Вчера вечером поползли слухи, что командующий 58-й общевойсковой армии Южного военного округа ВС России генерал-майор Иван Попов отстранён от должности.

Позже, ближе к вечеру, в канале депутата Госдумы, генерала Андрея Гурулёва появилась аудиозапись обращения Попова к сослуживцам (распространённая в закрытом чате и не предназначавшаяся для посторонних ушей), в которой командарм с позывным Спартак коротко рассказал о причинах произошедшего.

«…Возникла ситуация сложная со старшим начальством, когда надо было либо смолчать и смалодушничать и сказать то, что они хотели услышать, либо назвать вещи своими именами. Во имя вас и во имя погибших наших всех друзей боевых не имел права врать, поэтому обозначил все проблемные вопросы, существующие на сегодняшний день в армии по боевой работе, по обеспечению. Назвал все вещи своими именами, заострил внимание на самом главном — трагедии современной войны…

…Старшие начальники почувствовали опасность. И стремительно, за один день световой, состряпали приказ и от меня избавились. Как сказали сегодня командиры многих дивизий, нашу армию не смогли пробить с фронта Вооружённые силы Украины, но нас ударил с тыла наш старший начальник, предательски и подло обезглавив армию в самый тяжёлый и напряжённый момент…». Конец цитаты.

Следом в различных телеграм-каналах были обнародованы подробности инцидента, которые вызвали ещё больший общественной резонанс. Оказалось, что после откровенного доклада Попова начальнику Генерального штаба (НГШ) Валерию Герасимову о необходимости нормальной организации контрбатарейной борьбы с противником, о проведении ротации подразделений ВС России, находящихся длительное время на переднем крае линии боевого соприкосновения, а также о замене подразделений, которые ввиду естественных причин понесли значительные потери убитыми и ранеными, «старший начальник» обвинил генерала в «дезинформации и паникёрстве».

Когда в ответ на слова НГШ Попов заявил о готовности доложить обо всём лично Верховному главнокомандующему, Герасимов назвал поведение командарма шантажом и объявил ему о фактическом отстранении от должности. Соответствующий приказ штабные крючкотворы составили уже после.

Я не собираюсь спорить о том, кто из двух генералов прав, а кто нет. Не хочу я и сравнивать личности военачальников. Хотя, по признанию сослуживцев, Попов, назвавший своих бойцов «гладиаторами», ради успеха общего дела максимально сократил дистанцию в общении с подчинёнными, никогда не делал карьеры на солдатской крови и был, что называется настоящий армейский «Батя». Отмечу только, что 58-я — это та самая армия, которая вот уже полтора месяца героически сдерживает натиск ВСУ на Запорожском направлении и совершает все те подвиги, о которых так любят рассказывать по телевизору.

Меня взволновало другое. Нервная и резко негативная реакция Герасимова последовала сразу после того, как Попов пригрозил пойти с докладом в Кремль. И дело тут вовсе не в субординации, мол, не по чину простому командарму докладывать Верховному, а в том, с какими именно реляциям обычно ходят «наверх» наши паркетные генералы.

Там ведь у них всё в духе сводок официального голоса МО генерала Конашенкова, «уничтожившего» уже 100500 установок HIMARS, «остановившего» тысячи танков Leopard и «перехватившего» сотни ракет Storm Shadow.

Вы полагаете это преувеличение? Не далее как третьего дня министр обороны Сергей Шойгу рассказал, что на протяжении всех месяцев СВО дважды в день докладывает обстановку лично Владимиру Владимировичу. А раз так, то естественным образом возникает вопрос, почему же президент России только на встрече с военкорами и блогерами случайным образом узнаёт (и сильно этому удивляется) о том, что «боевые» за подбитые танки не выплачиваются, никаких обещанных отпусков через полгода никто не получает и ротация подразделений на ЛБС не проводится. Исходя из докладов министра, ничего подобного происходить не должно, но ведь происходит.

Что же получается? Неужели руководство МО изо дня в день врёт Верховному, глядя ему прямо в глаза? Или это всего лишь желание уберечь и без того утомлённое каждодневными заботами о судьбах Родины начальство от плохих новостей?

Знаете, я охотно поверил бы в злых царедворцев, скрывающих от государя истинное положение дел, если бы не стойкое ощущение, что указание «не расстраивать руководство» идёт от самого руководства.

Я бы согласился с теорией о банальной неосведомлённости Путина, если бы не один нюанс. Не далее как на этой неделе, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал нам о встрече в Кремле, состоявшейся 29 июня между президентом России и командирами «мятежной» ЧВК «Вагнер». Три часа (время, которое длилась беседа) — достаточный срок для того, чтобы донести до первого лица в государстве простую солдатскую правду. По сети даже поползли слухи, что Герасимов отстранён от руководства СВО, и фактическое командование осуществляет командующий ВДВ генерал Теплинский. Но ровно в тот же день, когда выступил Песков, по всем каналам страны показали начальника Генштаба, по-прежнему раздающего указания подчинённым в зоне проведения Спецоперации. Ну а вчера мы узнали, что лично Герасимов снял командующего 58-й Армией. Снял, по факту, за желание рассказать правду руководству страны.

Неосуществлённая генералом Поповым попытка «достучаться до небес» была подхвачена генералом Гурулёвым, который на свой страх и риск опубликовал аудиозапись бывшего командарма, и, по сути, стала продолжением такой же неудачной, хотя и значительно более громкой попытки сделать то же самое силами ЧВК «Вагнер» во главе с Евгением Пригожиным. Но «небеса» остаются глухи.

Похоже, вышестоящее начальство, как это часто бывало на Руси, предпочитает «нежиться в тёплой ванне» и не желает омрачать свой покой какими-то «сиюминутными» проблемами. И знаете, что — это ещё не так плохо. Это хотя бы какой-никакой, но личный выбор. Хуже, когда никакого выбора нет вовсе. И государь царствует, но не правит, не из-за отсутствия желания, а будучи лишён возможности на что-либо повлиять. И если, упаси Господь, дело обстоит именно так, то нам остаётся только молиться…

Алексей Белов