ФОТО: MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKPRES/СЕРГЕЙ КИСЕЛЁВ/АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Испуганные патриоты нашли пути к возвращению в Россию. Не надо себя обманывать: в этом кроется большая опасность. Россия должна дважды задуматься, стоит ли впускать их обратно, и трижды — стоит ли предоставлять им эстраду для выступлений.

Визит старой дамы

У нас опять сенсация. Накануне Дня народного единства Алла Пугачева вернулась в Россию. Кажется, об этом написали все, кто вообще что-то пишет. Пугачёва, если верить телеграм-каналам, пересекла границу России со стороны Эстонии, на автомобиле доехала до Пскова, оттуда поездом прибыла в Москву. Почему, зачем, надолго ли, что здесь будет делать — никто не знает. Есть лишь предположения: ищет где безопаснее. Может быть, пришла к выводу, что в подмосковном замке не так велика вероятность попасть под обстрел, как на берегу Средиземного моря в предместье Тель-Авива.

Есть и другие предположения. Одно из них гласит, что примадонна видит в России возможности заработка. Другое — что кто-то хочет использовать её как посредника в каких-то тайных переговорах.

Правда, оба эти предположения осведомлённые люди обсуждают скептически. Источник Царьграда на Старой площади полагает, что в высших или средних эшелонах власти сейчас не найдётся почти никого, кто рискнёт встретиться с Пугачёвой. Она слишком «токсична». Не факт, что даже Дмитрий Песков, которому «всё можно», сейчас решится на такую встречу. И точно не решится, если будет опасность, что об этом узнают. К тому же и смысла в такой встрече не много: Пугачёва никого, кроме себя, не представляет. Некоторый интерес могло бы представлять неожиданное для публики выступление Пугачёвой на каком-то большом патриотическом мероприятии. И её обращение к коллегам в стиле «с кем вы, мастера кульутры».

Но такая циничная политтехнологическая находка тоже невозможна,

— говорит источник в одной из «башен» Администрации президента. Просто слишком странно будет выглядеть с учётом поведения мужа примадонны: Галкин*-то патентованный иноагент.

Громкое заявление издалека

Зафиксируем: возвращение Пугачёвой может означать, что она видит в России возможность получить выгоду. Куда большую выгоду, чем проживая за рубежом. Зафиксируем и посмотрим на других знаменитостей из числа «испуганных патриотов».

Вот пара таких деятелей: Владимир Познер и Иван Ургант. Намедни они устраивали творческий вечер в Дубае. Ургант, если вы помните, именно тот человек, благодаря которому родилась крылатая фраза про «испуганных патриотов». И вот именно этот «патриот» вдали от Родины на тёплых берегах вдруг произносит:

Я люблю Россию. Я даже не знал, что я так сильно её люблю.

ПОСМОТРИМ НА ДРУГИХ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ИЗ ЧИСЛА «ИСПУГАННЫХ ПАТРИОТОВ».  ИВАН ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ, ГОВОРИТ, КАК СИЛЬНО ОН ЕЁ ЛЮБИТ. ФОТО: НИКЕРИЧЕВ АНДРЕЙ/АГЕНСТВО «МОСКВА»

Он произносит это — и враз меняет отношение к себе в России. Он произносит это — и тем создаёт себе явную возможность вернуться на Родину… А может быть, и возможность заново получить программу в самое удобное для зрителя время на самом главном телеканале страны. И возможность «гастрольного чёса» по городам и весям. И возможность заработка на корпоративах. И вообще множество возможностей создаёт себе «испуганный патриот» всего одной простой фразой, не правда ли?

Цена простого слова

На самом деле то, что делают «звёзды» вроде Пугачёвой, Урганта, Познера и других подобных, разрушительно. Может быть, куда более разрушительно и опасно для России, чем то, что делают открытые враги.

