Боевая работа «Железного купола» во время операции «Страж стен», 2021 г. Фото Минобороны Израиля

В течение последнего месяца национальная система противоракетной обороны Израиля проходит самую суровую и длительную проверку боеспособности в реальных условиях. Большую часть работы по обнаружению и уничтожению ракет противника сейчас выполняет зенитный комплекс малой дальности «Кипат барзель» / «Железный купол». В силу ряда объективных факторов сейчас его работу можно назвать лишь удовлетворительной.

Удары и оборона

Напомним, палестинские вооруженные формирования начали массированную атаку территории Израиля утром 7 октября. Первый крупный обстрел стал едва ли не самым массовым в истории конфликтов в регионе. После этого атакующая сторона продолжила пуски, но уже с меньшей интенсивностью.

По следам первой атаки представители движения ХАМАС сообщили, что в ней использовалось 5,5 тыс. ракет. Командование израильской армии дало более скромную оценку – порядка 2,2 тыс. изделий. Впрочем, обстрелы продолжаются, и к настоящему времени израильская сторона насчитала более 8 тыс. ракет.

Подробная и точная информация о результатах палестинских ударов пока отсутствует. Известно, что существенная доля ракет вследствие низкого качества изготовления не попала в города или военные объекты. Так же значительную долю, как утверждается, смогла перехватить система ПРО АОИ в лице зенитных комплексов нескольких типов.

Сообщалось о применении практических всех наличных средств ПРО. Основная нагрузка при этом легла на самые массовые и распространенные противоракетные ЗРК «Кипат барзель», размещенные практически во всех потенциально опасных районах. Также появилась новость о первом успешном применении лазерного комплекса ПРО, но вскоре выяснилось, что эти сведения не соответствуют действительности.


Палестинские ракеты в воздухе. Фото Telegram / «Военная хроника»

Активная работа и определенные успехи израильской ПРО подтверждаются свидетельствами очевидцев и многочисленными видеоматериалами из зон перехвата. Тем не менее, все летящие цели поразить не удалось. По разным оценкам, не менее нескольких десятков палестинских ракет успешно добрались до своих целей либо были подбиты, упали и нанесли урон на земле.

По понятным причинам, Израиль не торопится раскрывать полную статистику о пропущенных и перехваченных целях. ХАМАС, в свою очередь, не имеет возможности объективно оценить результаты своих ударов. Впрочем, это не мешает обеим сторонам рапортовать об успехах и решении поставленных задач.

Средство защиты

Основным средством противоракетной обороны Израиля является ЗРК малой дальности «Железный купол». Это наиболее многочисленный комплекс из состава национальной ПРО, он прикрывает наибольшую площадь, а также отвечает за оборону наиболее сложных районов. Кроме того, именно этот ЗРК получает основную славу в контексте борьбы с баллистическими целями.

«Кипат барзель» изначально разрабатывался израильской компанией Rafael Advanced Defense Systems, а затем к созданию ракеты-перехватчика привлекли американскую Raytheon. Основные работы были выполнены в двухтысячных годах, и в начале десятых ЗРК был готов к принятию на вооружение.

Первая батарея «Купола» заступила на боевое дежурство в конце марта 2011 г. Всего через несколько дней сообщили о первом эпизоде боевого применения – ЗРК успешно сбил палестинскую неуправляемую ракету. В течение нескольких следующих лет развернули еще девять батарей, что позволило прикрыть все районы Израиля, которым угрожают неуправляемые ракеты малой дальности. Обсуждалась возможность формирования новых подобных соединений, размещения ЗРК на кораблях и т.д.


Перехват целей противоракетами «Тамир». Фото Telegram / «Уголок Ситха»

Согласно раскрытым данным, каждая батарея ЗРК «Кипат барзель» включает собственную поисковую РЛС с АФАР типа ELM-2084 с дальностью обнаружения крупных целей до 400-470 км. Имеется пункт боевого управления, обрабатывающий данные о воздушной обстановке. В батарею входят три или четыре перевозимые пусковые установки с 20 противоракетами на каждой. При помощи грузовиков все средства комплекса могут перемещаться между позициями, но развертывание и подготовка к убытию занимают значительное время.

Непосредственно за борьбу с баллистическими целями отвечает зенитная управляемая ракета «Тамир». Это изделие длиной 3 м массой 90 кг с максимальной скоростью полета 700 м/с и дальностью до 17 км. Наведение – по командам с земли или при помощи собственной радиолокационной ГСН. Ракета несет 11-кг осколочно-фугасную боевую часть с неконтактным взрывателем.

