ФОТО: VCHAL/SHUTTERSTOCK

Россия и Америка не просто являются главными держателями ядерного оружия на планете, они важнейшие партнёры по урановому бизнесу. Потому между нашими странами сложились удивительно запутанные отношения, где политика устрашения связана с торговлей и возможные ядерные испытания будут с «подтекстом».

Россия и США контролируют 90 процентов ядерного потенциала. Москва имеет в своём распоряжении 5889 боеголовок, Вашингтон – 5244 заряда, притом что общее количество ядерных боеприпасов, созданных к настоящему времени человечеством, составляет 12 тысяч 512 штук. Оставшиеся 1379 штук в основном находятся во Франции и Британии.

В недавнем отчёте Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) утверждается, что за последние шесть месяцев Москва и Вашингтон повысили готовность своих ядерных сил. С января по июнь число боезарядов, развёрнутых на носителях и готовых к применению, выросло на 86 штук. Это много.

Обращение к ядерной тематике – это способ одернуть противника и не дать ему совершить неприемлемые действия. Царьград писал, что именно в таком качестве президент России Владимир Путин уже несколько раз «применял» ядерное оружие: первый раз – буквально после начала СВО, 27 февраля; второй – в апреле того же года. В обоих случаях демонстрация ядерной дубинки была направлена на профилактику интервенции польской армии на территорию Украины.

ЯДЕРНЫЕ БОЕГОЛОВКИ ГОТОВЫ К ЗАПУСКУ. ФОТО: MWRECK/SHUTTERSTOCK

Последний раз президент одёргивал Запад полгода назад. Зачитывая послание Федеральному собранию он сказал:

Некоторые деятели в Вашингтоне, нам это доподлинно известно, задумываются уже о возможности натуральных испытаний ядерного оружия. Министерство обороны России и Росатом должны обеспечить готовность к испытанию российского ядерного оружия. Первыми мы этого делать не будем, но если США проведут испытание, то и мы проведём,

– сказал тогда Путин.

«Важный шаг, который увидят все»

Военный эксперт, вице-президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что проведение ядерных испытаний будет важным шагом, который увидят все:

Такая демонстрация решимости – это способ достучаться до сознания так называемого «глубинного государства» (deep state – теневой структуры, состоящей из высшей бюрократии и верхушки бизнеса), которое и принимает принципиальные политические решения, каковые до народных масс доводят публичные политики.

По словам эксперта, в таком плане ядерное испытание будет посланием не только кукловодам западного мира, но и deep state в Россию, которое является частью глобальной элиты и стремится действовать в его интересах. Это та самая партия страха.

Местом проведения такого испытания может стать полигон на Новой Земле.

Если нужно показать ужас разрушений, то это должно быть надземное испытание; если цель показать наличие мощных боеголовок, которых нет на Западе, – то это подземный взрыв, чтобы они получили данные через сейсмические станции,

– отметил наш собеседник.

РОССИЙСКИЙ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РАЗРАБОТАЛ СТРАТЕГИЧЕСКУЮ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНУЮ БАЛЛИСТИЧЕСКУЮ РАКЕТНУЮ СИСТЕМУ «АВАНГАРД». ФОТО: TASS/GLOBALLOOKPRES

Атомная анемия США

Западу, к слову, очень не нравится перевод борьбы – даже вербальной – в ядерную плоскость. Просто США сейчас очень слабы в этом плане, и более того – зависимы от сотрудничества с Россией.

Боеголовки и ракеты у них  лежат на складах и есть не просят. А вот про реакторы атомных электростанций этого никак сказать нельзя.

Урановая зависимость США от России стала очевидной после того, как администрация Байдена решила не вводить санкции в отношении русского урана. Уран оказался единственным видом сырья, которое Штаты активно покупали у нас даже осенью 2022 года, когда все возможные и невозможные санкции вступили в силу.

Естественно, это обстоятельство не ускользнуло от внимания наших аналитиков. Еще в марте прошлого года в Госдуме вице-премьер Александр Новак отмечал:

Правительство изучает возможность наложить эмбарго на поставки урана в США.

В дальнейшем эта тема была подхвачена блогерами и журналистами, которые раздули её до состояния «Вот, сейчас мы американцам отключим всю ядерную энергетику!».

