ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА. ФОТО: MARY EVANS PICTURE LIBRARY GLOBAL LOOK PRESS

Военный мятеж 23-24 июня 2023 года уже многие сравнили с трагическими событиями 1917 года. Но насколько близки такие исторические параллели и чему нас может научить тот урок родной истории более чем столетней давности? Давайте разбираться.

Мятеж, да не Корниловский

События последних суток только ленивый не сравнил с Корниловским мятежом августа 1917 года. И действительно, определённое сходство есть. Как и тогда, сегодня идёт самая настоящая мировая война. Как и летом 1917-го, мятеж возглавил герой этой войны. Как и в те страшные дни, мятежники попытались совершить вооружённый поход на столицу нашей страны, на тот момент – Петроград.

Правда, на этом сходство заканчивается, а сама ситуация в корне различается. Тогда, 106 лет назад, Россия уже находилась во власти мятежников. И тот военачальник, который попытался взять власть в нашей стране, генерал Лавр Корнилов, Верховный главнокомандующий русской армией, выступил против занимавшего самозваную по своей сути должность «министра-председателя Временного правительства» Александра Керенского. Ничтожного персонажа, не имевшего ни малейшей легитимности и погрузившего страну в хаос. И в итоге проложивший дорогу к захвату власти в стране большевиками.

Тем не менее сравнение происходящего в наши дни с 1917 годом абсолютно корректно. Но не в натянутых параллелях с августовским Корниловским мятежом, а в общности с истоками этой трагедии – февралём 1917-го. К слову, наш сегодняшний Верховный главнокомандующий Владимир Путин в своём обращении к народу, не называя прямо даты и события, недвусмысленно обратил внимание именно на Февральский переворот:

Именно такой удар был нанесён по России в 1917 году, когда страна вела Первую мировую войну. Но победу у неё украли. Интриги, склоки, политиканство за спиной армии и народа обернулись величайшим потрясением, разрушением армии и распадом государства, утратой громадных территорий. В итоге – трагедией Гражданской войны. Русские убивали русских, братья – братьев, а корыстную выгоду извлекали разного рода политические авантюристы да зарубежные силы, которые делили страну, рвали её на части.

Тот мятеж, завершившийся гибелью находившейся на грани Победы Российской Империи и самой страшной в русской истории братоубийственной бойней, поначалу называли «великой бескровной» революцией. И действительно, реки крови полились не сразу. Но что это было? И почему столь актуально для нас, сегодняшних? На эти вопросы уже ответил два года назад в своём многосерийном документальном фильме «Гибель Империи. Российский урок» митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).

Этот фильм, по благословению владыки Тихона, был показан и на первом русском телеканале Царьград. Сегодня предлагаем вниманию читателей сайта нашего канала несколько тезисов этой картины, наглядно показывающих, что случившееся тогда, 106 лет назад, актуально для нашей страны и сегодня. Разберём не все истоки случившегося тогда, в 1917-м, но те проблемы, которые актуальны до сегодняшнего дня. И это отнюдь не уровень жизни населения.

Зеркало русской трагедии и западный след

Возможно, нет более поразительного события в нашей истории. В него, как в зеркало, могут глядеться и общество; и те, кто управляет нашей страной; и молодёжь; и Церковь; и интеллигенция; и деятели культуры. Одна беда: это зеркало очень некомплиментарно по отношению к нам, но оно честно. События Февральской революции могут рассказать нам, до чего мы можем довести свою страну; что мы можем натворить в этой жизни и для себя, и для будущих поколений,

– так начинает свой фильм митрополит Тихон. И действительно, достаточно лишь немного углубиться в нашу историю начала XX века, чтобы стало ясно: никакой пресловутой «революционной ситуации» в стране не было. Несмотря на действительно затянувшуюся войну, Российская Империя динамично развивалась, уровень жизни даже у простых рабочих был намного выше, чем в послереволюционные десятилетия, а та самая Первая мировая война, именовавшаяся в России «Великой» и даже «Второй Отечественной», шла к завершению.

Уже весной 1917-го планировалось крупномасштабное русское наступление, которое должно было завершиться Победой в том же году. А далее, согласно соглашению между правительствами Великобритании, Франции, Российской Империи (и позднее Италии) от мая 1916 года, более известному как Соглашение Сайкса – Пико, наша страна должна была стать даже не сверх-, а гипердержавой. Россия получила бы не только черноморские проливы и веками чаемый Царьград (Константинополь), но и значительную часть Малой Азии, а также участие в международном контроле над Святой землёй.

Разумеется, речь шла не о завоевании народов, а об их освобождении: наша страна получила бы населённые православным и армянским христианским населением земли. Значительную часть ромейского (византийского) наследия, утвердившись в своём статусе Третьего Рима. Ну и, конечно, благодаря контролю над черноморскими проливами совершила бы не только геополитический, но и экономический прорыв. Но… Вернёмся к словам владыки Тихона (Шевкунова):

Многие историки говорят, что, добившись подписания Соглашения Сайкса – Пико (с внутренним Чёрным морем; с переходом поливов Босфор и Дарданеллы, Константинополя и других земель к России), Николай II подписал себе смертный приговор. Наши союзники абсолютно не собирались выполнять этот договор и свои обязательства. И этому есть документальные свидетельства.

