ANATOLIY KOLUSHENKO/GLOBALLOKPRESS

Лет восемь назад в Екатеринбурге открылся Ельцин Центр. Официально это музей, посвящённый первому президенту Борису Ельцину и современной истории России. А неофициально – место, где участники антигосударственных организаций и оппозиции встречаются с представителями иностранных государств. И вот здесь должен бы возникнуть вопрос: а для чего?

15 июня в отношении Ельцин Центра призвали начать проверку на предмет возможного получения статуса иноагента. Об этом сообщил замглавы Минюста Олег Свириденко. Поводом для проверки послужило обращение депутата Госдумы от Свердловской области Андрея Альшевских.

Политик пояснил, что обратился в ведомство с просьбой проверить организацию на предмет ведения иностранной деятельности, чтобы остановить всякие спекуляции. Отметим, что подобные письма были ранее. Один из таких запросов направил депутат Госдумы Александр Бородай, отметив, что Ельцин Центр действует «как подрывная антироссийская организация, которая занимается пролиберальной пропагандой разного рода – от ЛГБТ*-пропаганды до политической пропаганды».

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Естественно, такого рода организация не может быть терпима в нормальной стране, которая защищает хоть как-то свои национальные интересы. А если речь о нашей стране, которая ведёт, пусть не объявленную, но фактическую войну с коллективным Западом, то, конечно, подобного рода организация не должна существовать в нашем политическом, интеллектуальном, социальном и любом другом пространстве,

– считает Александр Бородай.

В администрации Ельцин Центра в ответ на сообщение о проверке отметили, что проект финансируется, исходя из требований Устава и Федерального закона №68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации». А с финансовой отчётностью можно ознакомиться на сайте Президентского Центра. Там же ежегодно формируется отчёт о проделанной работе для Попечительского совета. И добавили, что оснований считать данную организацию иноагентом «нет и быть не может».

Но так ли это на самом деле? Этого узнать Минюсту не удалось. Во всяком случае, пока.

Принятый в 2008 году закон №68 ограничивает государство от вмешательства в деятельность Центра и любых попыток навести там порядок. А раз нельзя проверить, то и признать иноагентом нельзя.

Ведущая «Первого русского» Елена Афонина обсудила эту ситуацию с автором обращения, депутатом Госдумы от Свердловской области Андреем Альшевских и журналистом из Екатеринбурга Дмитрием Красноуховым в программе «Мы в курсе».

Зачем нужен Ельцин Центр?

В беседе с Царьградом Андрей Альшевских отметил, что вопросы к Ельцин Центру были с тех пор, как его ввели в эксплуатацию. Многие не понимали, для чего он нужен.

В своё время я обращался, писал и получил ответ, что Ельцин Центр был построен в рамках федерального закона и Минюст к нему не имеет никакого отношения, даже в рамках федеральных законов. А так как Минюст у нас должен контролировать некоммерческие организации, то данное учреждение не попадает в раздел некоммерческих организаций. Оно из-под его контроля уходит,

– рассказал собеседник Царьграда.

По мнению депутата, нынешняя ситуация требует внесения изменений в действующее законодательство. В том числе в тот закон, на основании которого был построен данный объект.

Я не ошибусь, если скажу, что Ельцин Центр – это культовое место для жителей города Екатеринбурга и Свердловской области. По-разному можно относиться к деятельности и к самому президенту, ныне покойному, Борису Ельцину, но он наш земляк. И этот центр был построен в его честь,

– отметил Альшевских.

Но суть в том, как его строили. По словам политика, это были и деньги, и кредиты, и акции, и доли, и дарение, и покупали площади у предпринимателей. Но сейчас там предоставляют площадки для сомнительных граждан и организаций, в том числе иноагентов. Поэтому надо выяснить, кто им владеет и кто заказывает музыку, считает депутат. Начиная от стройки и заканчивая тем, кто контролирует его деятельность, какую продукцию там распространяют, какие экспонаты утверждают и так далее.

Поправки в закон

Что касается поправок в законодательство, Альшевских сказал следующее. С декабря прошлого года в силу вступил закон №255 об иноагентах. По его словам, через полгода был проведён анализ правоприменения этого законопроекта и были выявлены пробелы, которые надо устранить.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Одна из главных поправок в данный закон – это прописывание иных лиц. Да, есть иноагенты. А есть организация, учреждение, про которые у нас не прописано, что эти органы публичной власти, юридические и физлица должны предпринимать все действия, чтобы не помогать осуществлять деятельность гражданам, которые попадают и находятся в реестре иноагентов,

– сказал Альшевских.

Он пояснил, что в случае, например, когда иноагент обращается в типографию или по поводу проведения какого-либо мероприятия, он обязан сообщать о своём статусе иностранного агента. И те организации, куда он обратился, должны это учитывать. А далее уже их ответственность перед законом, как они этой информацией распорядятся.