И без урана обойдутся

В реальности ситуация не столь однозначна. По данным Бюро переписей США, с января по октябрь прошлого года Россия продала американцам обогащённого урана на 644 млн долларов. За этот же период Нидерланды поставили уранового топлива на 569 млн, Германия – на 527 млн, а Великобритания – на 482 млн долларов.

Да, наша страна оставалась крупнейшим поставщиком урана, но её доля не превышала 28 процентов. Иными словами, Росатом хоть и является крупнейшим поставщиком ядерного топлива, но его уход с американского рынка не сможет вызвать коллапс в отрасли, поскольку есть чем заместить выпавшие объёмы.

По некоторым оценкам, в реалиях прошлого года введение с нашей стороны эмбарго на поставку урана американцам могло бы вызвать повышение цен на него до 40 процентов. Но в этом варианте Россия бы потеряла те самые 644 миллиона долларов, которые пригодились бы нам при изготовлении высокоточного оружия.

Урановый брак по расчёту

Впрочем, здесь есть один нюанс. Большинство современных реакторов работают на уране, обогащённом до 5 процентов. США намерены провести замену реакторного парка, поставив энергоблоки нового поколения, которым для работы нужно урановое топливо, обогащённое до 20 процентов. Для его выработки даже реанимировали обогатительный завод в городе Пайктоне, штат Огайо.

ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. ФОТО: LESTUDIO/SHUTTERSTOCK

Ирония ситуации, однако, состоит в том, что завод толком не заработал, злые языки поговаривают, что американские инженеры не сдюжили. А единственным поставщиком перспективного топлива для передовых американских реакторов выступает компания TENEX. Это дочка Росатома, и в тесном семейном кругу, вдали от посторонних глаз, откликается на прозвище «Техснабэкспорт».

Американцев такая ситуация совсем не устраивает, поэтому их Министерство энергетики занялось созданием стратегического запаса урана для реакторов. Предпринимаются усилия для возрождения атомной промышленности и добычи природного урана внутри страны. В январе Минэнерго США заключило контракт на закупку примерно 363 тонн урана из американских месторождений. Плюс подписано соглашение на его переработку и закупку оборудования.

Для понимания того, насколько это ничтожные масштабы, отметим, что объём поставок уже готового топлива из России составляет порядка 500 тонн в год. Так что зависимость американцев от наших поставок слишком сильна, чтобы они стали её сейчас рвать.

С геополитической точки зрения, это не очень хорошо. Но так надо для развития «безэмиссионной энергетики», то есть для борьбы с глобальным изменением климата, то есть для благополучия всего человечества. Когда люди говорят такими оборотами, это означает только одно: за болтовнёй пытаются спрятать большие суммы.

В сухом остатке

Путин последовательно проводит политику ядерного сдерживания наших геополитических противников. Без нужды не эскалирует обстановку, но в случае необходимости не стесняется кивать на наш ядерный арсенал.

При этом глава государства чётко назвал условие для возобновления ядерных испытаний, и, похоже, это будет позицией нашей страны на годы вперёд.

Что касается уранового эмбарго, то теоретически Россия могла бы «напрячь» американцев таким образом. В этом случае особенно чувствительный удар получила бы американская программа модернизации атомной энергетики, которая и так хромает на обе ноги. Но результат такого шага был бы условно положительным только на первом этапе, поскольку ответом на наше эмбарго станет вытеснение Росатома с американского рынка и потеря крупного и стабильного источника прибыли.

Между тем одним из клиентов уже упоминавшейся TENEX является компания Westinghouse Electric, каковая изготавливает из русского урана топливные элементы и продаёт их операторам АЭС по всему миру. Из этого складывается интересная ситуация: Росатом конкурирует с Westinghouse в том, что касается строительства реакторов, но при этом имеет свой процент прибыли с обслуживания американских реакторов, поскольку топливные элементы для них изготавливаются из нашего урана.

Поэтому в реальности обещания «прикрутить американцам кислород» останутся лозунгами. Обе стороны продолжат зарабатывать друг на друге, насколько это позволит политическая обстановка, не прекращая при этом бороться в других сферах и плоскостях.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО