Новый номер регионального издания «Якутск вечерний» вышел с надписью «Роскомпозор» на первой полосе, где анонсируется материал на 8 и 9 страницах о том, что якутский фильм «Айта» обвинили в национализме.

Накануне Роскомнадзор запретил показ фильма «Айта» Степана Бурнашева, премьера которого состоялась в марте. С российских видеосервисов фильм также убрали. Представитель Роскомнадзора пояснил, что служба выявила в фильме «Айта» «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России», «в картине демонстрируется неравенство лиц по национальному признаку: положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности». В ведомстве отметили, что «распространение такой информации аудиовизуальными сервисами недопустимо».

В описании на одном из популярных сайтов о кино эту картину назвали «мощным якутским триллером по мотивам реальных событий». Фильм рассказывает о старшекласснице по имени Айта, которая умирает в больнице после попытки суицида. Она оставила записку с текстом «Ненавижу тебя, Афоня». После этого местные жители решают расправиться с единственным Афоней в деревне — русским полицейским, который к тому же как назло был последним, кто видел девочку. Но в финале фильма — это важно — случается хэппиэнд: выясняется, что записка адресована не полицейскому, а парню из другой деревни, которого Айта безответно полюбила. В финале русский Афоня прощает Айаала, отца девушки, говорит, что всё произошедшее заставило его многое пересмотреть и теперь он хочет перестать, как раньше, жить «только днем сегодняшним», жениться и завести семью.

«Вечерний Якутск» пишет, что «дескать, «положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности». Такое ощущение, что чиновники просто не смотрели фильм. Или не досмотрели до конца. И это при том, что в декабре 2022 года «Айта» удостоилась сразу двух наград Кинофестиваля авторского кино «Зимний». Бурнашев получил приз за лучшую режиссуру, а роль начальника отдела полиции, которую исполнил Иннокентий Луковцев, была отмечена жюри фестиваля как лучшая мужская роль. Трудно найти в России кинофестиваль более консервативный и более государственный, разве что михалковский ММКФ. Кинокритики страны и мира восхищались картиной. Причем у фильма даже не отобрали прокатное удостоверение, ранее выданное Минкультуры России!»

Режиссер фильма «Айта» Степан Бурнашев выразил непонимание из-за слов представителя Роскомнадзора о «деструктивной информации» в картине. Фильм, по мнению режиссера, рассказывает о том, что деление людей на «своих» и «чужих» может привести к трагедии, рассказал он. «Не могу понять, где в фильме углядели неединство народов. По сюжету, если взять глобально, нет отрицательных героев. Есть поступки и проблемы, которые воздействуют на развитие сюжета. История как раз о том, что деление людей на «своих» и «чужих» может привести к трагедии. Нужно в любой ситуации, даже трагической, суметь найти в себе силы вести диалог, чтобы докопаться до истины. Своим фильмом я хотел показать, к чему может привести разобщенность народов», — сообщил Бурнашев. Он отметил, что фильм «про любовь и человечность».

«Мы написали письмо в РКН и ждем официальный ответ», — добавил режиссер. Он уточнил, что о письме с запретом узнал от онлайн-платформ. «Прокат шел именно онлайн. В кинотеатрах проката нет, он был весной», — сказал Бурнашев.

Ситуация с претензиями Роскомнадзора к якутскому фильму «Айта» ставит под угрозу развитие национального и жанрового кино. Такое мнение выразил кинорежиссер Александр Сокуров, указав, что это является «тяжелым примером для молодых режиссеров сегодня». «Я недавно посмотрел фильм. И я ничего того, что увидел Роскомнадзор, в этом фильме не увидел. Это художественное произведение, у которого есть право ходить, что называется, по границе, размышлять, рассматривать, что происходит в жизни людей, — сказал Сокуров. — И должен сказать, что я никогда не видел фильмов, которые возбуждают национализм. Художественное произведение и это клише — это абсолютно не пересекающиеся понятия. Что-что, а якутское кино никогда не болело и не будет болеть этими болезнями, в которых обвиняют этого автора».

