Первого сентября с.г. мэр столицы Сергей Собянин отмечал с премьером Михаилом Мишустиным. Два адепта оцифровки всего, что движется, двигающие у нас западную глобальную концепцию «электронного правительства» (когда Собянин был вице-премьером, он занимался этим с высокими американскими делегациями), открывали столичную школу. На мероприятии Собянин сделал несколько громких заявлений о том, что образование, которое он по соглашению с Мишустиным будет «натягивать» на всю страну, станет «персонализированным» и цифровым. Дескать, ИИ (нейросеть) будет строить каждому школьнику и учителю индивидуальную траекторию развития и выдавать личные рекомендации. На основании личного рейтинга, выстраиваемого на основе обработки ПД из личного профиля/цифрового портфолио ребенка. По сути, Собянин снова прямо озвучил этап становления в России печально известного форсайта «Образование 2030/2035». И «совершенно случайно» все эти цифровые антиреформы прописаны в презентации «Будущее 2035+», которая ныне гуляет по соцсетям и СМИ и вроде как была сделана командой Сбера. Еще важно понимать, что в новой системе антиобразования главными будут не знания, а нужные корпорациям узкие «компетенции». Пока эта сфера еще не полностью оцифрована, у нас есть шанс на спасение.

Напомним для начала, что же мы прочитали об образовании будущего из презентации как бы Сбера (мы ее подробно разбирали):

«Персонализированное образование вместо массового: Цифровизация человека (!) позволит подобрать оптимальную профессиональную и образовательную траекторию».

А чуть выше по тексту презентации, в разделе ИИ, читаем про «постоянный мониторинг набора компетенций человека и рекомендации по обновлению этого набора» (рекомендации будет давать ИИ, естественно- прим. ред.).

Круто берут «инноваторы» — у них откровенный замах на «цифровизацию человека». А теперь – приведем прямые цитаты из выступления Собянина перед Мишустиным и Ко от 1 сентября 2023 г.:

«Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал премьер-министру Михаилу Мишустину о сервисе «Московская электронная школа» (МЭШ) и сообщил, что в ближайшие годы главным трендом развития МЭШ будет персонализация на основе сервисов искусственного интеллекта.

«Тем ребятам, которые отстают, и у которых есть проблемы, система должна помогать подтягиваться. Те ребята, которые учатся на оценку выше пятерки — им система будет подгружать задания до тех пор, пока он может справиться с этой историей», — объяснил Собянин.

Персонализация также расширит возможности педагогов для работы с учащимися.

«И сами учителя могут персонифицированно пользоваться траекторией развития с индивидуальными рекомендациями повышения квалификации и так далее» — добавил мэр.

Интересно, конечно, как это можно «учиться на оценку выше пятерки»? Видимо, речь идет о какой-то новой системе оценивания, либо о персональном рейтинге ученика, который уже введен на цифровых платформах КИС ГОСУЭВ (Москва) и ФГИС «Моя школа» (федеральная платформа, часть портала Госуслуг/ЕСИА). Вот как выглядит сегодня личный рейтинг ученика на платформе МЭШ, которую нахваливал столичный мэр.

Интересно, что ученику предлагается сопоставлять свой рейтинг с баллами одноклассников, чтобы сохранять высокую позицию. А если он будет сильно отставать, «добрая нейросеть» подкинет ему рекомендаций, чтобы повысить рейтинг. Что можно сказать по этому поводу? Мы наблюдаем очевидный этап плавного отказа от традиционных оценок знаний и их замену на личный рейтинг учеников. Впоследствии не должно быть и никаких экзаменов/аттестационных испытаний – их целиком заменит паспорт компетенций и личное портфолио. «Умная школа» главы Сбера Германа Грефа уже работает именно по такой схеме. И это все прописано в методологии доктрины «персонализированного образования» от Сбера (платформа «Сберкласс» и другие проекты). Мы анализировали эту презентацию, профинансированную фондом Сбера «Вклад в будущее», под редакцией член-корреспондента РАО, директора института педагогики СПбГУ Е.И. Казаковой, в январе 2021 г.

А теперь напомним, что вещал тот же Собянин еще в 2019 г. на встрече со столичными педагогами:

«Одна из глобальных задач МЭШ — создание электронного портфолио учащегося. Можно попросить родителей, чтобы они контрольную работу написали, но информацию за все 11 лет учебы невозможно подделать. В конечном итоге электронное портфолио будет сопровождать его на протяжении всей дальнейшей жизни. 

