Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ»: 4 сентября / 17 сентября, 3 сентября / 16 сентября


4 сентября / 17 сентября

— 1505 г. Венчание Великого князя Василия III

Венчание Великого князя Василия III с Соломонией Юрьевной Сабуровой,дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но захудалого московского боярского рода. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью. Сам митрополит Симон венчал Великого князя в Успенском соборе.​ Будущая преподобная София Суздальская (ок. 1490-1542 гг.) Память 1 августа в день обретения мощей, 16 декабря и в Соборе Владимирских святых.

 

— 1530 г. Крещение царя Иоанна IV

​Будущего царя Иоанна Грозного крестили в Троице-Сергиевой лавре. Восприемниками были призваны старец Иосифова монастыря столетний Касьян Босой, как сказано о нем в Никоновской летописи, «сопостник преподобному Иосифу Волоцкому»; старец Данила из Переславля; старец Троицкий Иов Курцов; священнодействовал игумен Свято-Троицкой Лавры Иоасаф Скрипицын (впоследствии митрополит всея Руси).Известно, что выбор восприемников имеет свой сокровенный смысл. Все они были молитвенные борцы за святую Русь с хазарской ересью жидовствующих. Сопостником и учителем Касьяна Босого был игумен Иосиф Волоцкий — главный изобличитель этой ереси на Руси. В Переяславле княжил Владимир Мономах. Именно его просил народ в 1113 году избавить Русь от потомков хазар. Автор «Жития Даниила Переяславского» называет Иоанна Грозного «истинным пастырем и собирателем Русской земли».Обливаясь слезами умиления, дождавшийся, наконец, рождения сына ревностный молитвенник Великий князь Василий III положил только что окрещенного игуменом Иосафом, святым Даниилом Переяславским и столетним иноком Кассианом Босым десятидневного Иоанна на раку святого Сергия. При этом он молил преподобного быть ему наставником и защитником в опасностях жизни. Было внесено много царского золота в казны церковные и на бедных, отворены темницы, сняты опалы. Сооруженыраки святым митрополитам Петру и Алексию, для первого — золотая, для второго — серебряная.

— 1680 г. Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

​Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» установлено в XVII столетии.​ Куст купины был одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения. Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.​ Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении. ​Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст.​ ​ Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году. Осталось лишь ее имя в названии Неопалимовского переулка.

 

— 1812 г. Горит Москва

​ ​»4 сентября 1812 г. Наполеон был в Кремле. Удивленный тем, что, поразив в сердце Русскую Империю, он встретил не изъявление покорности и страха, а совершенно иное, он почувствовал, что его победили и превзошли в решимости. Это завоевание, для которого он принес все в жертву, исчезло в его глазах в облаках страшного дыма и море пламени. Им овладело страшное беспокойство, казалось, его самого пожирал огонь, который окружал его в Москве. Ежеминутно он вставал, ходил порывисто по дворцу, принимался за работу и бросал ее, чтобы посмотреть в окно на море огня. Из груди его вырывались короткие восклицания, «Какое ужасное зрелище; это они сами поджигают город; сколько прекрасных зданий, какая необычайная решимость! Что за люди! Это скифы!», — пишет граф Сегюр, бывший с Наполеоном в Кремле.

 

— 1855 г. † Сергей Семенович Уваров

​Граф, государственный деятель, выдвинувший триаду «Православие, Самодержавие, Народность». ​Сергей Семенович Уваров родился 25.08.1786г., – видный ученый и общественный деятель, министр народного просвещения в царствование Императора Николая I, автор знаменитой триады «Православие, Самодержавие, Народность». Она позже легла в основу идеологии таких черносотенных организаций, как «Союз Русского Народа», и имеет глубокий непреходящий смысл в наши дни. ​Уваров посвятил свою жизнь осуществлению реформы народного просвещения на русских национальных началах. Он считал необходимым ввести в преподавание, имевшее прежде во многом космополитический характер, «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям». Образование должно носить общественный характер, из него следует удалить частное воспитание и иноземных воспитателей. ​Главное для России — сохранить Православие, творческая духовная сила которого определяет всю русскую культуру. «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру — то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». «Если литература сбросит с себя провиденциальные узы христианской морали, она разрушит себя собственными руками, ибо христианство несет идеи, без которых общество, такое, какое оно есть, не сможет просуществовать ни мгновения». «Истинная свобода без Христа, без веры, без любви к ближнему – невозможна в принципе. Такая свобода – только самообольщение». Самодержавие является определяющей формой нашего державного бытия, «представляет главное условие политического существования России». Любое, даже малозаметное, поползновение к его ограничению неминуемо повлечет снижение могущества, ослабление внутреннего мира и спокойствия страны. «Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании». «Государственная власть, не основанная на вере в Бога, не сообразующаяся с господствующим в народе исповеданием, из этого исповедания не исходящая в своих действиях, – это не богоданная законная власть, а узурпация. И такая узурпация или будет прекращена самим обществом, или погубит его». По мнению Уварова, главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма является история, преподавание которой есть дело государственное. «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых Царей».​ Реформа Уварова вызвала переполох в масонско-космополитических кругах. Тем не менее, многие достижения реформы образования успели укорениться, воспитав поколение людей, которые «лучше знали русское и по-русски».

 

— 1911 г. Обретение мощей святителя Иосафа, епископа Белгородского

​На всеподданнейшем докладе обер-прокурора Святейшегосинода Государь написал 10 декабря 1910 г.: «Благостным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе российской преданность праотеческому православию, ко благу всего народа Русского. Приемлю предложение Святейшегосинода с искренним умилением и полным сочувствием». Прославление святителя состоялось благодаря проявленной Царем-Мучеником самодержавной воле по отношению к Синоду. Государь, не согласившись с​ мнением обер-прокурора отложить торжества прославления, сам назначил срок его.

 

— 1914 г. «Жизнь за Царя»

​В Москве в Большом театре поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за Царя». Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 27 нoябpя 1836 года.

 

— 1917 г. † Анатолий Федорович Кони

Выдающийся русский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи (1907—1917). Почётный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по разряду изящной словесности (1900), доктор уголовного права Харьковского университета (1890), профессор Петроградского университета (1918—1922). Автор произведений «На жизненном пути», «Судебные речи», «Отцы и дети судебной реформы», многочисленных воспоминаний о писателях.

 

3 сентября / 16 сентября ​

— 685 г. † Святой Император Константин IV

Погонат, царствовал с 668-685 гг. Император Константин Новый занимает особое место среди Императорских святых, ибо он порвал со своим отцом и дедом, созвав VI Вселенский Собор (680-681 гг.), который предал анафеме ересь монофелитов.

 

— 1464 г. Митрополит Феодосий (Бывальцев) оставил Московскую кафедру и удалился в Чудов монастырь

​Святитель Феодосий на протяжении десяти лет в сане архимандрита являлся наместником Чудова монастыря в Московском Кремле. В 1454 г. возведен на Ростовскую кафедру в сане архиепископа.​ ​ Избрание святителя Феодосия на Московскую кафедру произошло необычным образом. Митрополит Иона, до того управлявший, почувствовал приближение смерти. Великий князь Василий II Васильевич Темный созвал епископов и обратился к Первосвятителю с просьбой назначить себе преемника. Митрополит Иона избрал и благословил на свое место Ростовского архиепископа Феодосия. 9 мая 1461 года в Успенском соборе Кремля архиепископ Феодосий был возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. Это произошло без согласования с Константинопольским Патриархом, вынужденным стать подданным турецкого султана. Таким образом, со времени вступления святителей Ионы и Феодосия на Московскую кафедру начался новый период взаимоотношений русских митрополитов с Константинопольским Патриархатом — период фактической независимости их, то есть автокефалии Русской Церкви. Святитель Феодосий вошел в историю как ревностный архипастырь, заботившийся об улучшении нравственно-религиозного состояния духовенства. Строгость митрополита Феодосия вызывала непонимание и ропот не только у духовенства, но и у мирян. Постоянно сталкиваясь с неприязненным отношением, он принял решение оставить митрополию. 3 сентября 1464 года митрополит Феодосий удалился в Чудов монастырь, которым управлял ранее. Он взял в свою келию расслабленного старца и одиннадцать лет служил ему, обмывал его струпы. В 1475 году Владыка перешел в Троицкий монастырь. Скончался в обители 15 октября 1475 года. Мощи его почивают под спудом в Серапионовой палатке. Причислен к лику местночтимых святых Московской епархии. Память митрополита Феодосия совершается 15/28 октября.