По мнению Сокурова, это решение Роскомнадзора не соотносится с тем, что фильму «Айта» министерством культуры РФ было выдано разрешительное удостоверение на прокат в кинотеатрах. «В министерстве выдавали это разрешение, понимая, что имеют дело с художественным произведением, что содержание художественного произведения всегда противоречиво. Посмотрите на того же Достоевского, на Льва Николаевича Толстого. Всегда рассматриваются разные противоречивые мотивы, точки зрения», — сказал он.

Режиссер считает, что такие вопросы требуют не запретительных мер, а широкого общественного обсуждения. «По отношению к художественному произведению поступать запретительным методом уже нельзя. Только дискуссия, только обсуждения, только разобраться. Если таким образом мы будем поступать дальше, ни национальное, ни жанровое кино развиваться не сможет, — подчеркнул Сокуров. — Конкуренция в кинематографическом мире очень серьезная, и мы в этой конкурентной борьбе под давлением идеологических клише просто погубим наше кино, молодое кино — точно. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Я, конечно, хотел бы узнать, будет ли защищать своего очень талантливого режиссера глава Республики Якутия, или он оставит это так?» — отметил он.

Вместе с тем в кинокомпании «Сахафильм» заявили журналистам, что запрет фильма только повысил интерес к нему. «Ажиотаж вокруг фильма якутского режиссера вызвал обратный эффект — интерес к запрещенному фильму, а также к самому режиссеру. Как говорят, любой пиар, даже негативный только разогревает публику. А это как раз тот самый случай», — говорится в сообщении кинокомпании.

Депутат Госдумы и бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева заявила, что смотрела фильм «Айта» и своими эмоциями поделилась с авторами и всей командой фильма там же, на премьере. «Сказанное тогда повторю и сейчас: фильм многоуровневый, непростой и захватывающий. О слухах и клевете, об агрессивности социумов, о ненависти и мести. Но картина и о другом: о защите невиновного, о товариществе и о любви. И фильм как раз таки осуждает проявления национализма. Думаю, Роскомнадзор запретил, не разобравшись до конца. А жаль, «Айта» ведь именно о том, как пагубны клише и ярлыки. Фильм полезный, сподвигает зрителя думать», — считает парламентарий.

«У якутского кино начался явно черный период. Модное, проблемное, авторское кино из Саха стало открытием последних лет и явным лидером русского интеллектуального кино. Феномен якутского кинематографа откровенно сравнивают с иранским — в стране мулл, где запрещены любые публичные оппозиционные настроения, именно кино стало источником протеста. Российские чиновники решили сработать на опережение и затоптать ростки свободолюбия. Три дня назад самый кассовый якутский фильм «Айта» был удален со стриминговых сервисов по требованию Роскомнадзора. Сам фильм признан экстремистским, в нем неожиданно нашли «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России». Сегодня под запрет попал якутский фильм «Кандидат». Авторов обвинили буквально в гей-пропаганде. Претензии со стороны чиновников вызвал персонаж по имени Зина — переодетый мужчина в исполнении актера Иннокентия Орестова. Фильм «Кандидат» рассказывает о выборах в якутской деревне, что видимо уже является не темой для большого экрана. Запреты ярких и талантливых фильмов идут на фоне волны слабых и посредственных фильмов, финансируемых Фондом кино при патронаже Минкультуры. Пока российское кино не вытягивает отрасль — слабые сценарии, плохая режиссура, посредственная работа актеров. Трудно вообще назвать какое-либо русское кино, быть может только фильм «Вызов». Вероятно через несколько лет нас ждут громкие уголовные дела, связанные с Фондом кино и растратой госсредств. Но пока откровенная халтура и неистребимое желание закрывать все талантливое уже уронили российское кино в позднесоветский период тлена», — считают авторы телеграм-канала «Brief».