В США готовится к выходу книга Франклина Фоера «Последний политик» о Джо Байдене. Издание приурочено к выборам президента США, и Фоер, как признает The Guardian, довольно восторженно пишет о нынешнем обитателе Овального кабинета.

Но некоторые вещи раскрывают истинные взаимоотношения Байдена и Владимира Зеленского, а они, судя по данным, представленным в статье, далеко не дружественные. Фоер пишет и об усталости Байдена. Книга поступит в продажу на следующей неделе.

На фоне непрекращающихся дебатов о том, является ли Джо Байден в свои 80 лет слишком старым, чтобы быть президентом или эффективно завершить второй срок, в долгожданной книге о его пребывании в Белом доме сообщается, что Байден в частном порядке признался, что чувствует «усталость», хотя в биографии его огромный политический опыт описывается как жизненно важный актив, пишет The Guardian,

Англоязычная пресса уже опубликовала ряд выдержек из книги. В частности, о возрасте Байдена, бегстве американцев из Афганистана, его взаимоотношениях с Зеленским.

Возраст Байдена постоянно обсуждался с тех пор, как бывший сенатор и вице-президент вступил в предвыборную гонку. В свои 77 лет Байден победил Трампа и стал самым старым президентом, когда-либо избранным, отмечает The Guardian. Если Байден выиграет второй срок в следующем году и проведет у власти четыре года, ему будет 86 лет, когда он уйдет в отставку.

Кандидаты–республиканцы, которые встретятся с Байденом лицом к лицу, неустанно акцентируют внимание на его возрасте, при этом набираются правые эксперты — несмотря на то, что явному лидеру республиканцев Трампу самому 77 лет.

Но опросы общественного мнения уже давно показывают обеспокоенность избирателей-демократов возрастом Байдена. На этой неделе Associated Press и Центр по связям с общественностью Norc показали, что 77% респондентов (89% республиканцев и 69% демократов) заявили, что Байден слишком стар, чтобы быть эффективным в случае переизбрания.

В том же опросе только 51% (и всего 29% республиканцев) заявили, что возраст Трампа станет проблемой, если он вернется в Овальный кабинет.

Фоер не скрывает своего комплиментарного отношения к Байдену и называет его возраст большим преимуществом в нынешних условиях, поскольку он стал не просто лидером западной коалиции, а олицетворяет собой «фигуру отца».

Что любопытно, как пишет Фоер, Байден и Зеленский при знакомстве не нашли общего языка, и Байден был даже ошарашен требованиями украинского лидера немедленно принять Украину в НАТО. Фоер называет доводы Зеленского абсурдными, причем настолько, что они даже разозлили президента США.

Фоер признает, что финансовая поддержка Киева является сегодня острым вопросом в Конгрессе и на республиканских президентских праймериз. Причем играет свою роль и та негативная роль лично Зеленского, которую он сыграл в 2019 году, только победив на выборах президента Украины.

Фоер напоминает, что с президентами США у Зеленского изначально не складывалось. Трамп от него отмахивался, как от мухи, поскольку окружение Зеленского и он лично не оказали ему содействия в подборе компромата на Байдена. Видимо, Зеленский решил, что Байден будет ему благодарен за такую услугу, а потому во время первой встречи вел себя довольно нагло и навязчиво. Как пишет Фоер, Зеленский казалось даже «винил Байдена за то унижение, которое он перенес, и за политическую неловкость» с которой он столкнулся во времена президентства Трампа.

Имидж Байдена как немощного дедушки с амнезией, который то и дело обыгрывают республиканцы, сыграл с Зеленский злую шутку и он сам уверовал в то, что Байден — слабый политик, и с ним можно общаться довольно развязно. Фоер не скрывает, что Зеленский действительно считал Байдена слабым, особенно в связи с его решением ранее в 2021 году отменить санкции против компании, строящей «Северный поток-2».

В докладе Госдепартамента отмечается, что компания Nord Stream 2 AG и ее генеральный директор Маттиас Варниг, бывший офицер разведки ГДР, занимались деятельностью, подлежащей санкциям. Но в нем делается вывод, что отказ от санкций отвечает национальным интересам США.

Зеленского выбесила эта информация и решение Байдена, он расценил этот шаг как подрыв украинских интересов.

В свою очередь и Байден особо не озадачивался встречей с украинским президентом и не воспринимал ее как важную, поскольку до него доходила информация, что Зеленский завязал отношения с правым сенатором-республиканцем Тедом Крузом и через него пытался пролоббировать прекращение строительства «Северного потока».

«Понимал он это или нет, — пишет Фоер о Зеленском, — Но от него несло тем, что администрация Байдена считала дилетантством. Честно говоря, Байден был не очень высокого мнения о своем украинском коллеге». Фоер уточняет, что Байден, как вице-президент при Бараке Обаме был вовлечен в украинскую политику даже больше и дольше Зеленского, который в то время когда Байден уже вовсю занимался серьезными украинскими делами, еще развлекал публику со сцены.

Фоер вспоминает, как проходила встреча Байдена и Зеленского. Не смотря на то, что в декларации о встрече 1 сентября 2021 года говорилось об общих политических целях и взаимоуважении, Зеленский демонстративно игнорировал «моральный кодекс Байдена». Тот ждал от украинского лидера признания за поддержку США, а Зеленский выдвигал лишь одно требование за другим.

«Байдену тогда было 78 лет. Зеленскому 43. Пожилой мужчина пытался передать некоторую мудрость, которая могла бы умерить рвение молодого человека», — пишет Фоер, но тогда в США не существовало достаточной поддержки для вступления Украины в НАТО.

«Разочарование Зеленского лишило его способности к логике. Попросив вступить в НАТО, он начал читать лекции о том, что эта организация, по сути, является исторической реликвией, значение которой уменьшается. Он заявил Байдену, что Франция и Германия собираются выйти из НАТО. Это был настолько абсурдный анализ и вопиющее противоречие, что Байден даже разозлился», пишет Фоер.

Книга Фоера важна сегодня тем, что частично проливает свет на истинное отношение американской администрации к президенту Зеленскому. Судя по всему, нынешняя украинская элита не устраивает Белый дом, именно поэтому из-за океана так настойчиво звучат требования провести президентские выборы точно в срок. Кем бы ни был следующий президент США, но ему будет куда комфортней иметь дело с кем угодно, только не с Зеленским.

Андрей Булатов