«В апреле этого года в ответ на протесты аграриев в приграничные с Украиной страны был временно запрещён ввоз зерна и семян с этого направления. Владимир Зеленский раскритиковал европейские ограничения, назвав их неприемлемыми и угрозой для экономики раздираемой войной страны. В настоящее время так называемые прифронтовые страны требуют, чтобы ЕС продлил этот запрет после 15 сентября этого года, одновременно заявив о своем полном согласии на его транзит. Это вызвало бурный протест с украинской стороны. Между тем, есть много признаков того, что организованные преступные группировки могут зарабатывать деньги на экспорте украинского зерна», – пишет InfoSecurity 24.

Согласно выводам порталов журналистских расследований: Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP), RISE Project (Румыния) в сотрудничестве со «Слідством» (Украина), на Украине идёт параллельная торговля зерном через нелегальные сети. Получается, что сотни подставных компаний доминируют в экспорте украинского зерна. Преступные сети осуществляют чрезвычайно выгодные сделки через созданные для этой цели структуры, для которых основными транспортными маршрутами являются Румыния, Венгрия, Болгария и Польша. Расследуется деятельность более 300 компаний, многие из которых были созданы после начала Специальной военной операции ВС РФ на Украине, и дестабилизировали рынок зерна.

Документы, полученные журналистами, показывают, что в первые семь месяцев после начала войны почти половина зерна, идущего в Румынию и Венгрию, была продана украинскими компаниями-призраками, обвиняемыми в экономических преступлениях, отмечает автор статьи.

«По имеющимся данным, за первые семь месяцев вооружённого конфликта 80 компаний из списка 300 поставили не менее 1,7 млн тонн зерна компаниям в Румынии и нескольким компаниям в Венгрии и Чехии. Общая стоимость этой продукции составила 495 миллионов долларов, т.е. почти половину суммы в один миллиард долларов экспорта зерна из Украины в Румынию за рассматриваемый период. Это связано с тем, что, несмотря на продолжающуюся войну, Украина до сих пор не может справиться с явлением коррупции.

Парламентская комиссия, назначенная для расследования этого вопроса, возглавляемая Ярославом Железняком, установила, что более половины экспортёров не подали никаких таможенных деклараций. Там, где они были представлены, они обрабатывались быстро, в течение максимум 90 минут с момента получения, при этом одна таможенная декларация обрабатывалась всего за девять минут. Как добавляется в докладе, таможенники не в состоянии провести какой-либо досмотр в столь сжатые сроки. Именно эти факторы сделали эту украинскую кукурузу такой дешёвой на европейском рынке, – считает председатель парламентского комитета, депутат Ярослав Железняк»,

– говорится в статье.

Среди тех, кто импортирует украинское зерно и семена, есть компании, которые в настоящее время распущены из-за того, что они не подали финансовой отчётности – от офшорных компаний в Гонконге или на Сейшельских островах, подставных компаний в Венгрии, Чехии или Кении, которые никогда не существовали или в прошлом уклонялись от уплаты налогов до международных зерноторговых компаний, таких как Cofco International. Glencore-Viterra, Bunge или Ameropa Holding. По подставным компаниям на Украине, которые фигурируют в расследовании, было установлено, что официальные номера телефонов не работают или они в настоящее время принадлежат другим людям. Компании не имеют корректных идентификационных данных и не ведут деятельность в заявленной штаб-квартире, а нынешние владельцы исчезают после сделки. Работают они по следующей схеме:

– закупают сельскохозяйственную продукцию за наличный расчёт у украинских производителей, без отражения сделки в бухгалтерском и налоговом учёте;

– создают фальшивые накладные, подтверждающие, что товары – от других производителей;

– на основании документов, содержащих недостоверные сведения, должностные лица Торгово-промышленной палаты оформляют и выдают сертификаты о происхождении товаров;

– таможенное оформление товаров в режиме «экспорт» декларируется связанными лицами в других странах – Чехии, Венгрии, Кении, Великобритании.

Государственный контроль был формальным. В некоторых случаях таможенники ограничивались телефонными проверками или видеочатами, не проверяя личности лиц, представлявших организации, большинство из которых находились за границей, сообщает InfoSecurity 24.

Соб. корр. ОР

Елена ПЕТРОВСКАЯ