ФОТО: NICKOLAYV/SHUTTERSTOCK

Комитет Госдумы РФ «через не хочу» рекомендовал к принятию проект бюджета РФ на 2024 -2026 годы. Возражения у депутатов вызвало решение Минфина установить план по дополнительным налоговым и таможенным сборам для увеличения бюджетных доходов. Этот подход возвращает практику «налогового террора», которая очень серьёзно скажется на положении российского бизнеса, особенно малого, – пусть и ради благой цели исполнить все социальные обязательства бюджета.

В конце октября Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал к принятию проекты федерального бюджета на 2024-2026 годы и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Однако ответственные за эти вопросы парламентарии не удержались от критики предложений Министерства финансов РФ, заявив, что «основные направления представляют собой бессмысленный и бессодержательный материал, который не отражает реальных новых задач бюджетной и налоговой политики, которые должны быть выполнены в очередном бюджетном цикле».

ИДЕЯ МИНФИНА  УСТАНОВИТЬ ФНС И ФТС ПЛАН ПО ПОВЫШЕНИЮ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ ВЫЗВАЛА СЕРЬЁЗНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ У ЧЛЕНОВ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ. ФОТО: VLADIMIR BARANOV/GLOBAL LOOK PRESS.

«Налоговый террор» пойдёт по плану

Наиболее серьёзные претензии у членов Комитета Госдумы вызвала идея Минфина установить Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной таможенной службе (ФТС) план по повышению собираемости налогов и сборов. Запланированная сумма дополнительных поступлений в бюджет должна составить 500 млрд рублей.

При общем объёме запланированных на 2024 года доходов бюджета в 35 трлн 065,3 млрд рублей «повышенные сборы» составят 1,43% поступлений в государственную казну. На первый взгляд, немного. Однако, если учесть, что численность трудоспособного населения в России составляет 75,6 млн человек, то в среднем с каждого из нас в следующем году придётся дополнительно взыскать 6614 рублей налогов.

Разумеется, в реальности основное давление придётся на бизнес, причём в первую очередь на малый и средний, поскольку крупнейшие российские компании (с прибылью до налогообложения от 1 млрд рублей в 2021-2022 годах) уже обложены «разовым сбором». В западной практике такие взыскания называют windfall tax, впервые они были применены в Великобритании в 1997 году в отношении компаний, приватизированных при премьер-министре Маргарет Тэтчер.

В РЕАЛЬНОСТИ ОСНОВНОЕ ДАВЛЕНИЕ ПРИДЁТСЯ НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС, ПОСКОЛЬКУ КРУПНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ (С ПРИБЫЛЬЮ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТ 1 МЛРД РУБЛЕЙ В 2021-2022 ГОДАХ) УЖЕ ОБЛОЖЕНЫ «РАЗОВЫМ СБОРОМ». ФОТО: АГН «МОСКВА»

Как заявлял в конце апреля этого года министр финансов РФ Антон Силуанов, в 2023 году ставка этого сбора составит 5% от суммы превышения прибыли компании за 2021-2022 годы над аналогичным показателем за 2018-2019 годы. В 2024 году этот налог увеличится до 10%, однако предполагается, что те компании, которые заплатят сбор в 2023 году, получат равноценный налоговый вычет в 2024-м.

Соответственно, для малого и среднего бизнеса это будет означать резкое увеличение количества претензий со стороны Федеральной налоговой службы (ФНС). Как показывает опыт 2020-2021 годов, когда во время пандемии коронавируса правительство РФ столкнулось со снижением доходов бюджета при одновременно резком росте расходов, ФНС будет гораздо чаще налагать штрафы за якобы имевшие место нарушения, а также направлять предприятиям акты предлагаемых доначислений налогов по результатам налоговой проверки (такой метод налоговики используют чаще всего).

Неудивительна в связи с этим жёсткая реакция Комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Комитет отмечает, что налоги и сборы уплачиваются в порядке и в объёмах, установленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. И установление налоговым и таможенным органам подобных «заданий» по повышенной собираемости налогов и сборов фактически означает возвращение худшей практики Минфина России и фактически ставит задачу «кошмарить бизнес» и возвращает практику «налогового террора,

— сообщает издание klerk.ru со ссылкой на проект заключения.

