Похоже, защитные противодроновые козырьки на башнях боевых машин становятся по-настоящему международным трендом. Примитив, над которым поначалу откровенно смеялись, не видя в нём никакой пользы, теперь является жизненно необходимой оснасткой танка в современном бою, что прекрасно понимают не только наши и украинские военные. Так, доработанные аналогичными конструкциями танки уже появились у китайцев и даже индусов, а буквально на днях полукустарной модификацией своих «Меркав» удивили израильские танкисты.

Израильтяне обоснованно опасаются, что их «Меркавы» даже последних модификаций окажутся крайне уязвимыми против атакующих в крышу дронов, переделанных под сброс боеприпасов или выступающих в роли камикадзе, несущих на себе примотанную к «фюзеляжу» кумулятивную гранату. Собственно говоря, это и было продемонстрировано в ходе недавнего нападения ХАМАС на территорию Израиля, когда один из танков был поражён метким ударом сверху. Так что при вторжении в сектор Газа, к которому сейчас активно готовится ЦАХАЛ, количество подобных инцидентов может перейти на десятки.

Сброс противотанковой гранаты по израильской «Меркаве»
Сброс противотанковой гранаты по израильской «Меркаве»

Ничего удивительного в этих надстройках нет – в условиях, когда противопоставить новой угрозе практически нечего, сгодится и «мангал» (как называют козырьки) над крышей. Но здесь возникает вопрос, который уже не первый день муссируется в СМИ и на других площадках. Заключается он в том, почему же танк, напичканный различной электроникой, оснащённый активной защитой и порой рекламируемый как якобы неуязвимый, требует установки козырька против копеечного китайского беспилотника?

Для начала нужно отметить, что «Меркава» – машина не новая и создавалась, а затем раз за разом модернизировалась исключительно под влиянием господствовавших на поле боя классических противотанковых средств. Конечно, подход у израильтян к этому делу был и остаётся весьма специфический, о чём свидетельствует её компоновка и заложенные принципы сохранения жизни экипажу. Но ничего для пассивной защиты от совсем уж нетипичных угроз в ней не реализовано. Как и любой другой танк, она предназначена для боевой работы в условиях воздействия привычных нам ракетных комплексов, гранатомётов и артиллерийских систем.

Причём, несмотря на разительные отличия, выделяющие «Меркаву» на фоне собратьев из других стран, её концепция бронирования в целом следует идеологии дифференцированной защиты. Поэтому всеракурсной стойкости ко всем видам боеприпасов у этого танка нет, и никогда не было ни в одной из модификаций. Там всё стандартно: основной массив брони распределён в отдельных проекциях для работы в курсовых углах маневрирования. Ими у «Меркавы» являются лоб корпуса, а также башня с массивными навесными модулями, как наиболее подверженная обстрелу части танка.

Разумеется, на крыше башни тоже присутствует модульная защита, толщина которой значительно превышает показатель основной брони этой проекции, что позиционируется некоторыми как надёжное прикрытие от атак сверху. Действительно, в какой-то мере это мнение имеет право на жизнь, если в качестве атакующего средства, летящего вертикально вниз, выступает боеголовка с относительно невысокой пробиваемостью. Но на большее надежды нет, поскольку эти броневые накладки в большей степени рассчитаны на попадания бронебойных снарядов под сравнительно небольшим углом от горизонтальной поверхности крыши и при обстреле с возвышенностей.

Модульная броня башни, в том числе крыши
Модульная броня башни, в том числе крыши

Для дронов, вооружённых мощными кумулятивными боевыми частями, которыми могут выступать даже противотанковые гранаты типа ПГ-7 и их модификации, они уже не представляют никакой сложности. Исходя из чего наличие козырька, вызывающего преждевременную детонацию, становится не то что не лишним, а даже необходимым. Конечно, при прилёте чего-то уж совсем сильного стальная конструкция может не спасти, но уверенность даст. Особенно учитывая, что открытые люки экипажа могут стать хорошей мишенью для заброса осколочных боеприпасов.

Правда, уязвимым местом танка для беспилотника, как показали кадры недавних боёв ХАМАС против ЦАХАЛ, также является моторно-трансмиссионный отсек и место механика-водителя, расположенные в носовой части корпуса. Но хотя бы башню частично обезопасили – и то уже хорошо.

