ФОТО: DIRCEU PORTUGAL/GLOBALLOOKPRESS

Украина страшно недовольна тем, что Россия прекратила выполнять свои обязательства по зерновой сделке. Но пытается скрыть это за громкими заявлениями. Одно из них заключается в том, что любое российское судно, в том числе перевозящее зерно, будет являться целью для Украины, если окажется в зоне Чёрного моря. Сами решились или Запад надоумил? Об этом говорим с политологом Андреем Перлой.

Украинский президент Владимир Зеленский заявил о намерении Украины продолжать зерновую сделку и после выхода из неё России. Об этом он заявил в ходе беседы с африканскими журналистами. Его пресс-секретарь Сергей Никифоров опубликовал это заявление у себя в соцсетях.

Даже без России нужно делать всё, чтобы мы могли использовать этот черноморский коридор. Мы не боимся. К нам обратились компании, являющиеся владельцами кораблей. Они сказали, что они готовы: если Украина отпустит, а Турция будет пропускать, все готовы продолжать поставки зерна,

— говорится в тексте.

Зеленский объяснил свою позицию так: раз стороны подписывали соглашения по вывозу украинского зерна с ООН и Анкарой по отдельности, то Россия «останавливает [сделку] с ними и срывает свои договорённости с генсеком ООН [Антониу] Гутерришем и с президентом [Реджепом] Эрдоганом«, а не с Киевом. С Украиной не было никаких договорённостей, подчеркнул он.

После чего попросил украинский МИД подготовить «сигналы» для ООН и Анкары, чтобы те дали ответ по поводу продолжения сделки.

В июне украинский министр сельского хозяйства Александр Сольский говорил о неком плане «Б» Киева, в соответствии с которым украинцы будут готовы предоставить страховые гарантии компаниям по поставкам без участия России. Для этого, по его словам, был создан специальный страховой фонд в 547 млн долларов.

В Москве, в свою очередь, заявили, что 17 июля стало последним днём действия «Черноморской зерновой инициативы». И вернуться к соглашению можно только при выполнении другими участниками определённых условий. А именно: нужно переподключить Россельхозбанк к SWIFT, возобновить поставки сельскохозяйственной техники и деталей, отменить ограничения на страхование и перестрахование и снять запрет на доступ в порты. При этом спикер Кремля Дмитрий Песков подчеркнул, что прекращение российской стороной участия в зерновой сделке никак не связано с терактом на Крымском мосту.

Отмечается, что другие стороны сделки уведомлены о том, что Москва выступает против продления соглашений. Кроме того, российская сторона отозвала гарантии безопасности судоходства в северо-западной акватории Чёрного моря, после чего начали глушить портовую инфраструктуру, где ВСУ хранили вооружение. А в МИД сообщили о сворачивании морского гуманитарного коридора и расформировании координационного центра в Стамбуле.

Политический обозреватель «Первого русского» Андрей Перла поделился своим мнением на эту тему в программе «Скрытые смыслы«.

«Зеркальный ответ» Украины

По словам Андрея Перлы, это тот редкий случай, когда Украина самостоятельно решила дать резкий «зеркальный ответ» России, видя, что Запад не спешит как-то высказываться по этому поводу. Однако это заявление не соответствует реальным возможностям украинской стороны, считает он.

У Украины нет военного флота в Чёрном море, в отличие от России. Может ли она потопить какое-нибудь гражданское судно? К сожалению, может. Надводный беспилотник, который намедни взорвался под Крымским мостом, вполне может ударить по какому-нибудь кораблю или судну. И Украина заявит, что выполнила свою угрозу, бойтесь нас!

— сказал он.

Но то, что Украина пытается делать вид, будто вывоз зерна из портов Одессы и Николаева продолжится и после выхода России из соглашения, это, конечно, далеко от реальности, считает Перла.

Они планировали каботажным путём идти вдоль берега в Констанцу румынскую и уже оттуда перегружать и отправлять [зерно] на мировой экспорт. Но в реальности это невозможно было сделать. Поскольку в порту Констанца предельный объём зерна, которое можно погрузить на  корабли, составляет 25 миллионов тонн в год. А ведь ещё есть румынское зерно, которое тоже надо вывозить,

— пояснил эксперт.

