Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни».

В. В. Маяковский

Порой, когда я читаю чаты в «Телеграме», складывается впечатление, что мы либо уже почти всех победили, либо все настолько пропало, что пора живыми в гроб ложиться.

Тлеющие угли

Гражданская война, об окончании которой было объявлено 25 октября 1922/19 июня 1923 года (датировки окончания приведены по разным источникам, поскольку споры об окончании войны не утихают до сих пор), так и не закончилась, несмотря даже на подписание 13 марта 2023 года в Государственной думе меморандума об ее окончании. Причем формулировки оппонентов полны непримиримой враждой к мнениям другой стороны. Я не буду приводить выписки из диалогов, они сами по себе примитивны, скучны, лишены фактов, при желании вы сможете найти примеры сами.

Но кое-что очень характерно для людей, которые там общаются. Всех их можно условно разделить на две группы: «запутинцы» и «нигилисты-реалисты». И если вторая группа пытается хоть как-то соотносить происходящее с реальностью, то первая действует так, что на ум приходит одно: работают по методичкам. Подобно быку, реагирующему на красную тряпку, они тут же бросаются на оппонента, обвиняя его во всех возможных и невозможных грехах. При этом на любое упоминание о реальных фактах, они начинают поливать бранью, обвинять в принадлежности к ЛГБТ и ведут себя так, словно они – истина в последней инстанции.

Отвечать на доводы оппонента они считают ниже своего достоинства. Брань для них – лучший аргумент. Сами того не замечая, они делят людей на две группы: «мы, запутинцы» и «иные», которые подлежат уничтожению или в лучшем случае – помещению в психиатрическую лечебницу.

Я не в восторге от такого поведения, ибо оно, на мой взгляд, попахивает фашизмом. Это мое личное мнение, но оно базируется на примерах личного общения с теми и другими. Я отнюдь не причисляю «иных» в класс правоверных и безгрешных, но у них, по крайней мере, меньше откровенной ненависти к другим группам. А вот «потребители-запутинцы» однозначно полны решимости уничтожать несогласных с ними или же, в крайнем случае, в качестве особой милости загонять в резервации и дома для умалишенных. Причем для них не имеет значения, что их оппоненты точно так же не принимают фашизм и однозначно против него. Гражданская война в полной красе.

О чем все это говорит? Я хочу высказать мнение о том, что невозможно закончить какой-либо исторический процесс простым росчерком пера. Даже если соберутся очень уважаемые люди и прикажут данному явлению не быть. Примеров тому, что примирение возможно только благодаря изменяющимся историческим условиям, а не просто пожеланиям политических деятелей, тьма тьмущая. Только когда исчезнут основные противоречия, только тогда будет возможно настоящее окончание. А до этого, к сожалению, еще очень и очень далеко.

Не буду в этот раз кивать на власть, которая умело поддерживает тлеющие угли возможного пожара, поговорим о нас самих, о простых людях, которые и составляют основной источник данного горения. В некотором смысле моя статья будет подобна разбору стихотворению В. В. Маяковского «О дряни». Не знающих это произведение я бы попросил прочитать, дабы основные посылы моей статьи были бы более понятны. При этом я не буду излишне политизировать свое личное мнение, постараюсь обойтись без идеологических атак, насколько это будет возможно.

Итак, приступаем.

После окончания Смутного времени, длившегося без малого 10 лет (отсчет ведется с даты государственного переворота 12 декабря 1991 года и по вступление в должность президента России В. В. Путина), начались так называемые «тучные годы». Миллиарды нефтедолларов начали вливаться в бюджет страны, впрочем, в основном в банковский сектор, в сферу развлечений, но никоим образом не в развитие тяжелой и средней промышленности, за исключением военно-промышленного комплекса.

«Утихомирились бури революционных лон», писал Маяковский. И точно так же, как в стихотворении, подобно взбаламученной пене, на поверхность всплыло торжествующее мещанство, не желающее помнить своего родства. «Будь потребителем», призывал бывший министр образования Фурсенко, «нам не нужны творческие личности и математики», вторил ему Греф.

И как результат, вылезло «мурло мещанина». Наглое и сытое, оно стремится только к отуплению и опрощению, к полной отмене культуры. И этим оно страшно, как страшно равнодушие. Ибо культура – полный антагонист мещанству, с той лишь разницей, что мещанство более агрессивно и непримиримо.

Выросло не одно, а как минимум два поколения, которым стало не до общественного. Личное благо – вот основной лейтмотив существования этой прослойки, опасной для здорового государства, но такой удобной для управления. С самого первого дня возрождения капитализма мещанское сословие, поддерживаемое бюрократическим аппаратом, подобно раковой опухоли, засело в умах и душах людей, превращая их в идеальных обывателей, которых интересуют только развлечения и отвращение к труду и рождению потомства.

«Намозолив от многолетнего сидения зады», метастазы потребительства прошлись по всей системе, не оставляя ни единого уголка, где бы они могли утвердиться. Школы, детские сады, медицина, наука, абсолютно все пропиталось духом наплевательства на общественное. На людях, разумеется, говорилось иное.

Но при этом циничные до мозга костей поклонники Шваба и его своры, отчетливо понимали опасность очередного всплеска Гражданской войны. Но окончание этой войны они видели и видят не устранении противоречий между космополитичным капиталом наших олигархов и бесправной нищей массой населения, а в искажении истории страны и насаждении идеалов хрустобулочной России.

Сносы памятников Ленину на Украине, процессы декоммунизации на Бандеровщине и в Прибалтике – закономерный итог такой политики, торжество хама над культурой и историей, последствие раздувания тлеющих до сих пор углей Гражданской войны. У нас, слава Богу, пока еще до этого не дошло. Но из каждого утюга несется официальная пропаганда о святости 90-х годов прошлого века, расхваливаются наши грефы, ковальчуки, дерипаски и прочие олигархи, создавшие свои состояния непосильным трудом, и которые должны, по задумке кураторов, служить нам идеалом.

Вот только где были эти образцы идеальности и зерцала мудрости, когда народ на Донбассе поднялся за свое существование на нашей земле? Кто подскажет, когда и сколько пожертвовали Дерипаска, Усманов, Ротенберги, Потанин, Сечин и прочие на СВО, сколько бронежилетов и дронов они закупили для наших бойцов? Что-то я не слышал этого. Ах нет, я ошибся! Рома Абрамович купил айфоны наемникам и отправил их на своем личном самолете от войны подальше. Вы говорите, это не наши наемники, а враги? Н-да… погорячился, извините.

А что наши обыватели? А ничего. Главное тот самый быт, который «страшнее Врангеля обывательский быт», который разлагает души и служит питательной средой для дальнейшего проникновения метастаз отупления и оболванивания народа в здоровое тело общества.

Есть ли выход?

Я думаю, что есть. Взглянем на французскую нацию, которая после Великой французской революции смогла в конце концов найти способы и меры прийти к гражданскому согласию. А ведь там война была похлеще нашей, у нас еще были цветочки, по сравнению с тем, что происходило во Франции. Тем не менее гражданская война для французов закончена, потомки маркизов и простонародья пришли к согласию, время сгладило противоречия, казавшиеся непреодолимыми. Как это было сделано – вне рамок данной статьи, это тема отдельного исследования.

К тому же в каждой стране свои предпосылки, свои исторические условия. Но изучать опыт надо. Иначе, уроки Гражданской войны пойдут не впрок. Способно ли наше общество опровергнуть тезис о том, что уроки истории никого ничему не учат – покажет время.

Автор:
Андрей Бирюков