В портфолио будут результаты всех контрольных, результаты участия в олимпиадах, конкурсах. Это огромный массив информации. Надо его создавать, обрабатывать и смотреть, как он пригодится ребенку. Главное — как и кто будет это оценивать. Надо специальный алгоритм разработать или что-то другое, не оценочное».

«Образование в течение всей жизни» — это прямая цитата из ЦУР ООН «Образование», с непрерывным сбором цифрового следа человека и управлением ИИ, разумеется.

Что же это за «другой, не оценочный алгоритм», о котором заявляет Собянин? Мы уже 4 года назад говорили, что речь идет о личном рейтинге учеников – и так оно все и получается.

Но сначала отметим, что электронное портфолио (оно же – цифровой профиль) на каждого школьника, которое в 2021 году анонсировал и министр просвещения Сергей Кравцов – это далеко идущая, озвученная форсайтщиками еще в начале 2010-х годов, программа по тотальному учету и контролю за людьми. И не только по контролю, но и по прямому управлению ими, по переформатированию, перековке личностей и судеб людей – в соответствии с лекалами и задачами владельцев электронных алгоритмов, на откуп которых отдана обработка ПД наших детей.

В паспорте федерального проекта «Цифровая образовательная среда», являющегося частью нацпроекта «Образование» (утвержден Правительством в 2018 г., на реализацию выделено 79,8 млрд. рублей до 2024 г.), среди основных целей заявлено: «доля обучающихся по программам общего образования, доп. образования для детей и среднего проф. образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной платформы ЦОС, в общем числе обучающихся по программам – 90% к 2024 г.».

То есть 90% всех школьников России должны будут получить цифровой профиль и персональную траекторию обучения на платформе ЦОС к 2024 году. Таковы задачи Минпросвета и Правительства в рамках реализации федпроекта «ЦОС», которые они активно выполняют.

С переводом ребенка в цифровую образовательную среду (что неизбежно следует из Стратегии цифровой трансформации образования, представленной Правительством РФ в июле 2021 г., — там сказано, в частности, о полном переходе на электронные учебники к 2024 г.) основным источником формирования «персональной образовательной траектории» станет его «цифровой след», который будет учитывать все его интересы и предпочтения в соцсетях и т.д. Параллельно будет поэтапно уничтожаться единая объективная система оценки знаний и качества их преподавания. В Липецкой области, например, процесс уже активно пошел – там во всех 20 муниципалитетах (120 классов, около 40 школ) с 1 сентября 2021 г. вводится учеба без отметок, то есть упраздняется традиционная пятибалльная система оценки и домашние задания).

И еще один важнейший момент для понимания происходящего — персональные данные школьников – это основа для формирования их «цифрового следа», для пожизненного контроля и прямого управления ими на основе алгоритмов нейросети (ИИ) – «узаконенного рабства».  В известном форсайт-проекте «Образование-2035» (один из авторов – спецпредставитель Президента РФ по цифровизации, основатель АНО АСИ, гендиректор платформы «НТИ 20.35» Дмитрий Песков) прямым текстом говорится: «индивидуальные траектории обучения формируются под запросы заказчиков». Заказчиками образования становятся крупные корпорации, которые на первых этапах могут даже финансировать обучение человека в школе и вузе, но лишь с одним обязательным условием – он должен быть образован в заданной ими парадигме и впоследствии отработать все, что на него потратили.

Ранняя профориентация и развитие «цифровых компетенций» у школьников также указаны в паспорте федерального проекта «ЦОС» как обязательные задачи. Так что это никакая не конспирология – все ключевые моменты, прописанные в докладе Дмитрия Пескова и профессора МШУ «Сколково» Павла Лукши «Будущее образования: глобальная повестка» (2013 г.), перекочевали в российский нацпроект «Образование». Личный профиль компетенций/цифровое портфолио человека будущего занимают там ключевое место (см. скрины ниже из форсайта Пескова-Лукши).

В общем, до полного слома традиционной системы передачи знаний в России такими темпами остается всего несколько лет. К 2030 году основной этап слома должен быть завершен. Но многое, очень многое зависит от каждого из нас. Защищать свои права в школе, в беседах с чиновниками каждый день, знать, как защитить персональные данные своих детей, как отказаться от «обучения» на цифровых платформах без живого учителя в классе – всему этому надо посвящать сегодня много времени. Если мы действительно хотим остаться Людьми и увидеть будущую процветающую страну.

Источник