Вполне разумное предложение упорядочить деятельность НПО вызвало бешеную истерику

Весьма жёсткая и принципиальная политика президента Кыргызстана Садыра Жапарова в отношении прозападных НКО / НПО, включая недавнее прекращение деятельности местной службы «Азаттык Медиа», вызвала симметричную ответную реакцию. И вот аульные «соросята» пошли в атаку. «Масла в огонь» подлило вынесение 6 июня депутатом Надирой Нарматовой на рассмотрение Жогорку кенеша (парламента) законопроекта, ограничивающего деятельность иностранных НКО в Киргизии. В частности, предполагается усложнить условия лицензирования, контроль отчётности и планирования мероприятий. Проще говоря, если некая НКО/НПО полезла во внутреннюю политику страны, то она попадает под подозрение, что абсолютно логично, и, как известно, именно так работает Запад.

Инициатива Нарматовой вызвала резкое сопротивление местных «шакалов Табаки», особенно в лице активистов запрещённого в России «Корпуса мира», Human Rights Watch, Front Line Defenders Freedom Now, Международного партнерства за права человека (IPHR), Норвежского Хельсинкского комитета и прочих поборников «передовых западных ценностей».

Первой под удар попала, конечно же, сама Надира Нарматова: по логике «революционеров имени Сороса» женщину всегда удобнее топать толпой из-за угла, что аульные активисты делают весьма успешно.

Против Нарматовой и ее семьи развёрнута неимоверная травля в соцсетях и соросовских СМИ. Особенно старается некая «госдеповская прокладка» Али Токтакунова. «Даже про моего покойного сына указала. Задела мою честь… Если я коррупционер, пусть докажут…» – пишет принципиальная депутат Нарматова, и заявляет, что доведет дело до конца.

Надира Нарматова

«Это законопроект я поднимаю с 2013 года с целью, чтобы в стране установить железный порядок и надзор над финансированием извне. Я выступаю за безопасность и единство страны. Откуда поступают деньги? Откуда приезжают к нам эти люди? На что тратятся эти средства? Я только за прозрачность этих поступающих извне средств. Нет никакого запрета на деятельность НПО», – отвечает Нарматова шакалятам Сороса.

По мнению наблюдателей, поводом к появлению законопроекта стал неудавшийся госпереворот. Не секрет, что за десятилетия перманентной революционности в Киргизии во власть зашло изрядное количество прозападных батыров и батырок, которые, понятное дело, не спят, за что и получают средства.

Цель Запада очевидна – создание в регионе и стране атмосферы «вечного недохаоса», когда государственные институции вроде есть, но в то же время реальной государственности нет. А зачем она, когда есть посольство США? Там прикажут – будут травить неподходящего Госдепу депутата, велят – устроят национальные погромы, поведут бровью – выйдут на майдан…

Собственно, «шатание режима» не прекращается. Откуда, скажем, вдруг появилась инициатива депутата Айбека Алтынбекова перевести местный алфавит на латиницу или непрекращающиеся наезды Нурланбека Шакиева на русский язык в республике?

Аульные шатуны за работой

В 2023 году в Киргизии зарегистрировано около 12 000 НКО, которые занимаются правовой защитой национальных и сексуальных меньшинств (кроме русских), адресной благотворительностью, формированием национальной идентичности и прочими «передовыми веяниями».

Отдельная тема – формирование Западом лояльных или зависимых СМИ, которых в Киргизии тоже хватает. К примеру, в 2023 году американское посольство в Бишкеке объявило о выделении грантов с целью повышения квалификации в США и Великобритании работников подконтрольных «малых» СМИ. Также затеян «мониторинг» и нужные «социологические исследования», кстати, даже включая районы Таджикистана и Узбекистана.

Из всех стран Центральной Азии нигде «Мазепы» не чувствуют себя так уютно, как в Киргизии. Тут только запрещённый в России USAID* и фонд «Сорос-Кыргызстан» натворить могут столько!  Потому Жапаров и начал эту войну, и поэтому нарвался на контрнаступление. Первыми стали подвывать правозащитники Международного центра некоммерческого права (МЦНП), «Правовая клиника Адилет» и «Правозащитное движение: Бир Дуйно-Кыргызстан», для которых новый законопроект – калька с российского закона об «иноагентах». Кстати, этим «демократам на доверии» уже указали, что российский закон, по сути, – копия американского «Акта о регистрации иностранных агентов» 1938 года, который киргизские адепты «святой Америки» явно не изучают, а потому по факту выступают против проверенной временем демократической практики собственных работодателей.

Далее подключили «тяжёлую артиллерию» из международных правозащитных организаций, особенно Human Rights Watch, где обозвали законопроект «репрессивным», в то время как наделение НКО статусом «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя» якобы предполагает «невыносимые ограничения». Под «невыносимым» строгие надзиратели из Human Rights Watch предлагают понимать необходимость регистрации собственной деятельности НКО в соответствии с национальным законодательством. В противном случае её деятельность может быть приостановлена (включая банковские операции) на срок до шести месяцев или до её законной регистрации. Так называемые международные правозащитники уже настучали властям США и ЕС и теперь ждут поддержки.

Давление на руководство страны борзое и беспрецедентное. С конца прошлого года в Бишкеке торчат эмиссары из Европы и США, которые пугают депутатов санкциями. Эмиль Токтошев и Бактыбек Чойбеков уже отозвали свои подписи, а Эмиль Жамгырчиев, Таалайбек Сабиров, Таалайбек Сарыбашов и Мейкинбек Абдалиев готовы это сделать. Такие вот продажные слабаки, хотя вроде бы мужчины… Тем не менее большинство готово поддержать законопроект.

Эмиль Токтошев и Бактыбек Чойбеков – слабое звено Жогорку кенеша

Надо отметить, что и на фоне разгоревшегося противостояния НПО не прекращают плановой работы. Так, 12 июня в Киргизию прибыло 26 волонтёров-стажеров запрещённого в России американского Корпуса мира «для поддержки обучения английскому языку в средних школах Чуйской, Нарынской, Иссык-Кульской, Таласской, Ошской и Джалал-Абадской областей».

Новая партия для раскачки прибыла

До середины сентября «волонтёры» будут работать вместе с местными учителями, укрепляя их потенциал в преподавании закордонной мовы через внедрение новых методик, а также «оказывать помощь школам и местным сообществам в создании или расширении учебных ресурсов по английскому языку, способствовать разработке учебных программ и инновационных учебно-методических материалов». Как оказалось, это уже 29-я группа волонтеров Корпуса мира, которая «с 1993 года по приглашению правительства Кыргызской Республики проходит волонтёрскую службу на основании соглашения, подписанного с США в 1992 году». Указывается, что все волонтёры-стажеры прошли строгий процесс отбора и приведены к присяге в США, не зря ведь Корпус мира тесно связан с ЦРУ. Можно не сомневаться, что и эти его засланцы будут задействованы в противостоянии нацеленным на защиту национального суверенитета инициативам киргизского руководства, а республику могут ждать и массовые протесты, и стихийные митинги, и может быть очередная попытка переворота. Недаром же в Госдепе не перестают грезить и грозить «возвращением» Америки в Центральную Азию…

 

АНДРЕЙ УВАРОВ