Какой-нибудь, к примеру, Макс Покровский* («Ногу свело») в открытую называет русских орками, какой-нибудь «Миша» Козырев* (в своё время основатель «Нашего радио») ведёт последовательно русофобскую, антигосударственную программу на импортном телевидении, выступает с русофобскими лекциями — и с ними всё ясно. Не возникает сомнений, кто эти люди, на кого они работают, кому служат, чего хотят. Это враги и наймиты врагов, они свой выбор сделали. Насколько большой вред они могут нанести России, ежедневно расписываясь в том, что да, они нам враги? Если разобраться — да практически никакого. Их агитация, вроде бы и громкая, «попадает» только в аудиторию таких же, как они сами. Увеличить эту аудиторию «релокантов» и внутренних эмигрантов — дело абсолютно нереальное. Да, они ненавидят Россию — и делают это в своём кругу, сами с собой. Никакой «форум свободной России» не имеет шансов набрать дополнительных сторонников. Только те, что есть, будут бесконечно обсуждать, «насколько прекрасен наш круг», как написал когда-то ещё один нынешний иноагент Борис Гребенщиков*.

А вот Познер с присными — это опасность совсем другого рода. Давным-давно и не нами сказано: русская культура логоцентрична. То есть русская культура основана на слове. Русский человек, воспитанный русской школой на русской литературе, по умолчанию верит слову. Это прекрасное, абсолютно положительное качество.

Слово было Богом, словом разрушали города.

Мы верим в это, на этом основано наше бытовое и общественное поведение. «Рцы слово твердо» — это основа основ…

А ВОТ ПОЗНЕРОМ ОПАСНОСТЬ СОВСЕМ ДРУГОГО РОДА. ДАВНЫМ-ДАВНО И НЕ НАМИ СКАЗАНО: РУССКАЯ КУЛЬТУРА ЛОГОЦЕНТРИЧНА. ФОТО: PAVEL KASHAEV/GLOBALLOOKPRES

И это причина, по которой нас, в сущности, довольно легко обмануть. Примерам несть числа — и все они выглядят одинаково: враг обещает нам что-то и даёт честное слово. Мы верим, хотя и понимаем теоретически возможность обмана. Как с теми же Минскими соглашениями: никак невозможно было в момент их заключения не поверить Германии, Франции и США, хотя предупреждали ведь умные люди… Предупреждали, но ведь слово! Но ведь договор, подписи!

И вот Ургант говорит: «Я люблю Россию». И этими словами моментально меняет к себе отношение любого русского человека. Любого. Каждого. По умолчанию невозможно в такое высказывание не поверить. Очень легко сказавшего такое простить.

Примеров исторических и культурных опять же несть числа. Как прощала Родина эмигрантов — просто потому, что они уносили с собой, а затем приносили назад любовь к Родине. Алексей Толстой и Марина Цветаева вернулись из эмиграции. Как Россия приняла их, воспевавших «Белое дело»? Да вот так — приняв их любовь. Или взять хрестоматийный сериал про ошибку резидента. Вся суть отношения России к эмигрантам и вся суть эмигрантской надежды выражена в песне Евгения Аграновича «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Про что песня, которую поют поколения русских людей? Про любовь к Родине поверх границ и желание вернуться. Про то, что Родина-мать узнает пропащих своих сыновей.

Не откликнуться на этот пароль —

Я только на чужбине понял, как сильно Родину люблю

— для нас совершенно немыслимо.

А на самом деле тот, кто произносит этот пароль, может оказаться хитрым и злобным врагом. Повторяя, как сильно любит Родину, он может сеять рознь. Разрушать народное единство. Рассказывать, как, любя Родину, следует предавать её врагу. Отказываться от защиты русских земель.  В рамках «переговорного процесса» уступать территории. Эти разговоры уже идут среди «нормализаторов» и прорываются в социальные сети и СМИ. Отдавать предпочтение пацифистам перед защитниками Родины…

Очень много страшных вещей могут совершенно невозбранно наговорить «испуганные патриоты», повторяя мантру: «Я люблю Россию».

Что с того?

В кругах тех людей, кого теперь называют «испуганными патриотами», а раньше именовали «освободительной интеллигенцией», с чьей-то легкой руки давным-давно ходит одна неприятная шутка. «Я люблю Родину и продаю её дорого», говорят они. Посмотрите на тех, кто сегодня за бугром рассказывает о любви к России. Посмотрите, как они взвешивают на точнейших внутренних весах своих, что им выгоднее, остаться там или сюда вернуться, где будет слаще, где публика щедрее, гонорары жирнее. Посмотрите. И ради Бога, перестаньте верить в их любовь. Нет там никакой любви, кроме любви к деньгам и комфорту.

*Признаны в России иноагентами.

МАРК АНДРЕЕВ