ФОТО: SHUTTERSTОСK.СОM, GLOBALLООKPRESS. КОЛЛАЖ: ЦАРЬГРАД

Как мы радовались (даже бабушки во дворе) тому, что несмотря на пакеты санкций, доллар упал, рубль укрепился и цены если и выросли, то только на модные импортные шмотки, без которых можно весело прожить и не заметить их отсутствия. И всё шло так гладко, что недавний совет главы Центробанка о том, что деньги надо хранить в рублях, никто и не заметил. Пока не пришло сегодня. Курс доллара вернулся на уровень выше 90 рублей. И смолчать здесь мы не можем.

6 июля на Финансовом конгрессе Банка России выступила Эльвира Набиуллина.

Мы приходим к выводу, что тот режим ДКП (денежно-кредитной политики), а это таргетирование инфляции и плавающий курс, прежде всего, он показывает свою эффективность как в спокойные времена, так и в острые периоды. И в период структурной трансформации, которую мы сейчас переживаем,

– сказала глава Центробанка.

Набиуллина попыталась пошутить, заметив, что как только курс ослабляется, мы начинаем слышать о разных теориях заговора либо о специальном ослаблении, призванном увеличить доходы бюджета, и прочие теории. И объяснила, в чём же на самом деле кроется смысл происходящего:

Масштабное укрепление курса доллара в прошлом году многие воспринимали как победу над обстоятельствами. Но надо честно признать, это было следствием резкого роста экспорта и снижением импорта в то время.

Глава Центробанка сказала, мол, инструменты для краткосрочных колебаний, «наши свопы» (временный обмен активами в ходе торговли на бирже) хороши, но плавающий курс – это благо, которое позволяет «эти шоки легче абсорбировать экономике».

А вот министр финансов Антон Силуанов «успокоил» публику тем, что курс «плавающий», его изменение связано с притоками и оттоками валюты в Россию:

Притоки, оттоки валют связаны с торговым балансом: сколько продали, сколько приобрели и так далее. Поэтому эти изменения связаны любо с увеличением импорта, либо с чуть сокращаемой экспортной выручкой. Тенденция в течение последних месяцев меняется как в одну, так и в другую сторону. Поэтому этот показатель изменения торгового баланса закономерен.

Силуанов ещё раз подчеркнул, что курс у нас «придерживается рыночных принципов» и «плавает в условиях изменения внешней экономической конъюнктуры». Всем, конечно, хотелось узнать, до каких пределов ещё может вырасти курс? Министр ответил уклончиво:

Мы сейчас не ставим никаких границ, Центральный банк, как регулятор на денежном рынке, не ставит никаких ограничений. Поэтому цены на наши энергоносители сейчас повысились, и это сигнал к тому, что больше валюты поступает в страну, соответственно, это будет приводить к тому, что курс рубля будет иметь тенденцию к укреплению.

То есть ответ прозвучал в обратном порядке: начал за упокой, а кончил за здравие. И что нам, простым гражданам, теперь делать? Доллары из-под подушки доставать и срочно продавать? Или, наоборот, прикупить по случаю повышения цен на энергоносители?

Ответила на это Эльвира Сахипзадовна уверенно ещё неделю назад:

Если мы говорим о том, в чём сберегать, я, конечно, могу дать рекомендацию только про рублёвые сбережения. Рублёвые сбережения – это сохранение покупательной способности рубля. Мы проводим политику ценовой стабильности, чтобы сохранить покупательную способность рубля, рублёвых сбережений и рублёвых зарплат.

У обозревателя Царьграда Юрия Пронько насчёт этого всего тоже есть выводы:

Эльвира Набиуллина призвала «не искать теории заговора», сказала, что рубль специально ослабляют, чтобы помочь бюджету. Однако я въедливый журналист, поэтому всегда занимаюсь своим любимым делом – сравнительным анализом.

Пронько привёл свои расчёты. Министр финансов Антон Силуанов утверждал, что укрепление российской валюты на 1 рубль ведёт к потере бюджетом до 200 млрд руб. Всё очень прозрачно и понятно. Обвалили рубль – наполнили бюджет. По мнению Пронько, Силуанов «сдал всех с потрохами»:

Все пароли, явки и контрольные цифры сданы. Только вот покупательная способность рубля резко ухудшилась. Стоит поблагодарить главу Минфина за откровенность. Ведь он назвал, какую цену все мы заплатим за очередной «ураган Эльвира»: 10 рублей обвала равны одному триллиону пополнения казны. Так что несколько триллионов из наших кошельков уже вынули.

Кстати, в апреле этого года господин Силуанов обещал укрепление национальной валюты. А Набиуллина, как мы все слышали, вообще призывала всех хранить сбережения в рублях. И тут такой обвал! Кстати, сегодня Эльвира Набиуллина заявила:

Мы не таргетируем курс рубля, для нас любой курс приемлем.

Осталось разобраться и понять: кто это – «для нас»? И ещё. Нет, сомнений, что в пятницу, 7 июля, ЦБ повысит ключевую ставку.

Привет всем, кто собирался производить и развивать свой бизнес в России. Здесь лучше заниматься валютными спекуляциями, чем созидать. К сожалению. Однако других «писателей» пока на горизонте не видно,

– подытожил Юрий Пронько.

ЮРИЙ ПРОНЬКО