Украинцев постепенно начинают готовить к окончанию войны, мирным переговорам и прощанию с частью территорий. Первой ласточкой стал соцопрос Gallup, который американские социологи провели в августе нынешнего года — украинских социологов за такие вопросы просто «распяли» бы.

Согласно выводам число украинцев, которые по-прежнему стремятся к победе, падает – до 60%. Это на 10 процентов меньше, чем в прошлом году. А вот количество респондентов, которые считают, что Украина должна договориться о прекращении войны как можно скорее, растёт – до 31% в 2023 году. А год назад этот показатель равнялся 25%. Доля неопределившихся украинцев также выросла с 3% в 2022 году до 7% в 2023 году. То есть в динамике количество тех, кто стремится к победе над РФ, уже снижается.

Исследователи отметили, что готовность воевать до последнего украинца тем выше, чем регион дальше от линии фронта и меньше страдает от обстрелов. Поэтому больше всего поддерживают продолжение боевых действий жители севера Украины (72%), включая Киев, и Галичины (71%). А вот в регионах, в полной мере ощутивших, что такое война, поддержка продолжения борьбы даже ниже, чем в среднем по стране – в Южном (45%), в Восточном (52%).

Процент украинцев, выступающих за скорейшее окончание войны путем переговоров, также наиболее высока на Юге (41%) и Востоке (39%).

Поскольку власти не предлагают никаких концепций развития страны, кроме войны до границ 1991 года, то на практике это означает бесконечную войну, которая может длится десятилетиями. И усталость населения от войны постепенно нарастает, поэтому соцопросы и показывают увеличение количества приверженцев скорейшего завершения конфликта путем мирных переговоров.

Украинцы постепенно понимают, что чем дольше длится война, тем хуже для них и Украины в целом условия мира и неопределённее будущее.

Эти настроения в октябре подтвердили и социологи КМИС: в их исследовании также фиксируются признаки отхода украинцев от «войны до победного конца» и роста готовности к скорейшему завершению конфликта даже ценой территориальных уступок. То есть, украинские социологи пошли немного дальше своих американских коллег и начали зондировать тему «земли в обмен на мир», ранее бывшей табу.

Так, с мая по октябрь этого года доля тех, кто готов согласиться на территориальные уступки для скорейшего достижения мира и сохранения независимости Украины, выросла с 10% до 14%. Это рекордная доля с мая прошлого года.

Причем если настроение жителей на Западе и в Центре Украины остаётся постоянным, то на Юге готовность уступить территории выросла почти в три раза – с 8% до 21%, а среди жителей Востока показатель вырос с 13% до 22%. При этом среди жителей Востока, которые и сейчас проживают там, к территориальным уступкам готов каждый третий.

Те, кто на себе испытал, что такое боевые действия и линия фронта, лучше понимают ценность мира и цену продолжения войны.

Удивительно, но КМИС обосновывает изменение настроений украинцев не «зрадой», а «базовой готовностью украинцев к территориальным уступкам, более интегрально отражающей ощущение украинцами нынешней ситуации в стране и собственного самочувствия»: люди обоснованно опасаются за свою жизнь и жизнь своих близких, они пережили четыре месяца кровавых битв, разрушительных обстрелов и политического напряжения (внутреннего – из-за коррупции, внешнего – из-за сложностей в отношениях с союзниками).

Эти народные настроения прекрасно чувствуют лидеры общественного мнения и политики, например, Алексей Арестович или Геннадий Балашов, нардепы от «Евросолидарности» Порошенко и ряд других. Их политические силы вовсю критикуют действия власти и Зеленского, а вчерашний советник экс-комика заявляет, что тот «просто не умеет вести войну». Ве эти партии имеют шансы получить поддержку на юго-востоке страны – особенно Арестович и Балашов, которых курируют США.

Поэтому если дискуссия закрепляется в информационном пространстве Украины, а позиция про сохранение территориальной целостности перестала быть «единственно правильной», то это рано или поздно заставит Зеленского сесть за стол переговоров.

Светлана Манекина