 

— 1580 г. † Блаженный Иоанн Власатый Милостивый

​Ростовский чудотворец. Подвизался в городе Ростове в царствование Ивана Грозного (1547-1584 гг.) в подвиге юродства, терпя нужды и скорби и не имея постоянного пристанища. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих, в том числе и блаженного Иринарха, затворника Ростовского (ум. 1616 г.; память 13/26 января). Блаженный всегда носил с собой и читал Псалтирь. ​Скончался в глубокой старости 3 сентября 1580 г. Был погребен, по завещанию, возле церкви святого Власия, за алтарем. Он имел «власы на главе велики», потому и назывался Власатым. Наименование Милостивый блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, а также в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (VII в.; память 12/25 ноября), имя которого он носил.​ ​“Даст тебе Бог поучать людей от востока до запада, наполнять землю учениками, отводить от пьянства. За беззаконное же пьянство и разврат Господь Бог нашлет на русскую землю иноплеменных. И они подивятся и почудятся великому терпению твоему и подвигам: меч их тебя не повредит, и они прославят тебя более верных”,— говорил в Ростове святой блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, задолго до Смутного времени своему другу святому Иринарху-затворнику, заповедав ему носить на себе кресты​ железные.

 

— 1812 г. † Петр Гаврилович Вельяминов

​Родился в семье дьячка Московской губ. Церковное служение началв 1765 г. В 1772 г. рукоположен в диаконы и назначен к храму Сорока мучеников Севастийских в Москве.​ ​Принимал активное участие в обновлении кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского. ​ Был убит французскими солдатами за отказ показать им место, где были сокрыты драгоценная утварь и ризы образов.​ ​О. Петр погребен с южной стороны соборного храма Новоспасского монастыря. На надгробном памятнике было написано: «Здесь скромно погребен служитель алтаря, герой, вкусивший смерть за веру и царя, при заревах Москвы, вселенну изумивших и кары грозныя на злобу ополчивших при храме Божием он пал пронзен врагом, живый о Господе в бессмертии святом. — Здесь погребен Сорокосвятской, что у Новоспасского монастыря, церкви, раб Божий, священноиерей Петр Гаврилов, которого тело передано земле чрез три месяца и три дня по кончине. 1812г. Жития его было 66 лет».

 

— 1838 г. В Киеве открыт Институт благородных девиц

​Идея открытия подобного рода учебных заведений для женщин впервые возникла у супруги Императора Павла I Марии Федоровны. В 1834 году был разработан проект устава для киевского Института благородных девиц. Заведение, на обустройство которого царь выделил 500 тысяч рублей, должно было предоставлять бесплатное воспитание детям бедных дворян, а также дать возможность за небольшую плату получить образование дочерям зажиточных родителей. Официально заложен и открыт институт был 3 сентября 1838 года, но в четырехэтажное строение институтки перебрались только в 1843 году.​ Называли их тогда “синицами”, потому что они ходили в синих костюмчиках.

 

— 1863 г. «Русские ведомости»

В Москве вышел в свет первый номер одной из крупнейших российских общественно-политических газет — «Русские ведомости». ​Сначала основанное известным писателем Николаем Филипповичем Павловым издание выходило три раза в неделю.Газета стоила с доставкой и пересылкой три рубля в год и была рассчитана на широкие круги тогдашнего провинциального читателя. С 1868 г. издание стало ежедневным, получив право выпуска без предварительной цензуры, а с 1871 г. увеличилось в объеме.

 

— 1912 г. Освящение Златоверхо-Васильевского собора в Овруче

Царь Николай II присутствовал на освящении возобновленного древнего храма Златоверхо-Васильевского собора в Овруче, сооруженного святым Великим князем Владимиром в 997 году.

