Современные вузовские и школьные учебники по ключевым предметам гуманитарного цикла – истории, истории русской литературы и философии – в целом носят русофобский и антихристианский характер, даже несмотря на попытки после начала СВО их трансформировать. Это трансформирование под лозунгом «усиления патриотизма» фактически сводится к неосоветской пропаганде, а не к восстановлению русской православной традиции. В. Багдасарян в статье «Священная история – основа национального самосознания» пишет: «В современных российских учебниках истории не только нет фактически сакральной составляющей, но и просто позитивные коннотации значительно уступают место негативным. Согласно проведённым расчётам по группе учебников по истории России, в целом по российской истории соотношение между негативной и позитивной информацией 3:1… Существующий сегодня в России тип учебников, противоречащий мировой практике формирования школьной исторической литературы, может быть охарактеризован как десакрализационная версия истории – антипод священной истории». Вот очень характерный пример: в школьном учебнике изложение истории Отечественной войны 1812 г. до сих пор занимает меньше места, чем изложение истории мятежа тогдашних «власовцев» – «декабристов».

В 2023 г. на научной конференции «Свято-Троицкие чтения» в РХГА им. Ф. Достоевского был сделан доклад известного православного историка-публициста Е. Холмогорова о современных учебниках истории в России, который шокировал всех слушателей. Как было показано в докладе, до настоящего времени содержание учебников истории почти не поменялось с советского времени: оно осталось не только атеистическим и материалистическим, но и русофобским, поскольку является абсолютно западоцентрическим – Россия рассматривается в них как вечно отсталая периферия Запада. Эти «учебники» истории с полным правом можно назвать учебниками русофобии, и поэтому не стоит удивляться широкой распространенности русофобского мировоззрения среди российской молодежи. Эта ситуация является катастрофической, но было бы очень наивно ожидать изменения существующей системы, которая охраняется чиновниками министерства. Учебники, утвержденные министерством, вовсе не обладают монополией в учебном процессе, и сам этот феномен «утвержденных учебников» является советским пережитком и не имеет аналогий нигде в мире, за исключением идеологизированных государств – Китая и КНДР. Кроме того, высказывается даже мнение о том, что светские науки не могут излагаться с традиционной русской православной точки зрения и их нужно полностью отдать «на откуп» авторам, пишущих с либерально-западнических или неосоветских позиций – в равной степени антихристианских и русофобских. Современные учебные пособия, к сожалению, остаются именно таковыми, поскольку с советского времени их содержание поменялось лишь «косметически», а часто остались даже те же самые авторы. При этом нет признаков, что может произойти радикальное изменение в этом отношении.

Что можно сделать в этой катастрофической ситуации в системе образования? В этой ситуации единственным выходом является создание системы альтернативных учебников; например, свой вариант учебника истории уже создал и сам Е. Холмогоров. Используя возможности полной открытости любой учебной литературы в сети Интернет, настоятельно необходимо осуществить программу «Альтернативный учебник». Как показывают социологические опросы, среди студенческой молодежи примерно 5% являются православными людьми и посещают храм, и еще около 25-30% являются верующими и интересуются Православием. Развитию молодежи в этом направлении продолжает препятствовать фактическая антихристианская пропаганда, которая вносится преподавателями в учебный процесс. Ей можно противостоять, создав систему православных учебных пособий по ключевым гуманитарным дисциплинам университетской программы.

Каковы концептуальные основания этих учебных пособий?

Нам представляется, что в основу учебных пособий для православных студентов университетов по ключевым гуманитарным дисциплинам должны быть положены три главные принципа: россиецентризм, христоцентризм и агиоцентризм. Они означают, что в основу рассмотрения истории вообще и истории художественной литературы и философии должна быть положена русская православная традиция как магистральный путь и центр мировой культурной традиции, по отношению к которому все остальные являются периферийными. Смысловым «ядром» всего гуманитарного знания является Евангельское откровение и понимание человека как сотворенного по образу и подобию Божию. Высшим уровнем культуры является святость и жизнь во Христе, а все остальное оценивается исключительно с этой точки зрения.

Основной движущей силой русской истории всегда был и есть нравственный подвиг русского народа, основанный на православной вере, служении Христу и России. Именно этот подвиг создал великое государство, великую русскую культуру и великую русскую историю.

В свою очередь, главной спецификой русской классической литературы, по сравнению с европейской, является доминанта духовного преображения человека – как результат православного воспитания народа. Основой преображения человека и культуры является образ Христа, совершенно по-новому определяющий все бытие человека. Высшим образом и онтологической основой самой возможности такого преображения является Воскресение Христово, открывшее нам путь к бессмертию. Именно этим определяется и высший смысл русской культуры. И.А. Есаулов предложил очень смелый и при этом очень точный термин «пасхальность» для русской словесности и культуры в целом. Только такой подход к русской литературе делает её мощным фактором нравственного развития личности. Другие же подходы (социально-критический и эстетский) делают её, наоборот, разрушительным фактором.

Аналогичным образом учебная дисциплина «Философия» должна выполнять роль одного из элементов духовного развития личности, но в том виде, в каком она существует в настоящее время, она чаще выполняет противоположную функцию. Это один из непреодоленных пережитков советского прошлого – до настоящего времени в здесь в мало измененном виде сохранились все пережитки «марксизма-ленинизма»: сциентизм, преклонение перед западной философией и отзыв философии от высшего уровня человеческого опыта – религиозного. В результате такой курс философии примитивизирует мировоззрение и разрушает национальное и нравственное сознание. В настоящее время остро необходимо взять пример с Китая, Индии и со стран арабского мира, где курс философии в университетах более чем наполовину состоит из национальной традиции, а западная традиция рассматривается в качестве маргинальной и лишь в самом общем виде. В нашем случае изложение идей русской классической философии у нас должно занимать около половины времени, и по четверти времени отводить на восточную и западные традиции. Все это имеет лишь подготовительный характер к изложению общего очерка философии на основе текстов русских религиозных философов 19-20 вв. Русский философский логос – это логос преображения человека во Христе.

Таковы основы «русского канона» гуманитарных наук. Естественно, что этот канон не может навязываться, но может быть только предметом свободного выбора каждого человека в условиях полной свободы и открытости информационного пространства. В настоящее время есть все возможности реализовать «сетевой» принцип образования с полной свободой выбора своей культурной традиции. Для этого нужна только частная инициатива русских людей и их самоорганизация.

Автор: Виталий Даренский