Античного историка Фукидида, автора знаменитой «Истории Пелопоннесской войны» известный британский антиковед профессор Освин Мюррей назвал «первым и, возможно, величайшим политологом».

Фукидид был не просто историком, а непосредственным участником войны между Афинами и Спартой и политическим оценщиком её причин. Воюя за Афины, подвергшиеся  атаке со стороны Спарты, Фукидид тем не менее обвинял в войне афинян, а не спартанцев. Агрессивная экспансия афинян по всем азимутам нарушила баланс сил и представляла угрозу для Спарты, предвидевшей, что в скором времени она падёт жертвой этой экспансии.

Так родилось понятие «ловушка Фукидида» – чрезмерное расширение зоны влияния стремящейся к гегемонии державы, вызывающее ответную реакцию другой мощной державы, что приводит к войне.

Англосаксы прекрасно знают, что такое ловушка Фукидида. Впервые этот термин употребил американский политолог-антисоветчик Грэхэм Эллисон из Гарвардского университета, описывая конкуренцию США и Китая. Не желая в неё попасть, Вашингтон превратил Украину в буфер, которым отделил свою зону влияния от одного из геополитических конкурентов – России.

Многолетняя экспансия НАТО на восток, размещение военных баз у российских границ и намерение разместить ракеты на Украине, направив их на Россию, заставили последнюю, как некогда Спарту, нанести встречный удар. Примечательно, что в геополитике принято идентифицировать США и евроатлантизм с торговой морской державностью Афин; Россию – с сухопутной и консервативной державностью Спарты.

Геополитическое противостояние США и России сравнивают с библейскими образами гигантского морского змея Левиафана (США) и Бегемота (Россия). Левиафан правит морями, Бегемот – сушей. «Вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева егоПоворачивает хвостом своим, как кедром; жилы на бедрах его переплетеныНоги у негокак медные трубыкости у негокак железные прутья» – так описывает Бегемота Библия.

Напрасно киевская пропаганда изо дня в день убеждает сограждан, что Россия – колосс на глиняных ногах и победа над ней не за горами. Будь Россия такой, забугорные геополитики не сравнивали бы её с могучим библейским Бегемотом.

Горе мелким животным, оказавшимся между Левиафаном и Бегемотом в момент их схватки. Они будут раздавлены. Горе государствам, намеренно впихнутым между ними в виде «санитарного кордона». Их сомнут. Украина взяла на себя функцию антироссийского буфера, и теперь её «мнут» с двух сторон, как между молотом и наковальней. Россия – на поле боя, США – на дипломатическом уровне, толкая на гибельную вражду с Бегемотом.

Платон говорил, что жители морских держав носятся по миру вместе со своими островами, то есть всюду разносят принятые у них политические и иные порядки. Англосаксы занесли на Украину свои геополитические порядки, подчинив её себе во всех отношениях. Даже процедура встречи тел погибших солдат ВСУ переделана на американский лад: их выгружают под звуки волынки, почетный караул стоит, заложив руки за спину, как по уставу армии США. Украина даже похоронить своих солдат не может по-славянски и делает это по-англосаксонски. Недавно так встречали тела морпехов в Одессе.

Количество сообщений о потерях в открытом доступе давно превысило 300 тыс., а на днях крупнейший украинский оператор мобильной связи «Киевстар» предложил благодарить погибших сообщениями, отправляя их на 400 тыс. номеров. «400 тысяч героев уже никогда не ответят на звонок», – сообщил «Киевстар». Информацию быстро зачистили, но о ней на Украине узнали практически все. Узнали и задались вопросом: 400 тысяч погибших, о которых говорил «Киевстар», – это только его бывшие абоненты или оператор собрал базы телефонов, которые никогда не ответят, и у своих коллег? В любом случае, цифра ужасающая. И не окончательная.

Реальные потери ВСУ выше, потому что, во-первых, не про каждого сельского бедолагу пишут, что он убит. Многих хоронят без лишней шумихи. И, во-вторых, к убитым смело можно причислять 40-50% пропавших без вести.

Выбраться из ловушки Фукидида Зеленскому теперь сложно, потому что на юридическом уровне он запретил вести переговоры с Россией – закон, постановляющий Украине сидеть в ловушке Фукидида «до последнего украинца».

На заглавном фото: Николаев, акция, посвящённая угробленным Зеленским военнослужащим ВСУ

Валентин ЛЕСНИК