​Преосвященный Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский, приветствуя Государя, сказал: «В сердце народном у Тебя, Государь, нет на земле соперников, а есть они только на небе. Православный народ твой никого так на земле не любит, как своего Царя. Но он любит на небе святых Божьих угодников, тех которые, будучи в теле, жили на земле жизнью блаженных Ангелов. Какова же бывает радость народа, когда он своими глазами видит, что эти две его основные привязанности не противопоставляются одна другой, но, напротив, совпадают: когда он, собираясь на поклонение святым Угодникам, видит среди себя Государя своего. Покидающего​ столицы и дворцы и поспешающего в глухой угол своей​ необъятной страны поклониться православной святыне. И такие радости для народа русского не на сегодня только. В черные дни своей трудовой жизни он припомнит, что могущественный Самодержец, его Православный Государь, стремится разделить молитвенные подвиги своего народа, что и Он услаждает душу Свою созерцанием Божественной святыни, что Ему, как и деревенскому простецу-крестоносцу, более всего дороги и любезны Божьи святые, их помощь и слава».

 

— 1915 г. Начало Вильно — Молодечненской операции

​Проходила с 3 сентября — 2 октября. Военные таланты Государя Николая II были в полной мере раскрыты на посту Верховного главнокомандующего. Уже первые решения нового главкома привели к существенному улучшению положения на фронте. Так, он организовал проведение Вильно — Молодечненской операции. Государь сумел остановить крупное наступление немцев, в результате которого был захвачен город Борисов. Им была издана своевременная директива прекратить отступление. В результате был остановлен натиск 10-й германской армии.​ 26-й Могилевский пехотный полк подполковника Петрова (всего 8 офицеров и 359 штыков) пробрался в тыл и в ходе внезапной атаки захватил 16 орудий. Всего русские сумели захватить 2000 пленных, 39 орудий и 45 пулеметов. «Но самое главное, — отмечает историк П.В. Мультатули, — войскам снова вернулась уверенность в способности бить немцев». Удивительно вдохновляюще звучало обращение Николая II к воинам: «С твердою верою в милость Божию и с непоколебимою уверенностью в конечной победе будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца и не посрамим земли Русской».

 

— 1918 г. † Епископ Пимен (Белоликов)

Священномученик, епископ Семиреченский и Верненский. Родился в семье священника Новгородской губ. Мать его была дочерью священника Иоанна Орнатского. Известные С.-Петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Через о. Иоанна Петр Белоликов находился в свойском родстве с великим Кронштадтским пастырем — святым праведным Иоанном Кронштадтским. Будущий епископ Пимен закончил Киевскую духовную академию, учась в которой принял монашеский постриг. ​Летом 1918 г. владыка воспрепятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора. ​Уже в августе 1918 г. ему стало известно о расстреле Государя, и он с амвона архиерейской церкви осудил это злодеяние. При этом он оставался в Верном в фактическом одиночестве в своем противлении разгулу зла.​ В сентябре 1918 г. в покои Владыки ворвались красноармейцы из карательного отряда, отозванного с Семиреченского фронта специально для его ареста. Оскорбляя и унижая святителя, они потребовали ехать с ними. После раздумий епископ Пимен подчинился. Его посадили на тачанку и увезли в загородную рощу. Бойцы карательного отряда, вызванного в Верный для «наведения революционного порядка», долго не решались выстрелить в епископа. Убил его выстрелом в упор известный в городе бандит, служивший в городской милиции.​ Рядом с кафедральным собором, недалеко от тайного захоронения святых останков, в 1999 г. заложен храм-крестильня имени сщмч. Пимена. В 2000 г. епископ Пимен причислен к лику святых для общецерковного почитания.

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович



ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Необходимая сумма для ежемесячной оплаты хостинг-сервера: 7550 руб.
Мы работаем за счет рекламы и Вашей поддержки!

Банковские карты для прямых платежей в РФ:

Мир 2202202372757579 (Сбер)
MasterCard 5536913918532660 (Tinkoff)
Спаси Вас Бог!

Следующяя Новость Украинские мечтуны и дары Смерти

Предыдущая Новость Особо опасные места родного Севастополя

Похожие Новости






Комментарии проходят модерацию

Нет Комментариев

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TRANSLATE - ПЕРЕВЕСТИ »