Не так давно знакомая волонтер, участвующая в процессе оказания помощи фронту, рассказала о вопиющем случае. По ее словам, возмущение вызвал факт отправки на фронт недолеченного бойца из госпиталя Бурденко: «Человек был на костылях… А на наши многочисленные письма был получен ответ, что якобы он продолжает проходить лечение в госпитале. Мы добились позитивного разрешения этой ситуации, но это не единичный случай».

Волонтер заметила, что проблема с преждевременной выпиской крайне болезненная, поскольку такие случаи, к сожалению, не редкость. «Я уже не знаю, как бороться с этим, пропускаю все через себя и эта боль все сильнее», — заключила она.

Родственники бойцов рассказывают, что недолеченных военнослужащих возвращают на фронт, даже с осколками в теле. Общественники, знакомые с проблемой, предлагают разные способы ее решения.

Проблема системная, но решение есть

Социальная защита военнослужащих, получивших ранения в ходе СВО, одна из злободневных. По мнению тяжелораненного ополченца «первой волны» из ДНР, создателя реабилитационной инициативы «Шаги к Победе» Влада Филина, преждевременная выписка и отправка военнослужащих на фронт носит системный характер. И одна из причин ее в том, что российская медицинская система, подвергшаяся в мирное время многочисленным сокращениям кадров и больничных коек, оказалось не готова к большому наплыву раненных.

«Медицина оказалась перегружена потоком раненых. Если с операциями пока еще справляются, то в послеоперационный период начинаются проблемы, связанные с нехваткой койко-мест. И чтобы освободить койко-места тому, кому нужнее, приходится кого-то выписывать. Весь вопрос — куда выписывать? Реабилитационных и санаторно-курортных коек не хватает, амбулаторное лечение запрещено. Как правило, выписывают в расположение части, медсанбат. Но он тоже не резиновый. Поэтому недолеченные военнослужащие попадают на передовую», — рассказывает он «Антифашисту».

Влад Филин с православным священником, отцом Игорем (Крым, Россия)

Но эту ситуацию можно исправить, считает Филин. Это также поможет отсеивать военнослужащих, которые из-за полученных ранений не в состоянии нести военную службу, от уклонистов.

Одним из способов, препятствующих преждевременной выписке военнослужащих из госпиталей, создатель реабилитационной инициативы «Шаги к Победе», называет организацию параллельных медэкспертиз, которые не должны зависеть от медслужбы воинской части. Ополченец полагает, что наведение порядка в вопросе преждевременных выписок бойцов станет хорошей мотивацией для всех участников СВО, не только раненых, но и здоровых.

«Главное — не замалчивать проблему, которая становится все острее. Следует работать с мотивацией бойцов, в том числе, наводить порядок с выплатами. Жестче бороться с уклонистами, в частности, «косящими по больничке». Наладить взаимодействие с ополченцами «первой волны» и поддерживающей их волонтерской общественностью» — говорит он.

Создатель реабилитационной инициативы «Шаги к Победе» предлагает также снизить нагрузку на существующую медицинскую систему путем развития «маломедицинской» реабилитации позднего периода, фактически — расширить койко-места с минимумом средств и ресурсов.

«Этим надо заниматься, на этот счет имеется наработанный опыт, идеи. Чиновникам проще отписаться – «у нас все хорошо». Я ведь даже в Госдуме РФ открывал профильное заседание по поддержке раненых СВО, поэтому все проблемы армии знаю лично и слишком хорошо» — поясняет он.

Филин отметил, что в настоящее время участники реабилитационной инициативы «Шаги к Победе» помогают социальной адаптации военнослужащих, получивших ранения, без господдержки.

«Делаем сами. Кто-то же должен…», — резюмировал он.

Участники инициативы «Шаги к Победе» и волонтеры (организатор инициативы Влад Филин в центре)

Выписывают, когда раны не зажили

С тем, что проблема с преждевременными выписками давно назрела, согласна Роза Т. из Макеевки. Ее сын в феврале получил тяжелое осколочное ранение на одном из участков ведения боевых действий.

«Возле него разорвалась граната, упавшая с украинского БПЛА, сына доставили в больницу, сделали несколько операций по удалению осколков. Но, не пройдя реабилитацию, он оказался в списках, годных к отправке назад, на передовую, хотя в его ноге не удалены два осколка», — рассказывает обескураженная мать.

Роза говорит, что имеется проблема и с выплатами за ранение.

«Собрали документы на выплаты, пока результата нет уже несколько месяцев. Будем вторично подавать документы, мне рассказали, что с мобилизованными такие задержки выплат не редкость. Зятю за ранение выплатили, но он служил в МВД», — добавила макеевчанка.

