ФОТО: PATRIARCHIA.RU

4 ноября, в День народного единства и Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил сенсационную новость: найдена та самая икона, перед которой в 1612 году молились русские ополченцы во главе с Мининым и Пожарским. Также он явил сам чудотворный образ. Но что это за икона? И почему так сильно возбудились скептики и откровенные безбожники? Давайте разбираться.

Пролог. Чудо-1612

Для начала «ужастик». Из реальной жизни. Точнее, из прошлого, но более чем реального. Осень 1612 года. Москва. В самом сердце Земли Русской, Московском Кремле, хозяйничают польско-литовские захватчики. Да-да, не столь уж далёкие предки нынешних наёмников-«пшеков», обильно удобряющих поля Донбасса и Новороссии. Сурово? Но, увы, справедливо. Ни тогда, ни сегодня никто не звал их на русские земли. Вот только тогда, четыре столетия назад, было ещё страшнее.

Возьмём в руки летопись Авраамия Палицына, келаря Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в те самые годы сделавшего немало для сбора народного ополчения против западных захватчиков. Вот как он вспоминает, что обнаружили у «ляхов» русские ополченцы, вступившие в те осенние дни 1612-го в московский Китай-город, а затем освободившие и Кремль:

И обретошя много тщанов (чанов – ред.) и наполов плоти человеческия солены и под стропами (под стропилами, на чердаках – ред.) много трупу человеческаго.

Жутко? Но может, это искажение действительности русским летописцем? Тогда давайте обратимся к знаменитому польскому историку Казимиру Валишевскому. В своей работе «Смутное время» он так писал о тех страшных днях:

Они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать… Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые – больными. Ссорились из-за мёртвых…

Хватит жути? Действительно, хватит. Но что же смогло тогда остановить это безумие западных «аристократов», пришедших в молодое Московское Царство, Третий Рим, учить наших предков «европейскому прогрессу»? Не что, а кто. И даже Кто. Пресвятая Богородица и молившиеся ей русские ополченцы во главе с Мининым и Пожарским. Молившиеся перед Её чудотворной Казанской иконой.

КАРТИНА ФИЛИППА МОСКВИТИНА «ГРАЖДАНИН КУЗЬМА МИНИН И КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ. 1612 ГОД» (2009). ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ХУДОЖНИКОМ ПЕРВОМУ РУССКОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ ЦАРЬГРАД ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

В считаные дни заступничество Божией Матери принесло нашим воинам Победу, величие которой невозможно умалить. Ещё совсем недавно казалось, что России больше нет. Что её поглотила внутренняя смута, а польско-литовская Речь Посполитая вправе наводить здесь свои порядки (многие уже присягнули на верность королевичу Владиславу, сыну польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III).

Враг был изгнан из Москвы, и спустя неполные четыре месяца Государство Российское на Земском Соборе 1613 года вновь обрело Царя. Михаила Фёдоровича Романова, в годы царствования которого Россия увеличилась в несколько раз, став самой настоящей Империей не только по духовному преемству, но и политико-географически. Раскинувшись от возвращённого Киева, Матери городов русских, до Тихого океана.

Что же это за икона такая?

Это тот самый чудотворный образ, перед которым молился князь Пожарский, который был великой святыней в самое опасное время нашей истории. Имею в виду средние века, когда решалась судьба России, когда враг, поляки, находились в Москве и избавление от этого врага означало, будет ли Россия свободной страной или окажется в вечной зависимости от иноземцев.

Эти слова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнёс 4 ноября 2023 года в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, явив городу и миру чудотворный образ, который в тот же день был перенесён в Казанский собор на Красной площади. Храм, изначально возведённый именно в честь этой иконы и её чуда.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ 4 НОЯБРЯ 2023 ГОДА В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ЯВИЛ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Не все и не сразу поняли, о каком чудотворном образе идёт речь. А обратившись к «Википедии», и вовсе запутались. В течение нескольких часов разные СМИ давали противоречивую информацию: какая именно Казанская икона была явлена Патриархом. И эта путаница дала повод ищущим повода. Мол, икона «ненастоящая», «церковники» опять «дурят народ». С «логичным» продолжением про религию как «опиум» и словесными нечистотами в адрес самой Русской Церкви.

Чтобы разобраться в ситуации, для начала давайте поймём, что же такое «настоящая икона». Списков Казанской иконы Божией Матери, впервые явленной во граде Казани в 1579 году, великое множество. И сегодня такие иконы пишутся ежедневно в немалом количестве. Причём их святость и чудотворность не зависят напрямую от времени написания.

Два древнейших образа Казанской иконы – обретённый в Казани и московский список примерного того же времени – пропали в начале прошлого века: в 1904 и 1918 годах. Тот список, который был чудесным образом обнаружен и явлен Святейшим Патриархом Кириллом, – это и есть та самая Московская Казанская икона Пресвятой Богородицы, перед которой в 1612 году молились воины народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским.

Собственно, об этом прямо сказал сам Предстоятель Русской Церкви, а затем дополнил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда, подчеркнувший, что это именно та икона, которая пропала в 1918 году из Казанского собора на Красной площади.

«Какие ваши доказательства»?

Конечно, сегодняшним скептикам-скандалистам никакие реальные доказательства не нужны. Нужен, что называется, «хайп». Чтобы в очередной раз очернить Русскую Церковь и внести недоверие и смуту в умы простых русских людей.

Разумеется, обнаруженный образ, прежде чем Патриарх явил его в Успенском соборе Московского Кремля и перенёс в Казанский собор на Красной площади, прошёл надлежащую искусствоведческую экспертизу. Ну а поскольку его исчезновение произошло по историческим меркам относительно недавно, в 1918 году, и существуют детальные описания этого списка, сомнений не остаётся. Икона – «та самая», приблизительно 1580 года.

ПАТРИАРХ ПЕРЕНЁС ОБНАРУЖЕННЫЙ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ В КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Да и вообще история её нынешнего обретения удивительна. Слово – самому Патриарху Кириллу, который не скрывает, что тоже сначала не поверил обретению древней святыни:

Вначале подумал, что это очень искусно сделанная подделка, сейчас так делают иконы под старину, для чего художники повторяют все изъяны старинных икон… Но всё-таки я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. А поскольку эта икона является точнейшей копией той чудотворной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идёт о том самом чудотворном образе, перед которым молились и Минин, и Пожарский.

Что с того?

И в заключение – меткий интернет-пост одного далеко не самого известного, но весьма проницательного блогера:

Что меня утешает в нынешнем потоке многонационального мутняка, так это коллективное беснование искусствоведов-швондеров по поводу обретения Казанской иконы. Т. е. они сквозь зубы признают: да, вроде подлинник, да, вроде XVI век, но не может же это быть ТА САМАЯ икона, ненаучно это, попы народ дурят! Визг такой, как будто творение базарного богомаза предъявили. Значит, бесов корёжит.

«Бесов корёжит». Очень точное определение. Но не просто каких-то абстрактных бесов, а вполне конкретных прозападных бесенят, которые спят и видят, как бы поскорее Россия проиграла в сегодняшней войне с Западом. Чтобы назначенный им очередной «королевич Владислав» стал управлять необъятными русскими землями с их колоссальными ресурсами. И, согласно многим эсхатологическим пророчествам, повергнув Империю, Катехон, ждать воцарения антихриста.

Но в Священном Писании, в соборном Послании апостола Иакова (чей день, кстати, празднуется сегодня, сразу после дня Казанской иконы Божией Матери), есть очень важные слова: «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). То есть враги рода человеческого прекрасно знают, что Бог есть, однако ненавидят Его и очень боятся. Делая всё, чтобы мы, простые люди, тоже либо возненавидели Его, либо не верили.

А потому, прекрасно понимая, что обретённая икона – «та самая», они больше всего страшатся того, что русские люди снова будут соборно молиться Пресвятой Богородице перед её Казанской иконой о нашей скорейшей Победе. И, нет сомнений, Она вновь дарует нам эту Победу.

Пресвятая Богородица, храни нас, Землю Русскую, Церковь нашу, народ наш от всякого врага и супостата!

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