БПЛА «ОХОТНИК». ФОТО: BULKIN SERGEY/GLOBALLООKPRESS

Украина уже давно превратила свою территорию в полигон для испытания вооружений и военных технологий. Однако тестированием там новинок ВПК занимается не только НАТО: русская армия тоже не теряет времени даром.

В СМИ появились сообщения, что Россия впервые применила для решения боевой задачи в зоне СВО, а конкретно для удара по военным объектам ВСУ в Сумской области новейший разведывательно-ударный беспилотник С-70 «Охотник».

Это может означать, что русская армия выходит на качественно новый технологический уровень, который может ей позволить сломать хребет украинской ПВО. И тем самым приблизить конец затянувшейся СВО.

Впрочем, не исключено, что в публикации СМИ попал не отечественный, а иранский беспилотник Shahed-171 Simorgh. Что тоже по-своему интересно.

Украинская дичь

Русский С-70 «Охотник» – самый крупный аппарат в своём классе. Ранее сообщалось, что он может нести около трёх тонн полезной нагрузки (по некоторым данным – ещё больше, до восьми тонн). Это много. Даже если часть полезного веса будет выделена под размещение прицельных комплексов и радиоэлектронной аппаратуры, то и тогда беспилотник дотащит к месту применения несколько бомб – или пару противорадиолокационных ракет Х-58 (масса одного снаряда – порядка 650 кг).

БПЛА С-70 В АНГАРЕ. ФОТО: PJSC UAC/GLOBALLООKPRESS

Учитывая, что одна из последних модификаций этой ракеты Х-58УШК специально дорабатывалась для того, чтобы помещаться во внутренние отсеки Су-57, с которым С-70 должен действовать в формате ведущего и ведомого, такое допущение выглядит вполне логичным.

Стоит оговориться, что показывавшийся до начала СВО «Охотник» был летающим прототипом, и никаких внутренних отсеков в нём заметно не было. Могла ли наша оборонка за прошедший год исправить этот момент? Гарантий нет, но это вполне возможно, особенно если для этого использовались решения, отработанные на Су-57.

Убийца ПВО с искусственным интеллектом

Не исключено, что в перспективе «Охотники» будут использоваться не только в качестве дальних разведчиков и бомбардировщиков, но и как настоящие убийцы украинской ПВО.

Дело в том, что С-70 разрабатывался как беспилотник-ведомый. Который работает в связке с Су-57 и при этом не требует ручного управления.

Он самостоятельно идёт за Су-57 и выполняет определённые функции за счёт искусственного интеллекта. Он способен наносить ракетные удары и поражать цели в воздухе. То есть, в общем, он способен отчасти заменить пилотируемую машину,

– пояснил Царьграду военный историк, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов.

СУ-57. ФОТО: OLGA SOKOLOVA/GLOBALLООKPRESS

В принципе, для того, чтобы беспилотник превратился из бомбардировщика, идущего по маршруту и сбрасывающего бомбы на заранее разведанные цели, в охотника на зенитно-ракетные комплексы, способного в автоматическом режиме обнаруживать вражеские радиолокаторы и пускать по ним самонаводящиеся ракеты, нужно относительно немного.

Конкретно – возможность установить под него не только ракету, но и подвесную контейнерную станцию целеуказания (современный аналог советской станции «Вьюга-17», которая использовалась для выдачи первичного целеуказания ранним моделям ракет Х-58). А как мы отмечали ранее, с грузоподъёмностью у «Охотника» полный порядок.

А если это был иранец?

Для военного времени ситуация, когда СМИ и Telegram сообщают какую-то интересную новость, и лишь некоторое время спустя она подтверждается официальными лицами и компетентными органами, вполне обычна.

Но всё же есть основания думать, что в СМИ «засветился» не отечественный, а иранский БПЛА Shahed-171 Simorgh. Машина эта довольно крупная. Как и наш «Охотник», она создана по аэродинамической схеме «летающее крыло», так что на взгляд очевидца отличить один аппарат от другого – задача нетривиальная.

Военный эксперт, специалист по вооружённым силам Ирана Юрий Лямин в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что иранские конструкторы создали целое семейство беспилотников на основе захваченного в 2011 году американского БПЛА RQ-170 Sentinel, каковой на момент своего пленения считался одним из самых передовых и секретных дронов в мире.

Они тогда целое семейство аппаратов сделали: два винтовых и три реактивных. «Шахед-171» – он самый крупный, с самой большой дальностью и полезной нагрузкой,

– отметил Лямин.

Наш собеседник подчеркнул, что распространяемый нашими СМИ «снимок» беспилотника вообще не имеет отношения к событиям на Украине, поскольку является стоп-кадром из репортажа 2014 года, снятого иранским телеканалом, который как раз рассказывал о разработке БПЛА этого семейства.

Иными словами, утверждать, что по целям в Сумской области отработал именно иранский аппарат, нельзя. Но очевидно одно: цель была уничтожена неким беспилотником, имеющим форму летающего крыла, которая позволяет легко отличить его от дронов самолётной архитектуры.

Эксперименты Ирана?

«Иранская» версия инцидента тоже выглядит вполне правдоподобной. По словам Лямина, Тегеран сообщал, что «Шахед-171» способен нести некое вооружение. Однако технические характеристики данного БПЛА засекречены, поскольку для Ирана это передовая машина, и его военные стараются сливать в открытый доступ как можно меньше информации о ней.

ИРАНСКИЙ БПЛА SHAHED-171. ФОТО: SOBHAN FARAJVAN/GLOBALLООKPRESS

Юрий Лямин уточнил: скорее всего, беспилотник выходит в точку сброса бомб по заранее заложенным в бортовой компьютер координатам.

В обычной модификации он может наносить удары или по заранее заложенным координатам, или при передаче управляющего сигнала через ретранслятор. Про версию со спутниковым управлением они ещё не сообщали,

– добавил наш собеседник.

Интересный момент состоит в том, что большинство современных беспилотников могут управляться с наземной станции на расстоянии в 160–200 км, а Сумская область – регион как раз приграничный. Самая дальняя точка которого отстоит от нашей границы на 170 км. И для нанесения удара аппарату мог не потребоваться даже ретранслятор.

В сухом остатке

Утверждать, что Россия применила в Сумской области именно С-70 «Охотник», пока преждевременно. Официальных заявлений на эту тему ещё не было, а представленный в СМИ снимок предположительно не имеет отношения к СВО.

Тем не менее рано или поздно «Охотник» вылетит искать свои цели. Наши Вооружённые силы в своё время так же экспериментально опробовали в ходе СВО гиперзвуковые ракеты «Кинжал» и многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57. По ближнему тылу покатался и пострелял по врагу с закрытых позиций танк Т-14 на базе «Арматы». В СМИ поступала информация об испытаниях наземного беспилотника «Маркер», о завершающем этапе разработки которого Царьград писал незадолго до начала СВО. Поэтому применение «Охотника» в боевых условиях в любом случае не более чем вопрос времени.

Русская армия не теряет времени и испытывает в боевых условиях самые перспективные образцы техники. А это позволяет надеяться, что из СВО наши Вооружённые силы выйдут качественно обновлёнными и более готовыми к прямому столкновению с НАТО, чем были в 2022 году.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО