Представители международного левого движения из разных стран мира настаивают на том, чтобы дело Бориса Кагарлицого, который признан иноагентом в России, было прекращено. Во время проведения Валдайского форума соответствующее письмо президенту России Владимиру Путину передала представитель левой канадской организации «Манифест» Радика Диcай, профессор политологии из университета Монитоба в Виннипеге, в Канаде.

Это уже не первая реакция сторонников России из-за рубежа с левого фланга. Представители партии «Левая» в Германии также выражают недоумение, почему Россия, проводя денацификацию Украины, ищет сторонников среди европейских правых, в том числе и националистических организаций. Дело Кагарлицкого стало еще одним раздражителем, которое вогнало зарубежных марксистов в ступор. Дело в том, что Борис Кагарлицкий в настоящее время один из самых известных теоретиков даже не российского, а мирового левого движения и является авторитетным ученым в левой научной среде.

Дисай на встрече с Путиным признала, что Канада буквально недавно была мировым посмешищем, когда предоставила слово в парламенте украинскому нацисту. Но ее беспокоил и другой вопрос: почему же в России преследуется Борис Кагарлицкий. Она представилась как друг Кагарлицкого и попросила президента рассказать о его состоянии в колонии. Она отметила, что Борис Кагарлицкий «никогда не был против России». Автор вопроса также рассказала, что друзья и коллеги политолога написали открытое письмо в его поддержку. Она попросила президента ознакомиться с этим письмом.

«И моя личная просьба к Вам, меня это касается лично. Это вопрос Бориса Кагарлицкого. Как Вы знаете, его задержали, и он обеспокоен своим личным состоянием. И у меня есть несколько причин, почему я об этом говорю. Подписано несколько петиций в западных странах, по этому делу, конечно, много говорится, но мы не подписываем эти петиции, потому что мы не согласны с их содержанием, потому что они полностью антироссийские. И у нас есть к Вам письмо, и мы надеемся, что Вы прочитаете его, и мы надеемся, что Вы поймёте, что мы обращаемся к Вам как друзья России. Мы помним, сколько мы узнали от него. У него прекрасные знания российской истории, и он всегда был привержен России. И это наш личный призыв к Вам: пожалуйста, займитесь этим лично» — сказала она, передав письмо президенту.

«Вы знаете, я, честно говоря, в деталях не знаю, кто такой Кагарлицкий. Я, конечно, возьму бумагу Вашу, посмотрю и отреагирую, обещаю Вам, ладно?» — ответил ей Путин.

Борис Кагарлцкий был арестован в конце июля минувшего года по обвинению в оправдании терроризма. Поводом к этому послужил пост ученого, опубликованный в соцсети осенью прошлого года, посвященный атаке Украины на Крымский мост. Дело возбудили в Коми, Кагарлицкий был этапирован в Сыктывкар, как утверждает его дочь, «подальше от Москвы». Защитник ученого говорит, что тот никогда не оправдывал терроризм. «В своей деятельности профессор Борис Юрьевич Кагарлицкий никогда не поддерживал и не оправдывал терроризм. Цель всех его выступлений – это попытка показать реальные проблемы, с которыми сталкивается российское государство», – пояснил адвокат Сергей Ерохов.

С первых дней создания ДНР и ЛНР весной 2014 года, Борис Кагарлицкий поддерживал республики и был ярым противником киевского майдана и возродившегося после него украинского фашизма. В статье «Логика восстания», опубликованной на «Рабкоре» (портал, главным редактором которого является ученый) 22 апреля 2014 года (спустя 15 дней после публикации Декларации о суверенитете Донецкой народной республики), он сравнивал «Майдан» и «Анти-Майдан» в лице ДНР и ЛНР с марксистских позиций. «Различие это даже не в идеологиях, хотя сравнить доминирующие лозунги более чем стоит — фашистские кричалки на Майдане, «Интернационал» и социальные требования, звучащие в Донецке. Сами эти идеологические различия, в конечном счете, отражают фундаментальное различие социальной природы, классовой основы двух движений», — писал Кагарлицкий. Также он отмечал: «То, что либеральная интеллигенция воспринимает донецкий, да и любой другой народ как врагов и угрозу своему пониманию «прогресса», закономерно и не удивительно».

В том же году для «Лента.ру» Кагарлицкий писал о западных санкциях и их неэффективности, обвиняя либеральную оппозицию в том, что всё, что она предлагает — равнение на Запад, и не более того. Он регулярно критикует неолиберализм, со скепсисом высказывается о левых движениях, которые концентрируются на защите меньшинств. По его мнению, это мешает бороться за права рабочих.

Несмотря на многолетнюю поддержку ЛДНР, Кагарлицкий осудил начало СВО – по его мнению, «судьба людей в Луганске и Донецке интересовала власть меньше всего». 6 мая 2022 года Минюст внёс Кагарлицкого в список иностранных агентов. 26 июля 2023 года стало известно о его аресте.

Это вызвало вопросы в мировом левом движении. Представители разных стран составляли петиции в его поддержку. Мировое левое движение давно критикует Запад за милитаризм, за навешивание ярлыков «врагов» западной цивилизации на Россию и Китай. Всеобщая любимица Россия Сара Вагенкнехт из того же крыла левых. Она не понимает причин столь жесткой реакции на видную фигуру левого мирового движения, каким является Борис Кагарлицкий. Ее яркие выступления против НАТО и войны на Украине, против поставок Киеву немецкого оружия завоевали большую поддержку среди немецких бюргеров. Разумно ли Кремлю отсекать столь влиятельные силы, когда Вашингтон и его партеры по НАТО отчаянно пытаются убедить жителей Европы в «кровожадности» режима в России, раскручивает разного рода вымыслы и фейки о причинах СВО, пытаются замаскировать демагогией реваншистские цели разжигания конфликта на Украине? Вопрос риторический. К сожалению, арест Кагарлицкого по довольно странному обвинению изолирует Москву и от этих союзников.

Андрей Булатов

Источник