Поэтому этот порт для Киева практически бесполезен. Хотя украинцы очень рассчитывали на него. Украинская сторона даже официально запрашивала у Турции военное сопровождение грузов с зерном и почти получила согласие. Но турки вовремя опомнились.

Про турок можно много плохого думать, но дураков там в политике практически не встречается. Поэтому они сделали вид, что  подумали, и, подумав, не согласились,

— сказал Перла.

Запад не признаёт поражения

Другой важный момент, на который обратил внимание собеседник Царьграда, это то, что заявление Зеленского отличается от той политики Запада, которая стала разворачиваться после выхода России из соглашения.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Госсекретарь США Энтони Блинкен сказал, что надо искать пути вывоза зерна с Украины по суше, по железной дороге и автотранспортом. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сделала прочувствованное заявление — со слезами на глазах. Вот тут нельзя было не вспомнить Остапа Бендера, про которого они, конечно, не читали, что «дети страдают, они остаются беспризорными, мы должны…» Правда, в её случае это были африканские дети. Суть этого заявления сводилась к тому, что на самом деле вывезти с Украины зерно они никак не могут. Но в Европу, напомним, у них шло 70% зерна, а в ЮАР — 3%. Три процента бедным детям,

— сказал эксперт.

В Европе и США, по всей видимости, смирились с тем, что украинского зерна на мировом рынке им не видать в тех объёмах, которые были. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Поэтому они стараются минимизировать убытки и превратить это поражение если не в победу, то хотя бы сравнять счёт.

Андрей Перла не исключил того, что ради этого Запад может использовать те более 260 тысяч тонн удобрений на борту различных российских судов, которые заблокированы в портах Европы.

Зерновая сделка заключалась в том, что эти суда отправятся по назначению, в те самые бедные африканские страны. Конечно, они их теперь не выпустят. Может, даже найдут некий ход, чтобы, формально не нарушая свои законы, эти удобрения конфисковать. И это очень неприятно как для наших производителей удобрений, так и для государства в целом,

— отметил эксперт.

Параллельно с этим наши недруги пытаются убедить мировую общественность в том, что это действия России ведут якобы к большому голоду. Причём, как заметил Перла, бьют они, прежде всего, по дружественным нам странам — это Мали и Эфиопия. Которые небезразличны России и которым она будет вынуждена, так или иначе, помогать, заключил Перла.

Мировые цены на зерно

Выход России из зерновой сделки повлиял и на мировые рынки. Зерно медленно, но верно растёт в цене. Если взять тот же американский рынок, то там его стоимость выросла почти на восемь с лишним процентов. Что, по словам политолога, весьма немало.

В первый день после разрыва зерновой сделки цена зерна в мире выросла на 3%. А ожидаемый рост составляет сначала 30%, а в течение следующего года — 130%,

— сказал Андрей Перла.

Это не только может привести к сокращению фактических объёмов украинского экспорта и невозможности вывоза зерна с Украины. Но также создаст проблемы для вывоза и оплаты российского зерна, считает эксперт.

Условия России по зерновой сделке не выполняются и в ближайшее время не будут. А, значит, деньги будут идти к нам крайне медленно… При этом Запад утверждает, что экспортировав 60 миллионов тонн зерна в сезон 2022-2023 годов, Россия получила 41 миллиард долларов США. Это минимальная ставка. На самом деле при различных пересчётах там получается существенно больше. Но даже 41 миллиард долларов — колоссальный объём для этого рынка,

— отметил Перла.

Если объём зернового экспорта России будет сокращаться, то мировой экспорт просядет. А это значит, что угроза голода станет сильнее, сказал политолог. В итоге это скажется на всех. Кроме России и США.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Мы, как и американцы, себя кормим сами. Продовольственная программа давным-давно выполнена — спасибо товарищу [Леониду] Брежневу, который её в своё время придумал… А инфляция будет. Особенно если Центробанк будет к ней относиться точно так же, как и сейчас. Но, как ни странно, наш президент Владимир Путин совершенно прав, когда предложил им выполнить наши условия — подключить банки к SWIFT, разблокировать экспорт и так далее. А поскольку они согласиться на это не могут, то мы, несмотря на издержки (бесплатных пирожных, тем более бесплатных побед не бывает), всё-таки выигрываем в этой ситуации. С чем и приходится себя поздравить,

— подытожил Андрей Перла.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА