© NIKOLAY GYNGAZOV/GLOBALLOOKPRESS

В России может появиться двойной курс рубля. С такой инициативой на этой деловой неделе выступил глава Минэкономразвития Максим Решетников. По его мнению, введение «мембраны по китайской модели» между внутренним и внешним рынком позволит стабилизировать курс российской национальной валюты.

«Мне кажется, ситуация носит гораздо более сложный характер, нежели просто вернуть обязательную продажу валютной выручки или не вернуть, потому что возвращать её в том виде как было, ну как бы мало будет. Надо тогда обязательный предписывать сюда возврат валюты. Тогда зачем мы с вами переводили всю торговлю в рубли, возникнет вопрос, поэтому, мне кажется, тема достаточно сложная. В то же время, с нашей точки зрения, мы внимательно изучали, нам, конечно, надо делать какой-то, скажем так, аналог китайской модели, т.е. когда существует некая мембрана между внутренним рынком рублей и внешним рынком рублей», — сказал министр экономического развития России Максим Решетников.

Однако в финансовых кругах, мягко говоря, неоднозначно восприняли эту инициативу. Экономист Денис Ракша так оценивает инициативу:

«Решетников сказал: давайте сделаем, как в Китае вот эту вот мембрану, две валюты, один курс, но у Китая для этого есть Гонконг, и у Китая для этого нет санкций против его финансовой системы, поэтому через Гонконг он может гонять туда-сюда разные юани — внутренние на внешние менять, потом внешние для внешнего мира. У нас нет Гонконга, и у нас есть санкции, поэтому если наш Центральный банк попытается, например, сделать свой филиал где-нибудь в свободной экономической зоне — а я даже не знаю, где ему делать, то этот филиал тут же попадёт под санкции. Если это делать через банки дружественных стран, то нужно понимать, что у них свои регуляторы».

В свою очередь, в ЦБ считают, что введение механизмов «двойного» рубля приведёт к курсовой чехарде, что будет иметь негативные последствия. На Неглинной заявили, что опыт Китая – это для России будет означать откат от достигнутых результатов.

«Что касается политики ближе к нам, у них действительно управляемый курс, множественность процентных ставок, разных процентных ставок, ограничение на движение капитала, но, кто нам предлагает это использовать, наверное, забывают посмотреть, что Китай уже несколько десятилетий пытается либерализовать движение капитала, финансовые рынки и так далее. Зачем нам двигаться назад, я не понимаю», — говорит глава ЦБ России Эльвира Набиуллина.

Более того, банкиры стали пугать тем, что введение двух курсов российской национальной валюты приведёт к падению рубля. Такое мнение высказал на Международном банковском форуме глава ВТБ Андрей Костин. Необходимо, по его мнению, соблюдать меры, которые ЦБ ввёл сейчас, и «постепенно возвращаться к более стабильной ситуации»:

«Я считаю, что у нас необычная ситуация, необычная рыночная ситуация. У нас слишком много геополитических факторов воздействующих, чтобы мы могли [вводить] какой-то набор ещё, может быть, мер стабилизации или смягчения критериев или целевых показателей инфляции. В принципе, я против того, чтобы переходить к каким-то жёстким административным мерам. Если мы введём два курса рубля, у нас один будет 150, а другой – 250, это точно. Поэтому этого не надо делать».

СЛАБЫЙ КУРС РУБЛЯ – ПОВОД ДЛЯ СПЕКУЛЯЦИЙ. И СТРАДАТЬ ОТ ТАКОЙ СЛАБОСТИ БУДУТ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, НЕЗАЩИЩЁННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ. ФОТО: © NIKOLAY GYNGAZOV/GLOBALLOOKPRESS.

Попытка искусственно ограничить движение капитала может привести к негативным последствиям для отечественной экономики, заявляют экономисты. Многие «теневые» схемы, которые реализуются сейчас в интересах России, могут потерпеть фиаско:

«С рублём сейчас действительно мало понятно, но я, наверное, не сильно удивлю вас, я регулярно в ваших эфирах защищаю ЦБ, и вот тут я тоже скажу, что нам надо постараться оставить определённую свободу движения капитала, несмотря на то, что нашим регуляторам явно не хватает комфорта и компетенции для того, чтобы разбираться вдруг с неожиданно продвинувшимся на почве международных расчётов рублём, — отметил в беседе с нами экономист Евгений Надоршин. — Обратите внимание на прогресс последних полутора лет, который у нас превосходит всё то, что там за десятилетия было наработано, предыдущим продвижением рубля на мировую арену. Поэтому сказать, что это мало или что этого не хотели, это не правда, хотели не в таких обстоятельствах, но хотели, и надо сказать, что потенциально для рубля это может оказаться даже плюсом, если этот прогресс удержать, надо понимать, что иностранцам он должен быть как-то интереснее. То есть у него должна быть определённая устойчивость, у него должна быть привлекательность, должна быть определённая свобода движения капитала».

Резон есть в этих замечаниях. Однако необходимо стабилизировать курс рубля. Его перманентная девальвация ведёт к обвалу покупательной способности и уровня жизни российских семей. Второй серьёзный момент – отток капитала в минувшем году превысил отметку в $240 млрд. На мой взгляд, это недопустимые уровни. Прибавьте к этому «подаренные Западу» $300 млрд из российских государственных валютных резервов, и мы получим астрономическую сумму, которая за один год превысила полтриллиона долларов. Именно на такую сумму отечественная экономика была «обескровлена». Это недопустимо! Недопустим и курс доллара по 150 или даже 250 рублей, о чём накануне говорили участники Банковского форума в Сочи. Необходимы компромиссы, которые бы действовали только в одном направлении, – интересов России и её граждан. Пока с этим, по всей видимости, большие проблемы.

Источник