Для противодействия классическим противотанковым средствам создавался и комплекс активной защиты «Меркавы» под названием «Меиль Руах», именуемый в миру «Трофи». И он, пожалуй, уже стал объектом пристального внимания, как якобы абсолютно неработающая в реальном бою система. Ведь примеров поражения танков без её срабатывания в ходе недавнего нападения ХАМАС – хоть отбавляй. Многие уже даже начали подшучивать на тему того, что американцы теперь рвут на голове волосы, решив оснастить «Абрамсы» этим комплексом. Но насчёт того, почему «Трофи» не работал при обстреле гранатомётами и ракетными комплексами, точного ответа нет. Однако дело вряд ли в его неработоспособности.

Скорее всего, причина проста и банальна – на атакованных машинах он был выключен, причём даже открытый люк любого из членов экипажа автоматически деактивирует его, дабы не контузить и не убить осколками высунувшего голову танкиста. Чего уж говорить про те эпизоды, когда экипажа в танке вовсе не было или нападение оказалось полностью внезапным. Тем более что «Трофи» показал хорошую эффективность против ПТРК и РПГ ещё в 2014 году, когда Израиль совершил очередное вторжение в сектор Газа. Да и, в конце концов, ни израильтяне, ни американцы не заинтересованы в покупке бесполезных и дорогостоящих изделий такого класса.

А вот с дронами, скидывающими «сюрприз» на голову, как раз всё предельно понятно – «Трофи» против таких бомбардировок не работает, и не должен работать. Его основной рацион – это кумулятивные боеприпасы, в основном противотанковые гранаты и управляемые ракеты, как наиболее распространённый тип угроз на поле боя не только в общемировой практике, но и в рамках типичного для Израиля театра военных действий, где на первое место выходят слабо вооружённые военные формирования.

Ни ультрафиолетовые датчики, которые, по слухам, были внедрены в модернизированном варианте «Трофи» для дальней разведки пусков и находящихся в полёте гранат и ракет, ни его радиолокационные станции в принципе не способны определить низкоскоростные объекты, коими являются падающие с дронов боеприпасы. И даже летящий в лоб, как в удобное для отработки КАЗ место атаки, беспилотник не получит никакой реакции со стороны защитной системы, поскольку его скорость в разы меньше скорости атакующего снаряда.

Это проблема не только израильского «Трофи», но и вообще всех существующих комплексов активной защиты, включая нашу «Арену» и «Афганит». Точнее, до недавнего времени это была не проблема, а вполне себе штатная работа по идентификации распространённых снарядов и разумное решение, которое сокращало до минимума частоту ложных срабатываний – летящий на скорости пару сотен метров в секунду объект уж точно можно идентифицировать как угрозу. А вот с тем, что жужжит со скоростью 50–100 км в час или вовсе находится в свободном падении – ещё разберись и отличи от совершенно безопасных падающих предметов или летящей птицы. Поэтому, если когда-то эта электроника будет доработана с целью уничтожения беспилотников и сбрасываемых с них снарядов, то над идентификацией по принципу «угроза/ложная цель» придётся поработать.

Но в данном случае стоит согласиться, что где-то танкостроители и разработчики систем защиты свернули не туда – во всём мире, и у нас тоже. Первые звоночки, объявившие о том, что беспилотники становятся серьёзными противниками танков, прозвенели ещё в ходе войны с запрещённым в России Исламским государством. Напомним, уже в 2017 году боевики стали применять против танков дроны с подвешенными гранатами, закидывающие их прямиком в открытые люки, но с тех времён на это не обращали особого внимания.

Израиля, как передовика в производстве беспилотных летательных аппаратов, это тоже касается. Израильские инженеры внедрили в «Меркаву» кучу полезной электроники, в числе которой умная система управления огнём с искусственным интеллектом, «прозрачная броня» IronVision, позволяющая осматривать окружающую местность изнутри танка, и активная защита «Трофи», показывающая экипажу местоположение атакующего их противника.

Но совершенно забыли о примитивных и пугающе действенных дронах, которые могут превратить машину в пылающий остов без особого труда, что вынудило прибегать к козырькам, чтобы хоть как-то спастись от этой напасти. Сейчас многие говорят, что ЦАХАЛу только предстоит встать на путь эволюции противодроновой защиты, как это было у нас с начала СВО. Однако, думается, пройдут они его быстро, хоть и зазевавшись в самом начале.

Автор:
Эдуард Перов
Использованы фотографии:
dzen.ru / wikipedia.org / youtube.com