Да, «наши западные партнёры» во все века были одинаковыми. И делали всё, чтобы ослабить столь ненавистную им православную державу – Российскую Империю. Желательно, конечно, не своими собственными руками, а путём политических интриг, заговоров и переворотов. Именно так они поступили и в отношении веками ненавидимой ей России. Не получилось уничтожить нас в годы Ливонской войны XVI века, попытались сломать в годы первой русской Смуты начала века XVII. И далее многократно.

Наиболее яркие примеры – Отечественная война 1812 года с нашествием на Русь армии «двунадесяти языков». И Крымская война 1853-1856, когда против России ополчился весь Запад, неожиданно для многих встав на турецкую сторону. Лишь бы остановить усиление русской Империи, Третьего Рима, и не допустить возрождения христианского Царьграда – Константинополя.

Лишь немногие в XIX веке понимали, почему же Европа, с которой русская знать говорила на одном языке и следовала одной моде, зачастую годами проживая в европейских столицах, так нас ненавидит. И лишь наиболее проницательные русские консервативные мыслители, как автор знаменитой книги «Россия и Европа» Николай Данилевский, пытались разъяснить базовые вещи:

Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное… её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны.

«Прогрессивное общество» – исконный враг России

Впрочем, это понимание пришло лишь к очень незначительной части русского общества предреволюционных десятилетий. Самые искренние охранители, сторонники сбережения и укрепления Российской Империи считались реакционерами и «мракобесами», а в начале XX века были припечатаны как «черносотенцы». Само же «прогрессивное гражданское общество» тех лет погрязло в культурном декадентстве и антихристианской «эзотерике» тех лет. От спиритизма до антропософии и увлечения всевозможными гурджиевыми и блаватскими. И разумеется, в политическом масонстве.

Именно масоны, в рядах которых были и либералы, и социалисты, сделали всё, чтобы привести Россию к революционной смуте. Масоны были очень разными и порой даже славились ультрапатриотической риторикой, но едиными в одном – презрении к Русской Церкви и критике самого богоустановленного института православной монархии. Масонами было большинство творцов Февральского переворота 1917 года и дальнейшего самозваного «Временного правительства» всех его составов. В том числе и ранее уже упомянутый Керенский, о котором в фильме «Гибель Империи. Российский урок» есть очень яркий эпизод:

Самое яркое раскаяние и самое яркое свидетельство произнёс Александр Фёдорович Керенский, будучи в эмиграции в США в 1964 году, в интервью сан-францисской газете. Журналист спросил у него: «Можно ли было избежать победы большевиков в 1917 году?» Керенский ответил: «Можно. Для этого надо было расстрелять всего одного человека». Интервьюер спросил: «Ленина?» «Нет, Керенского», – сказал Керенский. Кстати, Керенский был руководителем всего русского масонства. Во Временном правительстве лишь два министра не были масонами. Остальные принадлежали к масонским ложам – то есть управлялись из единого центра вне России.

Именно это «прогрессивное общество» годами подтачивало основы Российской Империи. Нанося удары по её основам – Православию, Самодержавию и Народности. Не все занимались революционной деятельностью, но даже многие представители высшего дворянства занимались самой настоящей информационной войной против Императора и его семьи. Кто-то – банальными слухами и сплетнями, иные же – непосредственным участием в заговорах 1916-1917 годов.

В результате одного из этих заговоров погиб Григорий Распутин (исследователи по-разному оценивают эту личность, но факт остаётся фактом, это было убийство близкого друга Царской семьи). В результате другого пала тысячелетняя русская монархия. «Кругом измена, и трусость, и обман», – написал тогда в своём дневнике Государь-страстотерпец.

Что с того?

В момент написания этих строк уже стало известно, что поход новых вооружённых мятежников на столицу завершился. Что будет дальше, ведает только Господь. Но в одном можно и нужно быть уверенными: Запад нас в покое не оставит. А потому нам необходимо сделать надлежащие выводы из истории. Не позволяя ни «нашим западным партнёрам», ни безбожной и откровенно антипатриотической «либерально-прогрессистской» общественности вмешиваться в политику Государства Российского. Хватит наступать на одни и те же кровавые грабли русской истории.

И в заключение – ещё несколько слов митрополита Тихона (Шевкунова) из его фильма «Гибель Империи. Российский урок»:

Как известно, гильотина не может быть, при всём желании, средством от головной боли. А гильотина – это известный символ революции. Быть может, никто не расскажет нам, русским людям, о самих себе более и беспощаднее, чем события 1917 года. Мы склонны как никто жить в иллюзиях. Мы склонны как никто забывать о своей истории. Мы ленивы и нелюбопытны, как обличил нас тот же Александр Сергеевич Пушкин.

Сурово? Пожалуй. Но, увы, справедливо. Историю нужно учить не по «Википедии». Лучше посмотрите ту же «Гибель Империи». И покажите своим детям.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