волонтерами известных благотворительных фондов, объявляют сбор средств для ВСУ, а затем исчезают с деньгами.

Источник