Украина легко и просто решила вопрос с поиском пропавших без вести и возвращением тел погибших военнослужащих ВСУ. Схема красива и элегантна, имеет популярное название «нет тела- нет дела».

Буквально вчера по результатам совещания в Кабинете Министров Украины под председательством премьера Шмыгаля было принято решение о ликвидации Офиса Уполномоченного по лицам пропавших без вести при особых обстоятельствах. Сам глава Офиса Олег Котенко также подтвердил информацию о ликвидации этого учреждения, которое занималось, в частности, обменом тел украинских солдат. Знающие люди говорят, что «уполномоченного по телам» схарчили: его очень не любил один из соратников Зеленского из ОП.

Вообще же вопрос о ликвидации данной структуры обсуждался уже несколько месяцев: власть раздражали и майданы вдов по всей Украине и сокращение финансовой помощи Запада. Поэтому и приняли решение «забыть» о пропавших без вести и необходимости компенсаций их родственникам. Пока известие о закрытии Офиса по лицам пропавшим без вести держится в тайне: опасаются общественного взрыва.
Сам же «омбудсмен по телам» напомнил, что его команда за год провела встречи с более чем 10 тысячами родственников пропавших без вести, большинство из которых получили ответы. Также было организовано 16 передач тел погибших, в результате которых обеспечена репартация 869 тел (останков) погибших в ходе конфликта. Отчитался «омбудсмен по пропавшим без вести» и о том, что при Офисе было создано 7 специальных групп по поиску тел, вещей и документов погибших лиц: сотрудники Костенко много раз выезжали на территорию боевых действий и эксгумировали более 700 тел (останков), вещей и документов. Также на счету уполномоченного — возвращение более 3000 тел погибших из зон боевых столкновений. Теперь все эти функции распорошат по разным министерствам: часть отдадут в МВД, где будут вести розыск пропавших и составлять реестр пропавших без вести при особых обстоятельствах. Возвращением тел погибших займется ГУР, а Минобороны поручат организовать деятельность поисковых групп. В общем ,все идет к тому, что эту тему «замылят» и снимут с повестки дня – никто не хочет во власти возиться с пропавшими без вести и их родней. А уж тем более – гарантировать им обещанные выплаты.

Напомним, что официально сейчас Украиной подтверждено около 23 тысяч человек, которые считаются пропавшими без вести в результате военных действий. На самом деле, как признается Котенко, эта цифра раз в десять больше. Он обещает и дальше помогать украинцам искать тела погибших сыновей и отцов, но все понимают, что без полномочий и денег это почти нереально.

К чему все эти рокировки? Ответ очевиден: зе-власть таким образом решает для себя неразрешимую проблему, которую сама и создала, пообещав миллионные выплаты. А ведь еще год назад Зеленский встречался с семьями пропавших без вести и обещал им манну небесную: медицинскую, финансовую, психологическую помощь, урегулирование их проблем специальным законом, компенсацию оплаты ЖКХ и прочие «плюшки». Однако, на деле оказалось все гораздо печальней. Уже некоторое время семьи пропавших без вести при особых обстоятельствах заставляют идти в суд и признавать своих родственников без вести отсутствующими. А это значит, что выплатам — гаплык. Удостоверение без решения суда не будет. С судьями в Украине сейчас дефицит, судебная волокита может продолжаться месяцами. Ну, а после решения Кабмина родня пропавших без вести вообще ни на что не сможет рассчитывать: «лавочка» закрывается, денег нет, интереса возиться с «безымянными героями» — тоже. «Власть своими руками подогревает себе адский котел человеческого гнева», — негодуют журналисты. На это можно им ответить словами бывшего министра МЧС Зоряна Шкиряка: «повоняют — и заткнутся».

Светлана Манекина