Отсудить деньги у «налоговых террористов» будет тяжело

Хотя штрафы и доначисления можно оспорить в суде, далеко не все компании, особенно представители малого бизнеса, рискнут окончательно испортить отношения с налоговиками или смогут себе позволить нанимать квалифицированных специалистов по налоговому законодательству.

Кроме того, исход судебного разбирательства для ФНС, как показывает практика предыдущих лет, играет не такую уж важную роль – к тому времени, когда суд примет решение о возврате неправомерно взысканных налогов, не говоря уже про собственно возвращение средств на счёт компании, налоговики уже успеют отчитаться о выполнении планов по сборам.

Впрочем, судебное разбирательство даже в случаях самых явных нарушений Налогового кодекса со стороны ФНС ещё не гарантирует возврат средств. Как сообщало в июне 2020 года издание nakanune.ru, во время пандемийного периода «налогового террора» российские суды якобы получили рекомендацию принимать решения по любым попыткам оспорить те или иные взыскания средств в бюджеты любых уровней в пользу именно бюджетов.

Поэтому истцам, пытавшимся оспорить доначисления налогов или иные взыскания, требовалось зачастую добраться до кассационного суда, чтобы добиться в конце концов отмены актов ФНС.

Можно не сомневаться, что подобная практика не только не пойдёт на пользу малому бизнесу в России, но, напротив, серьёзно ухудшит условия для его работы и, возможно, приведёт к закрытию ряда мелких компаний. Несмотря на то, что многие россияне привыкли смотреть на малый бизнес свысока, по итогам 2021 года именно организации этого уровня обеспечили почти 21% ВВП России и 27% рабочих мест.

И хотя в настоящее время в сфере занятости проблем нет – безработица раз за разом обновляет исторический минимум за все 32 года, прошедших с распада СССР, в долгосрочной перспективе существенное сокращение количества предприятий малого бизнеса очень негативно скажется на экономической ситуации в стране и благосостоянии миллионов её граждан. И, разумеется, сведёт на нет политику правительства по поддержке малого бизнеса.

Не бизнесом единым

Впрочем, налоговый террор, скорее всего, затронет не только российский бизнес. Вероятно, ФНС ради выполнения дополнительного плана по сборам будет больше внимания уделять и обычным гражданам. В настоящее время контроль за расходами физических лиц формально распространяется на госслужащих, а также их жён и детей.

Кроме того, отслеживаются сделки на сумму свыше определённой суммы – о них необходимо информировать Росфинмониторинг в соответствии с законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (115-ФЗ, он же «антиотмывочный закон»).

В Росфинмониторинг передаются все сведения о сделках с недвижимостью на сумму более 5 млн рублей (до июля прошлого года – более 3 млн рублей) и операциях с наличными и безналичными средствами на сумму свыше 1 млн рублей (до июля прошлого года – более 600 тысяч рублей).

Организовать передачу всех данных из Росфинмониторинга в ФНС будет явно несложно. А мировая практика преследования лиц, чьи доказанные расходы явно превышают задекларированные доходы, скоро отметит 100-летний юбилей.

Впервые подобное решение было принято в США в 1927 году по делу против бутлегера Мэнли Салливана (позже в соответствии с этим претендентом за неуплату налогов с доходов от незаконной торговли спиртным на 11 лет был осуждён криминальный король Чикаго Аль Капоне – после того как полиция и ФБР не смогли доказать его причастность к организованной преступности, заказным убийствам и прочим преступлениям).

В России такой подход тоже уже использовался – самым ярким примером является дело бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, у которого было изъято более 9 млрд рублей в связи с отсутствием документов, подтверждающих законность появления у него этих средств.

