© NIKOLAY GYNGAZOV/GLOBALLOOKPRESS

В стенах парламента страны прозвучало заявление, которое серьёзным образом озадачило: российские пенсии в шесть раз отстают от европейских и американских. Однако никакого скандала – даже минимальной реакции не последовало.

В кабинетах власти все продолжают делать вид, что всё нормально. По словам первого зампреда комитета Госдумы по экономической политике Николая Арефьева, Россия «унизительно отстаёт» от других стран. Аудиторы Счётной палаты представили данные, из которых следует, что после уплаты всех обязательных платежей у российских пенсионеров остаётся лишь 3000 рублей.

По словам Николая Арефьева, положение пожилых граждан в России катастрофическое. Он готов подписаться под любым законом, который улучшит материальное положение российских стариков:

Сейчас собираются минимальную зарплату поднять до 19 тысяч рублей, 16 тысяч рублей в месяц  средняя пенсия. Это какими мозгами надо думать, чтобы считать, что на 16-19-20 тысяч можно прожить, учитывая, что всё платно? Я понимаю, что в СССР были зарплаты и пенсии не очень высокие, но было всё бесплатно.

Инфляция, девальвация, перманентные реформы, которые не доводятся до логического завершения, – эти и другие факторы влияют на благосостояние не только людей старшего поколения, но и тех, кто, сейчас, работая, пытается свести концы с концами. Однако по логике тех, кто отвечает в России за финансы и экономику, делается всё, чтобы не допустить роста розничных цен. Так, по словам главы Минфина Антона Силуанова, госбюджет этого года позволяет утверждать, что в стране нет проинфляционной политики, особенно после укрепления курса рубля.

© BULKIN SERGEY NEWS.RU/GLOBALLOOKPRESS

В российском Центробанке, судя по всему, с этим особо не согласны. Выступая в Госдуме, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что годовая инфляция в России сейчас превышает 7% – этот уровень нельзя назвать безобидным. Регулятор готов снизить ключевую ставку, когда годовая инфляция приблизится к цели в 4%:

Были вынуждены поднять ключевую ставку. Если бы мы этого не сделали, всё было бы хуже, и для людей, и для бизнеса, – сказала глава ЦБ России Эльвира Набиуллина. – Нас иногда упрекают, что мы избыточно повысили ставку, что она более чем в два раза выше текущей инфляции. Годовая инфляция последовательно растёт, начиная с июня, сейчас уже более 7%, и в сравнении с 4% нельзя назвать безобидным. Мы часто приводим аналогию, что годовая инфляция – это как зеркало заднего вида: спуски, подъёмы… она говорит о том, что впереди.

Более того, раздаются голоса в поддержку проводимого финансового курса. Дескать, он был правильным все минувшие десятилетия. Такая беседа у нас состоялась с главой комитета Госдумы по экономической политике Максимом Топилиным:

– Я сказал об этом и на пленарном заседании, и глубоко в этом убеждён, что вся наша прежняя политика… и говорить о том, что не только сейчас она правильная, а она была правильная на протяжении последних 20 лет, – подчеркнул депутат.

– Правильной?

– Как минимум после 98-го года она была правильной, безусловно, были какие-то ошибки, были какие-то детали, но в целом именно эта политика финансовых властей позволила нам сегодня в течение полутора лет устоять, иметь ресурсы для того, чтобы поддержать те выпадающие доходы, которые возникли в связи с ограничениями по экспорту, в том числе обеспечить все социальные обязательства, несмотря на то что часть ресурсов золотовалютных была заблокирована и на них наложены санкции.

© BULKIN SERGEY NEWS.RU/GLOBALLOOKPRESS

Запредельная ставка – это остановка развития и экономического роста. Снижение инфляции можно достичь варварскими методами «в короткую», но на длинном временном отрезке, очевиден, проигрыш, который будет иметь негативные последствия:

Был хохот на тему того, что в качестве борьбы с сорняками нужно выключить свет и отключить воду, тогда сорняков точно не будет, но есть нюанс. Ничего вообще не будет. Не будет помидоров и огурцов, которые ты там выращивал. Это ЦБ не волнует, потому что они не отвечают за помидоры и огурцы. Они отвечают за что? За два показателя – «рубль-доллар курс» и «инфляция». Если в парнике всё умрёт, то инфляции не будет. У них нет показателей «экономический рост» и «экономическое развитие страны» – они за это не отвечают, – объяснил, в свою очередь, учредитель телеканала Царьград Константин Малофеев.

Нет экономического роста – нет достойных пенсий. Можно сколько угодно менять методологию расчётов Росстата. Говорить – одно, но думать – другое. Уверять всех в успехах и достижениях, но реальность, мягко говоря, иная. Слова депутата Арефьева о том, что российские пенсии в шесть раз отстают от европейских и американских, – звонкая оплеуха всем, кто годами занимался в России социальными изменениями. Обещал рост уровня жизни людям старшего возраста, а по факту привёл ситуацию в позорный тупик. Можно и нужно отстаивать свои национальные интересы, защищать свой суверенитет, но «первая линия фронта» проходит здесь, в России, когда мы анализируем и сравниваем уровень жизни в нашей стране и за её пределами. Пока счёт, к сожалению, не в нашу пользу.

ЮРИЙ ПРОНЬКО