Все, в ситуации с выступлением ЧВК «Вагнер» против Минобороны России все сказано, и все акценты расставлены. С точки зрения российской государственности и законности. Это стать 279 Уголовного кодекса России под названием «Вооруженный мятеж».

Она коротка и гласит безапелляционно: «Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет».

И президент-главковерх России Владимир Путин произнес именно эти слова: «Тот, кто организовал и готовил военный мятеж, кто поднял оружие на боевых товарищей, – предали Россию. И ответят за это. А тех, кого пытаются втянуть в это преступление, призываю не совершать роковую и трагическую, неповторимую ошибку, сделать единственно правильный выбор – прекратить участие в преступных действиях».

Точно так же сказал главное и руководитель ЧВК «Вагнер» и, теперь это так и есть, вдохновитель мятежа Евгений Пригожин: «Совет командиров ЧВК «Вагнер» принял решение: зло, которое несет военное руководство страны, должно быть остановлено. Они пренебрегают жизнями солдат, они забыли слово «справедливость», и мы вернем ее. Поэтому те, кто уничтожили сегодня наших парней, и десятки тысяч жизней русских солдат, будут наказаны. После того, как мы закончим начатое, мы вернемся на фронт для защиты нашей родины».

И как всегда во всех подобных исторических аналогиях с мятежами против центральной власти, просто не понятно, как Пригожин со своим советом командиров ЧВК не смогли выстроить простую линейку по восходящей: Минобороны России во главе с ненавистным им Сергеем Шойгу и Валерием Герасимовым – верховный главнокомандующий-президент России Владимир Путин – Россия, которая, собственно, и ведет войну за свое выживание со всем коллективным Западом, открыто поставившим задачу «стратегического поражения» нашей страны.

Все действительно бросились искать аналогии в отечественной истории, и они, что называется, на поверхности и реально чуть не привели к окончательному развалу страны. Например, мятеж генералов генштаба и прочих внутренних либералов и демократов, которые в 1917 году разгар Первой мировой войны решили свергнуть самодержавие.

Второе – из тех же времен: мятеж левых и прочих эсеров в 1918 году против большевиков, которые реально возглавили отпор агрессии против России 14 иностранных государств, которые хотели что-то от нее урвать. И удар по большевикам изнутри – это был удар в спину. И лозунг придумали такой же шикарный, как и лживый – «Советы без коммунистов (большевиков)». И, конечно, хрен бы с ними, с коммунистами, но только они тогда хотели, могли и боролись за то, что сохранить страну единой.

Точно так же и сейчас: оставить воюющую армию без министерства обороны – это.., дальше по Путину: «Непомерные амбиции и личные интересы привели к измене. К измене и своей стране, и своему народу, и тому делу, за которое бок о бок с другими нашими частями и подразделениями сражались и погибали бойцы и командиры группы «Вагнер». Герои, которые освобождали Соледар и Артёмовск, города и поселки Донбасса, сражались и отдавали свои жизни за Новороссию, за единство русского мира. Их имя и славу тоже предали те, кто пытается организовать мятеж, толкает страну к анархии и братоубийству. К поражению, в конечном итоге, и капитуляции».

С этим практически невозможно спорить. Все хорошее обнулилось возможными поражениями, все плохое ведет именно к таким фиаско. В первую очередь, на поле боя. В этом беда и трагедия.

Со всеми обстоятельствами происшедшего еще будут разбираться, устанавливая и причины, и виноватых, и невиновных. Но уже сейчас очевидны три самых негативных последствия, два из которых – уже наша реальность, а третье – на подходе.

Во-первых, это, конечно же, сам мятеж. Тот факт, что он произошел и зашел так далеко. В ситуации, когда Россия находится в очень сложном положении. Когда выяснились страшные внутренние язвы России, которые и проявились в неготовности армии, в несогласованном ее командовании, в неумении отличить шарканье лакированных туфель по паркету от чавканья разлезающихся ботфортов в окопной грязи, смешанной с кровью товарищей. Когда огромная часть российского общества или вообще бросила страну или застыла дома в положении «спящих», которым все равно, что будет с Родиной, и готовых предать ее в любой момент. За хамон и игровые приставки.

