ФОТО: ALEXEY PAVLISHAK/SHUTTERSTOCK

Очередной религиозный опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения позволяет утверждать: прежние утверждения социологов о «кризисе в Русской Православной Церкви» были не более чем статистической пустышкой.

«Не бывает атеистов в окопах под огнём» – этот афоризм известен давно и повсеместно. Вплоть до того, что американский атеистический фонд «Свобода от религии» в пику этой фразе установил в штате Висконсин «памятник в честь атеистов в окопах». Мол: смотрите, безбожники тоже воевали, погибали, но ни в какого вашего Бога не поверили. Что ж, и этот тезис вполне можно принять. Тем более что у автора этих строк есть своя, подтверждающая его статистика.

9 мая этого года, в День Победы представители Всемирного Русского Народного Собора во главе с митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном «крестным лётом» облетели несколько военно-полевых госпиталей и воинскую часть на границе Белгородской и Харьковской областей с ковчегом с мощами великомученика Георгия Победоносца. Всем бойцам на память об этом событии вручались иконки и молитвословы. Из нескольких сотен бойцов СВО принципиально отказался принимать святыни… только один (!), причём даже некоторые мусульмане специально просили дать им изображение Святого Георгия, которого они тоже почитают.

Можно ли сказать, что этот факт социологически репрезентативен? Наверное, нет. Наверное, и среди тех, кто брал иконки и молитвословы, немало людей, далёких от веры и Церкви. Но убеждённый безбожник был только один. Так что атеисты в окопах действительно есть. Но их там ничтожно мало. И даже далеко за линией фронта в воюющей стране (а всё большее число наших соотечественников наконец стали понимать, что сегодня идёт самая настоящая война) их число неуклонно снижается. О чём говорят сухие статистические цифры очередного религиозного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), вышедшего к сегодняшнему Дню Крещения Руси.

Обнадёживающая статистика

Всегда, когда пишешь о социологических опросах, вспоминается ещё одна крылатая фраза, приписанная Марком Твеном британскому премьер-министру Бенджамину Дизраэли: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». И в этом ироничном изречении лишь доля шутки. Увы, даже самые объективные социологи сталкиваются с недоверием и обвинениями в предвзятости и подтасовках.

Ну и, конечно, измерить социологическими методами столь далёкое от чистой эмпирики явление, как вера в Бога, невероятно сложно. Поэтому любой подобный опрос – не более чем замер религиозной самоидентификации и некоторых проявлений религиозности. Впрочем, и это тоже важно. Давайте рассмотрим и проанализируем ключевые результаты уже упомянутого исследования ВЦИОМа.

Итак, самое первое и важное – это динамика не за последние годы или же месяцы, а за три десятилетия. И здесь социологические данные не могут не обнадёживать. Вот что говорят числа опроса, приуроченного ко Дню Крещения Руси 2023 года (к слову, юбилейного – 1035-го):

Опрос показал, что за три десятилетия роль религии в жизни россиян усилилась. В два с половиной раза выросла доля тех, кто называет религию очень важной для себя (с 6% в 1993 г. до 15% в 2023 г.), а в общей сложности доля россиян, для кого религия важна, составляет теперь 40%, четверо из десяти (1993 г. – 28%). Одновременно с этим сократилась доля тех, для кого религия не играет никакой роли: с 35% в 1993 г. до 28% в 2023 г..

Стоит напомнить, что 1993 год был для нашей страны пиком национального унижения. Единая страна развалилась, а постсоветская Россия находилась на грани гражданской войны, выразившейся в московских кровавых событиях 3-4 октября, когда за два дня, по разным данным, на столичных улицах погибло до 2 тысяч человек. Но в то же самое время это был период «Второго Крещения Руси», когда в православные храмы выстраивались целые очереди из желавших креститься людей. А потому рост числа религиозных людей в сравнении именно с 1993 годом очень важен.

Ложный вывод о «кризисе Православия»

Четыре года назад, по итогам подобного опроса 2019 года, один из руководителей ВЦИОМа Кирилл Родин поспешил сделать вывод, что существует «усиливающийся тренд формирования кризиса веры вообще и Православия в частности». Подтвердив это утверждение тем фактом, что «37% молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет заявляют, что они неверующие», притом что «сторонников Православия» в этой возрастной группе – лишь 23%.

Надо признать, в сегодняшнем опросе ситуация с «неверующей молодёжью» лишь усугубилась: теперь таковыми себя назвали 42% молодых людей до 24 лет. Хотя к православным отнесли себя на 6% больше, чем в 2019-м: 29%. Но вот, что интересно: те же 37% «неверующих» 2019 года, перейдя в следующую возрастную страту, превратились в… 24%.