Нельзя исключать, что ФНС ради пополнения бюджета обратится к опыту Италии. Во время европейского долгового кризиса 2010-2013 годов эта страна оказалась в числе «проблемных» — из-за очень большого соотношения госдолга к ВВП и падения доходов бюджета после Великой Рецессии 2008-2009 годов покупатели государственных облигаций начали сомневаться в способности этих государств расплатиться по своим долгам.

Для пополнения бюджета в Италии ввели систему отслеживания расходов граждан – вплоть до сбора информации о всех покупках в бутиках. Эта информация затем сопоставлялась с задекларированными доходами граждан, и в случаях, когда расходы оказывались явно выше, потенциальным неплательщикам налогов предлагалось объясниться и «извиниться», то есть доплатить налоги.

Поскольку технические возможности ввести некое подобие «итальянской системы» в России у ФНС в сотрудничестве с Росфинмониторингом имеется, вполне вероятно, что если не в следующем году, то в 2025-2026 годах такого рода проверки станут массовыми, а не только в отношении чиновников и «раскрученных блогеров».

ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБУЕТ ОТ НАЛОГОВИКОВ ИЗРЯДНЫХ УСИЛИЙ ПО ВЫБИВАНИЮ ДЕНЕГ ИЗ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. ФОТО: АГН «МОСКВА.

 

При этом следует отметить, что, согласно проекту бюджета, доходы госказны в следующем году должны вырасти почти на 29%, а 67,2% всех поступлений обеспечат не нефтегазовые доходы. Соответственно, любое, даже незначительное ухудшение ситуации в экономике – а оно весьма возможно после повышения ключевой ставки Центробанка РФ до 15% – приведёт к сокращению предусмотренных в проекте бюджета поступлений, что будет вынуждать ФНС действовать ещё более жёстко ради изыскания «дополнительных доходов».

Не говоря уже о том, что и само выполнение плановых показателей потребует от налоговиков изрядных усилий по выбиванию денег из налогоплательщиков.

Что с того: Благими намерениями вымощена дорога в ад

Любопытно, что цель всех этих мер вполне благая. Как заявил Антон Силуанов, приоритетами нового бюджета являются «обеспечение безопасности страны, поддержка граждан и экономики». На оборону предусмотрено 10,8 трлн рублей (29% расходов бюджета), свыше 11 трлн рублей (30,5%) будет направлено на социальные расходы, включая средства на индексацию пенсий неработающим пенсионерам на 7,5%, пособия семьям с детьми, индексацию материнского капитала в соответствии с официальным уровнем инфляции, повышение МРОТ на 18,5%.

АНТОН СИЛУАНОВ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЦЕЛЬ ВСЕХ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЙ САМАЯ БЛАГАЯ, ВСЕ СОЦОБЯЗАТЕЛЬСТВА «БУДУТ ОБЕСПЕЧЕНЫ ФИНАНСИРОВАНИЕМ». ФОТО: СЕРГЕЙ ВЕДЯШКИН/ АГН»МОСКВА

Также значительные средства предусмотрены на формирование современной промышленности гражданского назначения.

Все поставленные президентом задачи по поддержке граждан учтены в бюджете,

– заявил Силуанов, подчеркнув, что «все соцобязательства обеспечены финансированием». При этом дефицит бюджета в трёхлетнем периоде не должен будет превысить 1% ВВП.

Интересно, что депутатам, которые засомневались в возможностях правительства раздобыть необходимое количество денег для финансирования всех запланированных расходов, глава Минфина ответил, что прогноз доходов свидетельствует о достаточном количестве средств на поддержку регионов для выполнения социальных задач и добавил:

Если будет снижение доходов, то деньги найдём в обязательном порядке.

Подобное заявление можно расценивать и как свидетельство готовности ведомства при необходимости провести ещё более жёсткий «налоговый террор», чем тот, которого можно ожидать исходя из уже озвученного плана дополнительных сборов. Разумеется, делается это ради благой цели – выполнения поручений президента и обеспечения всех соцобязательств. Но, как известно, благими помыслами вымощена дорога в ад. В данном случае – в налоговый ад.

ИЛЬЯ ЛИПКИНД