Чтобы в полной мере оценить значение ареста Игоря Коломойского, мало помнить тот факт, что хождение во власть нынешнего, шестого по счёту, президента Украины было организовано бывшим владельцем «Приват-банка», как и создание президентской партии «Слуга народа».

Нужно помнить ещё и о том, что само возвышение Коломойского во многом было обусловлено поддержкой, в том числе финансовой, со стороны хасидского движения ХАБАД-Любавич. А построенный на его деньги в Днепре (Днепропетровске) в 2012 году крупнейший в мире еврейский центр «Менора», включающий синагогу «Золотая роза», также находится под управлением посланника Любавического ребе Шмуэля Каминецкого, главного раввина Днепра и Днепропетровской области, главы Объединённой еврейской общины Украины.

Нужно понимать ещё и то, благодаря чему телеприквел «Слуги народа» смог воплотиться в реальность. Разгадка здесь проста и хорошо известна по имени — Дональд Трамп. Сенсационное избрание мультимиллиардера 45-м президентом США в 2016 году во многом было обусловлено его сближением с тем же ХАБАДом, в 2009 году он выдал свою дочь Иванку за Джареда Кушнера, нью-йоркского миллиардера и выходца из семьи белорусских эмигрантов-хасидов.

Джаред Кушнер фактически руководил президентской кампанией Трампа и затем играл важную роль в администрации Белого дома. Победа Владимира Зеленского над Петром Порошенко в 2019 году вряд ли была бы возможной, оставайся к тому времени эта администрация демократической — достаточно вспомнить, что пятого президента Украины в лидеры «евромайдана» в конце января 2014 года лично буквально за руку, «выбросив за борт» неонациста Олега Тягнибока, привел тогдашний госсекретарь США, видный функционер Демпартии Джон Керри, а вице-президент США Джо Байден «курировал» Украину не только политически, но, как выясняется, и коррупционно, в том числе через своего сына Хантера, получившего синекуру в фирме Burisma Николая Злочевского.

Иными словами, Владимир Зеленский попал на Банковскую улицу по протекции не только и не столько Игоря Коломойского, сколько хасидской общины в целом. Которая, если вспомнить скандал со звонком Трампа Зеленскому, раскрученный в сентябре 2019 года, можно сказать, тогда же «сдала» Трампа и Украину его политическим конкурентам из Демпартии. Самая вероятная причина подобного решения — отказ от конфронтации с другими религиозными течениями мирового еврейства, прежде всего ортодоксальными, которые в США и в целом на Западе жестко выступали с антитрампистской повесткой и по сравнению с которыми хасиды как таковые занимают всё же относительно маргинальные позиции. То есть получив при помощи Трампа в свои руки контроль над Украиной, они сразу «перепродали» этот актив — за неустановленную пока цену — заинтересованным в нём покупателям из Демпартии. А уж те четвертый год подряд используют его так, как используют…

В некоторых кругах вовремя предать — значит предвидеть. Поэтому главные вопросы в связи с арестом Игоря Коломойского можно сформулировать так: кто кого здесь предает, откуда, кем и с какой целью выпущена черная кошка, которая сейчас пробежала между Владимиром Зеленским и его недавним работодателем-покровителем? Да и насколько черна в реальности эта кошка?

Арест на 60 дней, до 31 октября, с возможностью освободиться при внесении залога в 509 миллионов гривен (это сейчас эквивалент 13,8 млн долл.) по обвинению в незаконном выводе из страны 13,5 млн долл. Это сумма вовсе не является непосильной ношей или даже значимой суммой для миллиардера Игоря Коломойского. Вряд ли это последние цифры, которые могут быть предъявлены ему на Украине и на Западе (где Игорь Валерьевич уже давно является фигурантом множества расследований). В сложившейся ситуации Коломойскому уезжать (бежать) из Украины почти некуда — ни на Кипр, ни в Израиль, чье гражданство он имеет, ни даже в Швейцарию, где пока вроде бы живет его семья. В общем, сейчас выходить на свободу за миллионы долларов, чтобы через какое-то время сесть снова, никакого смысла у олигарха нет.

Конечно, если бы в своё время он не так активно позиционировал себя в качестве «жидобандеровца», назначая гигантские премии за голову каждого «сепаратиста», финансируя «нацбаты» и т.д., можно было бы даже допустить, что из Украины Коломойский таким образом при поддержке Зеленского и К° (а может быть, и более широкого круга интересантов) через тюрьму рассчитывает перебраться… в Россию. Причём не сам по себе, но вместе с родным Днепром (не рекой, а городом Днепропетровском, разумеется) — смутные слухи такого рода уже давно не новость. Но в нынешней ситуации помощь в проведении СВО со стороны столь специфического «союзника», который из «жидобандеровца» при необходимости готов перекраситься хоть в «жидомахновца», вряд ли может быть востребована: всё-таки не 1920-й год на дворе.

Впрочем, все иные, более вероятные, варианты ареста Коломойского говорят только о том, что «процесс пошел», сложившийся баланс сил, которые выступали на стороне киевского режима с 24 февраля 2022 года, нарушен, и все дальнейшие изменения будут вести к его дальнейшему распаду.

Александр Маслов