И это понятно: когда тебе ещё нет и 24, тебя обычно заботят отнюдь не вечные вопросы. Так было во все времена: неслучайно в начале XX века из числа студентов духовных семинарий, в том числе даже священнических детей, вышло так много безбожников-революционеров. Но есть ещё один существенный момент: методология исследования. Она чётко прописана в каждом опросе. Давайте посмотрим, как на этот раз сотрудники ВЦИОМа проводили «замеры религиозности»:

Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлечённой из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Метод прост, оперативен, однако не вполне достоверен. Особенно когда речь идёт не о маркетинговом исследовании, а о ценностных вопросах. Положим, нам нужно поговорить с 1600 людей об их религиозном мировоззрении (к слову, точно такая же выборка была и в 2019 году). Представьте себе среднестатистического молодого человека 18–24 лет, которому позвонили по телефону и начали задавать вопросы о вере. Представили? Вот-вот.

Хотя явно были и те, кто с удовольствием поговорил «об этом». Несложно догадаться, что к ним относятся либо глубоко верующие люди, либо столь же убеждённые атеисты. А потому довольно большой процент условных «молодых безбожников» – величина мнимая. А если учесть, что не так мало верующих ребят из той же самой страты сейчас сражаются на фронтах СВО и совершенно точно не имеют возможности беседовать о вере со специалистами ВЦИОМа, то репрезентативность этого результата опроса вдвойне сомнительна. Особенно на фоне его другого вывода:

На фоне роста религиозных настроений в обществе в последние годы выросла доля россиян, которые регулярно, минимум раз в месяц посещают церковь (мечеть, синагогу). Если в 2012 г. таких было 7%, то в наши дни – 15%, в два раза больше.

Воцерковлённость и «вдушеверие»

Но вот на что стоит обратить серьёзное внимание, так это на реально существующую диспропорцию между числом считающих себя православными и теми, кто реально посещает православные богослужения. То есть между «практикующими» или «воцерковлёнными» верующими и теми, кто, как часто говорится, «верит в душе» (ударение на последний слог). И эта диспропорция, к сожалению, выросла:

В целом в 2012 г. с разной периодичностью посещали церковь 71%, а сегодня – 66%. Сократился процент тех, кто посещает церковь (мечеть, синагогу) время от времени, сегодня это половина россиян – 51% (–13 п.п. к 2012 г.), а также вырос процент тех, кто не ходит в храм (2012 г. – 26%, 2023 г. – 31%)». Вопросы о роли религии и частоте посещения храмов указывают на то, что в обществе происходит трансформация отношения к религии. С одной стороны, роль религии в жизни россиян растёт, но, с другой стороны, это не конвертируется в массовый рост посещения церкви (мечети, синагоги).

Надо признать, это объективный факт, причём никак не связанный с возрастными особенностями. Проблема связана с другим: тем, что в ковидном 2020 году многие власти на местах сделали всё, чтобы вообще запретить людям ходить в храмы. И только спустя два года, на Пасху 2022 года все ограничения были окончательно сняты. У кого-нибудь ещё остаются вопросы, почему число «захожан» за последние годы значительно уменьшилось?

Но и здесь можно сделать обнадёживающий вывод: тот самый диалектический закон «перехода количественных изменений в качественные», проще говоря, «количества в качество» работает. 15% регулярно (минимум – раз в месяц) посещающих храмы – это не просто много, а очень много. И не беда, что стало меньше «захожан», главное, число реальных прихожан значительно увеличилось.

Что с того?

Но расслабляться не стоит. Церкви, в лице как священнослужителей, так и активных мирян, очень важно максимально усилить просветительскую работу. В первую очередь, среди тех, кто уже считают себя православными, но при этом не только не ходят регулярно в храм, но и не верят в рай и ад. Так, в рай верят лишь 55% назвавших себя православными, а в ад – 57%.

Писателю Николаю Лескову приписывают довольно широко известную фразу о том, что «Русь была крещена, но не просвещена». Увы, в этом высказывании, возможно, излишне категоричном, и в XIX, и в XXI веке немало правды. И в наши дни, когда сотни тысяч молодых людей, пройдя через окопы СВО, вернутся домой с горящей верой в сердцах, её будет важно поселить и в умах наших победителей.

И потому, несмотря на значительную условность итогов опроса ВЦИОМа, стоит поблагодарить социологов за очередное, скорее всего, невольное упоминание о важности христианского просвещения. Благо в Русской Православной Церкви немало прекрасных пастырей и проповедников, способных взрастить посаженные семена веры.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