Разработчик и эксплуатант утверждают, что ЗРК «Железный купол» использует избирательный принцип поражения целей. РЛС и пункт управления комплекса во время боевой работы рассчитывают, какие из обнаруженных целей угрожают населенным пунктам или иным объектам. По ним производится пуск противоракет, тогда как другим позволяют упасть в безопасном месте. Предполагается, что такой подход снижает расход боекомплекта, увеличивает время работы до перезарядки пусковой установки, а также уменьшает стоимость дежурства и боевого применения.

Объективные трудности

По известным данным, «Кипат барзель» и другие комплексы ПРО израильской армии 7 октября перехватили большое количество баллистических целей, но несколько десятков ракет все же упали в городской застройке. Причины этого в целом понятны. При всех своих преимуществах, имеющиеся у АОИ комплексы противоракетной обороны имеют объективные недостатки и ограничения.

Главной причиной ограниченных успехов «Куполов» месяц назад следует считать несоответствие боекомплекта масштабам той атаки. Нетрудно подсчитать, что 10 развернутых батарей, при полном составе, могут включать до 30-40 пусковых установок с 600-800 противоракетами. Для повышения вероятности поражения цели, ЗУР должны запускаться парами. Соответственно, комплексы «Кипат барзель» в той ситуации, даже в теории, могли сбить не более 400-800 ракет, причем это максимальная оценка.


Падение ракеты «Тамир» на израильской территории. Фото Telegram / «Вестник ПВО»

По данным ХАМАС, только в ходе первого удара было запущено ок. 5,5 тыс. ракет. Готового боекомплекта «Железных куполов» хватило бы лишь на 10-14 проц. от этого количества угроз. Информация о доле ракет, летевших к населенным пунктам и представлявшим угрозу, отсутствует. При этом она могла бы серьезно дополнить имеющуюся картину – эти данные покажут, какую часть реальных угроз смогла обезвредить ПРО.

Впрочем, судя по падениям ракет в городах, ЗРК действительно не смогли полностью отразить атаку. В первую очередь, по причине перенасыщения ПРО. Противник запустил слишком много ракет, чтобы израильские комплексы смогли перехватить хотя бы ту их часть, что летела к городам.

В этом контексте следует обратить внимание на события последующих дней и недель. Палестинские формирования продолжают запускать по Израилю ракеты, но интенсивность обстрелов снизилась до десятков снарядов в день. С такими атаками «Железный купол» справляется – ему хватает быстродействия и боекомплекта.

При всем этом есть основания говорить о некоем несовершенстве «Купола». Известны любительские видео, показывающие полет «Тамиров» по странной траектории с последующим падением на землю. Предпосылки к таким инцидентам неизвестны, но негативные последствия очевидны – ракета-перехватчик не только не помешала вражескому снаряду, но и сделала за него часть работы.

Массированное применение «Кипат барзеля» против крупной атаки имело негативные последствия финансового характера. Изначально одна ракета «Тамир» стоила порядка 50-70 тыс. долл. США. Как сообщается, к настоящему времени массовое производство позволило довести цену до 40 тысяч. Впрочем, и при таком снижении расценок стоимость «залпов» в масштабах 7 октября оказывается чрезмерной. В то же время, следует учесть возможные объемы компенсаций, строительства и т.д. в случае, если бы ракеты противника не были сбиты.


Взлет противоракеты. Фото Rafael

Предсказуемый результат

Таким образом, в ходе очередного боевого применения израильский комплекс ПРО «Кипат барзель» показал себя не самым лучшим образом. Он смог перехватить массу ракет противника, однако пропустил часть таких целей, что привело к жертвам и разрушениям на земле. Наличие других специализированных ЗРК в целом не улучшило общие результаты, в основном из-за особенностей эшелонирования обороны.

Главной причиной весьма ограниченных успехов и заметных неудач все же стала грамотная организация атаки палестинскими формированиями. Они учли особенности ПРО АОИ и смогли обеспечить массированный удар. За счет численности запущенных ракет удалось компенсировать возможные промахи и создать чрезмерную нагрузку на системы обороны.

Следует отметить, что в течение последних лет одной из основных тем обсуждений в контексте израильских комплексов ПРО являлась именно их способность отражать массированные удары. Как показывала практика, построенная система национальной ПРО способна справиться с десятками и сотнями ракет кустарного производства. Однако более интенсивный обстрел может пробить такую оборону и нанести урон.

Как Израиль отреагирует на последние события и станет развивать свою ПРО, пока неизвестно. Возможно, он развернет новые батареи ЗРК, проведет модернизацию комплексов или разработает совершенно новые системы обороны. Насколько успешными будут эти проекты и какие результаты позволят получить, покажет время.

Автор:
Рябов Кирилл