Один из военных хирургов, к которому обратилась корреспондент «Антифашиста», пояснил, что военнослужащего обязаны выписать из лечебного учреждения, когда раны еще не зажили.

«Выписывают на долечивание в медроту или больницу, где бойцу делают перевязки. На амбулаторное лечение отпустить мобилизованного не имеют права», — говорит он.

По его словам, есть также немало случаев, когда хирург, оперирующий раненого, не имеет возможности удалить все осколки из его тела.

«Дело в том, что осколки в теле, если они не задевают жизненно важные органы и раны уже зажили, не препятствуют несению военной службы. В Великую Отечественную войну мой двоюродный дед дошел с осколком в теле до Берлина. Многие воевали в ту войну на фронтах, имея в теле по несколько десятков осколков», — поясняет он.

Хирург также подтвердил случаи преждевременной выписки раненных бойцов, но, по его словам, с каждым таким случаем должна разбираться комиссия.

О том, что имеют место случаи преждевременной выписки на фронт, рассказали еще несколько собеседников. Так, жительница Подмосковья Анна говорит, что ее парня, получившего ранение и имевшего категорию «временно не годен», внесли в списки вылечившихся и годных к отправке на фронт.

«Создается впечатление, что никого не волнует, кроме родных и родственников, его здоровье. Но так нельзя, какой боец с категорией «временно не годен» к службе. А ему не дали возможность даже пройти ВВК, сразу внесли в списки, якобы уже здоров» — жалуется девушка.

Белый билет не помеха

Недавно в ДНР получил огласку случай, когда работники местной комендатуры попытались повторно отправить на фронт военнослужащего с белым билетом. Об этом рассказал донецкий политик Андрей Пургин.

«Я лично знаю этого человека. Он был мобилизован, получил тяжелое ранение в ходе военных действий, попал в российский госпиталь на реабилитацию, где комиссия его признала негодным к воинской службе и выдала ему белый билет. Так он родом из Донецка и здесь его семья, он приехал на родину, но здесь, как оказалось, его поджидали работники комендатуры, для отправки на фронт. Потому что боец, непонятно каким образом, оказался в списках СОЧинцев (расшифровывается как «самовольно оставил часть» — авт.), хотя у него белый билет. Но этот факт не интересует комендатуру, которая продолжает терроризировать его близких, ломает двери в его квартиру, ловит его с целью отправки на фронт. И он не может решить этот вопрос никак», — говорит Пургин.

В ДНР свои законы

Аналогичную историю рассказала «Антифашисту» дончанка Оксана Б., брат которой в числе 56-ти преподавателей был мобилизован, и ранен в боях под Артемовском. Оксана считает, что мобилизовали ее родственника незаконно, поскольку по российскому законодательству преподаватели не должны подлежать мобилизации.

По ее словам, сейчас осталось из числа выживших мобилизованных преподавателей 26 человек, и почти все они имеют ранения разной степени тяжести.

«В марте брат получил осколочное ранение. Полтора месяца в госпитале, еще не все швы срослись, а один осколок в груди оставили, так как решили, что удалять опаснее. И в таком состоянии он должен идти на фронт. ВВК признала его годным. Но брат не только инвалид, он преподаватель, а в России они не подлежат призыву, ведь мы же Россия? Но все его коллеги-преподаватели до сих пор на фронтах», — говорит она.

В спорных случаях — консультация юриста

В спорных случаях, преждевременно выписанные военнослужащие, получившие ранения, могут требовать вторичного медицинского освидетельствования. Так считает юрист Татьяна Петровская.

Донецкий юрист Татьяна Петровская

«К сожалению, имеют место случаи, когда мобилизованный может сознательно нанести себе увечье, пытаясь избежать воинской службы. В моей практике был сложный случай, когда был самострел и в это же место попал осколок от снаряда…. В другом случае, сам раненный боец поставил себе диагноз и требовал, чтобы его списали. Как оказалось, это была протрузия позвоночника, а не перелом, как он утверждал, и с таким диагнозом никто не спишет бойца. Поэтому первым делом надо собрать все документы и отправиться с ними в Ростов, к председателю ВВК, чтобы он разрешил пройти вторичное медицинское освидетельствование. Оно должно либо подтвердить заключение медкомиссии в ДНР либо опровергнуть его. Такая же схема действия для тех, кого мобилизовали в большой России, и для контрактников» — разъясняет она.

Юрист подчеркнула, что если руководство воинской части проигнорирует заключение медкомиссии, надо обращаться в военную прокуратуру.

Екатерина Ветрова