© COVER IMAGES KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBALLOOKPRESS

Ровно год назад, на пике газового кризиса между Европой и Россией, произошли диверсии на газопроводах “Северный поток“ и “Северный поток — 2”. Причастность России, США или неизвестной проукраинской группы — версия, получившая наибольшее распространение. Но ни Швеция, ни Дания, в исключительных экономических зонах которых произошли взрывы, ни та же Германия, так и не нашли виновных. Как так вышло, что следы теперь ведут только на Украину, и почему газовый рынок оказался ни при чем, – в материале Царьграда.

Преступление без наказания

26 сентября 2022 года в 2:03 и 19:03 по местному времени сейсмологи зафиксировали три толчка в Балтийском море. После первого толчка на “Северном потоке — 2” резко упало давление с 300 до 7 бар, после второго и третьего аналогичное изменение параметров произошло в обеих нитках “Северного потока — 2”.

Утечку на СП-2 первым заметил экипаж F-16 датских ВВС вблизи острова Борнхольма в исключительной экономической зоне уже вечером 26 сентября. Спустя несколько часов шведские власти обнаружили еще три утечки. Газопроводы в момент диверсии практически не работали, СП-2 так и не был введён в эксплуатацию.

Предположения о диверсии с указанием на беспрецедентность подобных аварий прозвучали почти сразу. В ходе осмотра были найдены следы взрывчатки, а на месте взрывов остались воронки глубиной до пяти метров. Эксперты сошлись во мнении: масштаб разрушений свидетельствует о причастности государственных сил.

Версии

Россия неоднократно пыталась инициировать международное расследование, но все причастные отказалась от этой идеи, опираясь на необходимость сохранения конфиденциальности в рамках национальной безопасности. Швеция, Дания и Германия начали независимые расследования, которые привели к подозрениям, что именно российские власти стояли за атакой на газопроводы. Главным аргументом было наличие ресурсов для организации диверсии такой сложности. Согласно расследованию t-online, 21 сентября в районе взрывов могли находиться корабли Балтийского флота, по характеристикам соответствующие габаритам “Игоря Белоусова” и “Ярослава Мудрого”. Здесь сразу стоит отметить, что с 19 сентября на Балтийском флоте проходили масштабные учения, где были задействованы свыше 50 единиц военной и специальной техники, что изначально делает эмоциональное расследование немецкого издания неубедительным.

ТЕРРОРИСТЫ ЗАКРУТИЛИ ВЕНТИЛЬ ПРИНУДИТЕЛЬНО, ПОСТАВИВ КРЕСТ НА ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ, НО ОБОГАТИВ США. ИЩИ КОМУ ВЫГОДНО? ФОТО: © MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKPRESS.

Сразу после диверсии, разумеется, прозвучали взаимные обвинения, был проведен ряд независимых расследований. На одном из таких прославился американский журналист Сеймур Херш, с выводами которого согласился сам российский президент Владимир Путин. По мнению Херша, который предстал перед нами в качестве влиятельного западного лоббиста на Западе, произошедшее на газопроводах “Северный поток” — результат совместной операции ЦРУ, ВМС США и норвежских военных. Если цели американцев весьма банальны и в очередной раз подтверждают стремление нынешнего президента Джо Байдена нанести России максимальный экономический урон, то мотивы Норвегии он объяснил желанием нарастить экспорт собственного газа взамен российского. Но есть ли у королевства такой газовый потенциал?

Газовый рынок тут ни при чём

Заместитель гендиректора Института национальной энергетики, экономист Александр Фролов в беседе с Царьградом отказался связывать теракт на “Северных потоках“ со стремлением повлиять на европейский газовый рынок.

Произошедшее имело минимальное отношение непосредственно к газовому рынку, это имело отношение к инвестиционной привлекательности европейской экономики в целом и конкурентоспособности европейской промышленности США. Этот теракт оказался наиболее эффективным методом воздействия на эти факторы,

— сказал эксперт.

По его мнению, атака на газопроводы подорвала энергетическую безопасность в европейских странах, о чём свидетельствует существенное падение потребления природного газа.

Европа сейчас не имеет возможности наращивать потребление. Более того, происходит дальнейшее сокращение спроса на этот энергоресурс, потому как в мире газа больше не становится, а трубопроводные поставки ограничены,

— отметил Фролов.

В отчёте Международного энергетического агентства (МЭА) говорится, что потребление природного газа в Европе в 2022 году снизилось на рекордные 13%, а в 2023 году ожидается снижение еще на 3%.

К СЛОВУ, ПОДРЫВ ПОТОКОВ — ЭТО ЕЩЁ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА, НА КОТОРУЮ ПРЕДПОЧЛИ НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ. ФОТО: © STEFAN SAUER DPA/GLOBALLOOKPRESS.

Как считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, спустя год после теракта на газопроводах наблюдается трансформация газового европейского рынка.

Европейцы больше всего пострадали, потому что вынужденно переплатили за газ. Преимуществом завладели американцы, которые сейчас превалируют на европейском рынке сжиженного газа. Ну, и норвежцы, потому что они доминируют на рынке трубопроводного газа для европейцев. Поставщики сжиженного газа, безусловно, выиграли, а европейцы проиграли,

— пояснил экономист в комментарии Царьграду.

Ещё за несколько месяцев до взрывов на встрече министра нефти и энергетики Норвегии Терье Осланда и заместителя главы Еврокомиссии Франса Тиммерманса были достигнуты договорённости о расширении энергетического сотрудничества и увеличении поставок газа. При этом Норвегия поставляла газ в ЕС на максимуме своих возможностей, будучи уверенной, что является “предсказуемым и долгосрочным” партнером. Теперь же королевство планирует увеличить добычу. По данным Associated Press, планируются инвестиции в проекты, которые обеспечат новое производство, в том числе за счёт освоения уже существующих месторождений.

Операция под чужим флагом?

Когда ход расследования терактов на “Северных потоках” стал напоминать мистический триллер, а добиться прозрачности этого процесса стало почти невозможным, на Западе появилась новая и сразу же убедительная версия. В украинский след в деле о подрыве газопроводов верилось с трудом, опять же предположение, что ресурсы для осуществления такой операции могли быть только у государства, фактически превратилось в политический нарратив. Однако мы видим всё больше данных, указывающих на версию об украинских виновниках.

The New York Times, а также немецкие Die Zeit, ARD и SWR в своих расследованиях с начала 2023 года начали активно продвигать улику с электронным письмом, отправленного для бронирования яхты “Андромеды”. Именно это судно, по информации следствия, побывало в районе взрывов 6–8 сентября и доставило взрывчатку, следы которой были обнаружены на борту. Следствие также утверждает, что метаданные письма “ведут на Украину”.

ZDF, Frontal и Spiegel в мае 2023 года отмечали, что в руках оперативников появляется все больше технических сведений, которые подтверждают отсутствие доказательств о подозреваемых из России, и особенной убедительности истории с яхтой. Этой версии ещё год назад придерживался и канцлер Германии Олаф Шольц, но в годовщину теракта предпочёл не делать никаких публичных заявлений.

Другие же говорят, что атака “Андромеды“ могла быть операцией “под ложным флагом”, создав искусственный след настоящих преступников, но эта теория слишком хороша, чтобы быть правдой.

Так узнаем ли мы истину? Или преступление так и останется инструментом большой политики?

ИВАН ЕВСЕЕВ