В связи с этим мы расширяем полномочия Минюста. Они будут за всем этим следить, мониторить и так далее. Кроме того, Минюст будет наделён полномочиями, что, в случае если ему поступит жалоба или обращение, он должен отреагировать и выдать предписания, предостережения той организации, которая нарушает закон с тем, чтобы это устранить. Если это не будет сделано, то Минюст будет вправе его привлечь к ответственности в рамках Административного кодекса. Это будет следующий закон-спутник, который будет рассмотрен в ближайшее время,

– отметил депутат.

На вопрос ведущей о том, есть ли вероятность того, что Ельцин Центр всё-таки признают иноагентом, как тогда относиться к списку совета попечителей этого центра, Альшевских сказал, что пока «нет ни одного решения контролирующих организаций, ни прокуратуры, ни Минюста, ни судов, которые подтверждали бы, что на данном объекте велась какая-то деятельность».

Ельцинский центр – это коммерческий объект, в который граждане пришли, иноагенты, не иноагенты, попросили помещение в аренду, и им в аренду сдали. Они на этом зарабатывают. У нас есть этот пробел в законах, который мы устраняем. Надеюсь, подобным вещам мы поставим заслон <…> В 2008 году мы даже не думали и не знали понятия «иноагент». Мы не знали, что у нас будет происходить. Но жизнь на месте не стоит. И законодательство надо пересматривать, править именно уже на злобу дня,

– подчеркнул депутат.

Вышли за рамки дозволенного

Ещё один собеседник Царьграда, журналист Дмитрий Красноухов из Екатеринбурга, рассказал интересные факты о деятельности самого Ельцин Центра. По его словам, некоторое время назад немецкий фонд «Эберта», ведущий антироссийскую деятельность, провёл там два мероприятия. Первое – это тренинг для журналистов. Второе – «Демослэм», которое, по мнению журналиста, больше похоже «на поиск хороших молодых людей для будущей вербовки». Примечательно то, что это было за 2-3 месяца до СВО, добавил он.

Второй момент, на который обратил внимание Красноухов, это, собственно, кто арендует помещения Ельцин Центра. Так, уральский иноагент «Мемориал»**, которым руководит Алексей Мосин, сейчас получает помещение в этом здании. И это подтверждает сам глава организации.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Получается, что Ельцин Центр уже вышел за рамки дозволенного. Но почему-то с этим до сих пор мирились. И это странная ситуация, учитывая возможности его попечительского совета и нашего государства,

– подчеркнул гость программы.

Как рассказал Дмитрий Красноухов, два месяца назад он проводил экскурсию для известной русской поэтессы Анны Ревякиной, чьё имя тесно связано с Донбассом и событиями Русской весны. И во время посещения Ельцин Центра они встретили группу школьников. И что привлекло внимание эксперта, так это то, что их вели по тому музейному маршруту, где была размещена информация, «закладки», которые, по его словам, программируют на сопротивление власти, действующей в стране.

Давайте говорить откровенно: если президент Владимир Путин уже заявляет о том, что в Беловежской пуще было совершено преступление, беловежский сговор, то как относиться к центру, который прославляет эти деяния? Это прямое противоречие не просто с действующему мнению. Мы же не хотим постоянно подстраиваться под линию партии? Мы хотим  говорить правду! А правда в том, что СВО была бы невозможной и ненужной, если бы преступник по фамилии Ельцин не осуществил бы то, что осуществил, и не разделил бы нашу страну, не расчленил бы её. Поэтому мы имеем дело с прямой, на мой взгляд, антигосударственной деятельностью,

– отметил Красноухов.

Разгребать придётся долго

К сожалению, этот случай не единственный. На скандал с музеем истории Екатеринбурга ранее отреагировал сам глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. По словам Красноухова, наши военные, которые приезжают домой на побывку, говорили, что их больше беспокоит не то, что в окопах бывает тяжело или снарядов не хватает. Их беспокоит другое.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Говорят, что бывший мэр Екатеринбурга, иноагент Евгений Ройзман* не сидит, местные власти о нас говорить не любят, а Ельцин Центр не закрыт. Про вузы я говорить не буду. Гуманитарные дисциплины, к сожалению, очень тонко нашпигованы деструктивным контентом. Про Уральскую республику все слышали, надеюсь. Сейчас корни этой идеологии обновляются, есть сторонники. Уже говорят об уральской этнической идентичности! Представьте себе, ноу-хау! То есть уральцы признаются уже как этнос. И это действующие научные работники некоторых вузов,

– рассказал Красноухов.

По его мнению, предстоит очень долгая и напряжённая работа по разгребанию этих проблем. Но главное, что есть опорные группы, на которых держится наша русская земля. И это те воины-защитники, которые сейчас сражаются на фронте, и те, кто помогает им в тылу. Именно с ними, как считает Дмитрий, государству стоит, в первую очередь, наладить диалог с учётом пожеланий этих людей.

Давайте будем их учитывать, давайте всерьёз займёмся гуманитарным переоснащением нашей страны. Иначе даже при Победе в военных действиях полная Победа в СВО будет невозможна,

– заключил Дмитрий Красноухов.

_________

*Евгений Ройзман, «Мемориал» – лицо или организация, признанные в Российской Федерации иноагентом.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА