ФОТО: ZAMIR USMANOV/GLOBALLOOKPRESS

Зикирулло Ганиев, позывной «Зик», служит добровольцем в штурмовом отряде. Дважды был ранен, но каждый раз возвращался на передовую. На родине «Зику» светит 20 лет тюрьмы. Подробности читайте в материале Царьграда.

С 19-летним уроженцем Таджикистана Зикируллой Ганиевым мы общались в перерывах между боями. На Донбасс он ушёл добровольцем весной прошлого года. Вчерашний сварщик в считанные дни обучился на штурмовика и вот уже полтора года не расстаётся с оружием. И после победы менять его обратно на сварочный аппарат не собирается.

«В Таджикистане все добрые»

Родом «Зик» из таджикского города Куляб, расположенного у подножия Памира в 175 км от солнечного Душанбе. Это довольно крупный населённый пункт, живёт там более ста тысяч человек, в основном таджики и русские. Мусульмане и православные сосуществуют мирно. Русский язык – обязательный для изучения в школе с первого класса, так что «Зик» на нём изъясняется прекрасно.

В Таджикистане много русских, мы с ними дружим. У нас вообще гостеприимная страна, все добрые,

– улыбается Зикирулло.

На родине он занимался вольной борьбой, становился чемпионом города. А как окончил школу и выучился на сварщика, уехал в Россию на заработки. Цель типичная для молодого таджика – накопить денег на свадьбу. Поработать на стройке в Подмосковье «Зик» успел три месяца, а потом…

Я понял, что СВО – это мой шанс. С детства мечтал стать военным, хотел служить именно в русской армии. Тысячи таджиков погибли, защищая нашу общую родину СССР в годы Великой Отечественной войны, в том числе мои родственники. Я уважаю историю и люблю Россию, поэтому собрался и добровольно пошёл в военкомат,

– рассказал Царьграду боец.

ЗИКИРУЛЛА ГАНИЕВ. ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЗИКИРУЛЛЫ ГАНИЕВА

Но оказалось, что право защищать Россию ещё надо заслужить. В подмосковном военкомате ему отказали из-за отсутствия гражданства. Оформиться никак не получалось, поэтому Зикирулло отправился прямо в ДНР. Там тоже завернули и отправили подавать документы на гражданство в Ростов-на-Дону. Но и в донской столице дело застопорилось: то одного документа не хватает, то другого. Однако бумажная волокита не помешала парню стать добровольцем. «Зик» говорит:

В нашем отряде таких, как я, иностранцев, много!

На фронтах СВО сражается с весны прошлого года. Причём его родители в Таджикистане до сих пор не знают, что сын стал военным, интернетом они не пользуются и до сих пор уверены, что он трудится в Москве на стройке.

После ранения – в строй

Родные и представить не могут, что он теперь штурмовик русской армии, ведь до этого их спортсмен даже не служил ни в таджикской, ни в какой другой армии. Но в России его военному делу быстро обучили: сначала на тренировочном полигоне, потом уже в бою.

За полтора года таджикского добровольца дважды ранило. Первый раз 1 сентября прошлого года: во время штурма по его группе сработал танк. «Зик» получил контузию, ранение позвоночника и правой ноги. В донецком госпитале его быстро подлечили, и уже через месяц он вернулся .

Но вскоре снова попал под раздачу. Второе ранение случилось 26 октября, когда по группе штурмовиков прилетела 152-мм мина. Осколки повредили «Зику» позвоночник. От верной гибели спас бронежилет. Защита хорошо отработала, но ранение оказалось тяжёлым. Бойца отправили на реабилитацию в Екатеринбург. Врачи местной клиники буквально поставили его на ноги. «Зик» с трудом ходил, не мог правильно ставить ногу. Но выдержал три курса реабилитации и не просто пошёл, а побежал.

ПОСЛЕ РАНЕНИЯ «ЗИК» ВЕРНУЛСЯ В СТРОЙ И СНОВА В ЗОНЕ СВО. ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЗИКИРУЛЛЫ ГАНИЕВА

20 лет тюрьмы

Доброволец говорит, что до того, как пойти на СВО, и не представлял, что такое война.

Через три недели обучения попал на фронт и увидел, что это такое. Открылись глаза, страх ушёл. Самое сложное для меня здесь – это терять друзей. Когда мои ребята гибнут у меня на глазах, а я ничего не могу сделать, это ужасно.

На вопрос о противнике «Зик» отвечает:

Украинцы сражаются слабо и легко сдаются в плен. Наёмники – отдельная песня, они воюют без идеи, просто за деньги. А наши ребята выполняют все поставленные задачи до конца. Да и вооружение у нас посерьёзнее,

– настаивает «Зик».

Но если в России он герой СВО, то по законам Таджикистана – преступник. На родине ему грозит 20 лет тюрьмы за участие в боевых действиях на стороне чужой армии. Со стороны посольства Таджикистана уже прозвучали в его адрес такие предупреждения.

Спасти его от уголовного преследования может только наше гражданство и переезд в Россию. Но пока заветный статус доброволец получить не может. В декабре прошлого года он отправил письмо в Кремль с прошением о гражданстве.

Я просто написал, что люблю Россию и хочу стать гражданином этой страны. Я многое сделал, чтобы моя мечта осуществилась. Пока другие отсиживались дома или прятались от мобилизации, я добровольно уехал на фронт. Хочу защищать страну, с которой связываю своё будущее,

– пояснил Зикирулло.

А мечтает он ни много ни мало о военной карьере. Планирует остаться в России, поселиться в Донбассе и дослужиться до генерала.

Земляки Зикирулло нередко в России попадают в криминальные сводки, замечены в драках с участниками СВО.

Люди разные. Многие приезжают в Россию мирно жить и зарабатывать, а кто-то, к сожалению, идёт по криминальному пути. Мне за таких стыдно. Я призываю всех мирно трудиться на благо той страны, которая дала приют. Рядом со мной на СВО сражается много моих земляков. В армии мы не делимся на национальности. В окопах все друг другу братья…

– высказал своё мнение Зикирулло.

Как стало известно Царьграду, власти Донецкой Народной Республики обещали помочь добровольцу из Таджикистана получить гражданство России.

ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