Во-вторых, то, что мятежу ЧВК «Вагнер» уже порадовались все враги России. И не только неонацисты в Украине и их кураторы и спонсоры на коллективном Западе.

Одним из первых радостно вскинулся российский экс-олигарх Михаил Ходорковский, который призвал россиян помогать Пригожину и который всей своей жизнь на Западе доказывает, что если есть возможность раздавить гадину дома, то нужно это делать. Как бы ни брезгливо это было.

«Пригожин слово в слово повторил то, что мы – антивоенная оппозиция говорим с начала войны. То, чем сейчас мы можем помочь своей стране – помочь людям услышать Пригожина, пока он говорит правду», – сказал Ходорковский. И призвал: «помогать хоть черту, если он решил выступить против этого режима» и типа если Пригожин пойдет на Москву, нужно «помешать его остановить — помогать с бензином и солярой, убеждать тех, кого пошлют его останавливать, что враг у нас в сейчас общий».

А ведь радостно будут потирать потные ладошки все, кто ненавидит Россию и желает ей гадостей. Эта разномастная мразо.., пардон, оппозиционная тусовка получила пищу для удовлетворения своих взглядов и как бы подтверждения их правоты, для радости и злорадства. И это самое омерзительное.

Мятеж – это убийственно-действенное средство деморализации для многих в России и мобилизации ее врагов за пределами и внутри страны. Все. Точка. И каждый тут может домыслить, какие разочарования придут в окопы и какие тупые, но окрыляющие надежды – в головы врагов.

И наконец третье – может ведь так получиться, что мятеж и преодоление его последствий не дадут возможности разобраться с тем, почему он случился. Ведь дело не только в чьих-то неутоленных амбициях, раздутом самомнении или неуемном тщеславии.

Мятеж ЧВК – это однозначно реакция на то, что спецвоенная операция (СВО) по обеспечению безопасности России в Украине идет именно так, как идет сейчас – зачастую плохо подготовлено, с недостаточным вооружением, с плохими разведкой и командованием, с огромными и неоправданными потерями личного состава, с тактическими провалами в боевых действиях и т. д. и т. п.

Кто-то же реально виноват в том, чем говорил тот же Пригожин, рассказывая о проблемах. И в том, что армия оказалась не готова к войне. При том, что увешанных орденами генералов в ней развелось так много, вроде ВС РФ завоевали победно всю планету и загнали всех врагов России под плинтус. Кто все эти погононосные орденоносцы-шаркуны на паркете, чьими лампасами можно опоясать экватор? Это хороший вопрос, который нуждается в ответе. Иначе победа, конечно, будет, в этом нет и не должно быть сомнений, но вот цена ее может быть страшной…

А мятеж во время войны, необходимость воевать, а не искать виноватых, обязательная победа – все этом может через время снивелировать ответственность виноватых по принципу «победителей не судят». А ведь зря. Потому что никто не вернет нынешние неоправданные потери – жертвы чужого разгильдяйства, тупости и непрофессионализма.

И такие попытки уже, увы, имеются. ВСУ, воспользовавшись мятежом и вызванным замешательством в рядах ВС РФ, возобновили свой контрнаступ, например, на Артемовск, взятый, кстати, в основном благодаря усилиям ЧВК «Вагнер». ВСУ хотят отбить город, где уже нет «музыкантов». И Минобороны, не исключено, уже подстилает соломку под возможное поражение: «Воспользовавшись провокацией Пригожина по дезорганизации обстановки, киевский режим на бахмутовском тактическом направлении сосредотачивает на исходных рубежах для наступательных действий подразделений 35-й и 36-й бригад морской пехоты ВСУ».

Не о «провокации Пригожина» нужно говорить, а готовиться отбивать контрнаступ. Причем успешно отбивать, а не заранее и привычно списывать на кого-то вину за возможный провал. И сколько такого подобного еще может быть – страшно представить. И, кстати. Почему направление тактическое – «бахмутское», а не артемовское? Город-то называется по-прежнему и по-русски – Артемовск. В этом-то и вся беда…

Владимир Скачко