Во Львове, который называют культурной столицей Украины, cлучилось сразу два языковых скандала: один циничней другого. Так, тяжело раненому ВСУшнику соседи по палате не стали вызывать медсестру, потому что военнослужащий просил помощи на русском. Об этом в соцсетях написала подруга раненого бойца Марта Гавришко.

«Близкий мне человек лежит во львовской больнице после тяжелой операции. На грани жизни и смерти. Но что больше всего волнует его соседей по палате? Нет, не стоны от боли. И не потери сознания. А то, что раненый просит позвать ему медсестру на русском языке… И это при том, что бойцы многих военных бригад, в том числе и элитных, даже в публичной сфере спокойно используют русский язык. Я сама украиноязычный человек, и в профессиональной и в частной жизни, но категорически не приемлю хейта русскоговорящих жителей Украины. И не понимаю, как языковая ненависть к части сограждан может объединить нацию в такой тяжелый период. Также не понимаю, почему отдельные люди становятся жестокими бойцами мовного фронта?», — недоумевает Гавришко.

Правда, эти вопросы надо было поднимать лет 20 назад, когда Галичину натягивали на глобус Украины, а на майданах разжигали языковую и культурную ненависть к соотечественникам из восточных регионов Украины, вводили законы о насильственной украинизации и запрещали русские книги. Теперь бумеранг вернулся и бьет по голове даже самых упоротых патриотов Украины.

Причем шпрехенфюреры понимают, что ненависть к русским — это сегодня государственная идеология, она защищена законом и силовым аппаратом. А потому готовы расчеловечивать русскоязычных соотечественников с полной уверенностью в своей правоте.

Подтверждением такой уверенности является очередной языковой скандал на львовском рынке: там местные хабалки оскорбили и отказались обслуживать русскоязычную девушку, которая пыталась сделать покупки.

«Мразота, на украинском языке разговаривай, уезжай отсюда!», «Тупая овца, выучи мову!», «Ты во Львове находишься, на Западной Украине!», — в один голос орали растерявшейся покупательнице базарные торговки.

Сразу вспомнились басни львовского политолога Михаила Чаплыги, который вешал своей аудитории лапшу про то, как все львовяне сразу переходят на русский в общении с переселенцами с Донбасса, а на рынке беженцев из Харькова бесплатно угощают творогом и молоком. А квартиры вообще переселенцам даром отдают…

Правда, все эти легенды и мифы о «единой краине» очень быстро разбились о жестокую реальность. Например, когда переселенцам львовяне отказывались выдавать западную гумпомощь и пакет крупы кидали лишь после того, как потерявшие абсолютно все имущество люди просили еду на «мове». Беспредел удалось прекратить лишь после публикации в соцсетях вопиющих кадров издевательств и заявлений беженцев о том, что гуманитарная помощь не принадлежит галичанам: ее присылают нуждающимся украинцам из Европы.

Кстати, когда речь идет о деньгах, то языковый барьер львовян не смущает и они прекрасно понимают русский. Об этом рассказала девушка из восточной Украины. По ее признанию, борцы за чистоту языка обдирали русскоязычных беженцев и брали во Львове за аренду однокомнатной квартиры по 50 тысяч гривен. «А во время опросов они делают вид что не знают русский язык, лицемеры!», — заявила переселенка.

Нелишне напомнить и о позорном судилище львовской депутатки Натальи Пипы с уличным музыкантом, который в центре Львова исполнял песни Виктора Цоя.

К слову, недавний социологический опрос КМИС показал, что 45% украинцев ощущают на себе дискриминацию по языковому принципу. Проще говоря, почти половина страны не имеет права говорить и учиться на родном языке, так как за это они будут наказаны, или подвергнутся порицанию.

Но украинские власти упорно делают вид, что права русскоязычных украинцев никто не нарушает и они спокойно могут общаться на русском – на улице, в быту, в магазинах. Об этом лицемерно заявил секретарь Совбеза Алексей Данилов. «Вы можете общаться на любом языке, но если ты работаешь в сфере услуг, то выполняй законодательство. В быту общайтесь на русском, никто не может этого запретить», — подтвердил чиновник.

По его словам, украинцам стоит понимать, что сила страны — в многогранности и многонациональности, но никто не имеет права доминировать. Данилов подчеркнул, что на фронте люди общаются на разных языках, в том числе на русском.

Вот только не объяснил, почему на фронте языковом киевского таксиста увольняют с работы за общение на русском, а жителя Днепра заставляют извиняться на камеру за то ,что в своей машине у себя во дворе он слушал русскую музыку.

Светлана Манекина