MCPHOTO/M. GANN VIA WWW.IMAGO-IM/GLOBALLOOKPRESS

Что сдерживает Россию от того, чтобы не уничтожить кабельную связь США, которая проложена по дну Атлантического океана, и лишить американцев связи с миром? Ответ простой.

Европейское расследование подрыва трубопровода «Северный поток» близится к завершению. Обвинения могут быть выдвинуты уже осенью. Об этом сообщил прокурор Матс Юнгквист в интервью шведскому радио.

15 июня Россия подняла в Совбезе ООН вопрос о расследовании подрыва «Северного потока», о чём сообщило постпредство нашей страны при ООН. Однако замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев решил поставить вопрос жёстче. Он заявил, что, исходя из доказательной базы причастности Запада к подрыву «Северных потоков», у России больше нет никаких, даже моральных ограничений по ликвидации кабельной связи США, которая проложена по дну Атлантического океана.

Какие могут быть последствия от подрывов «Северных потоков», бывший ведущий телеканала Такер Карлсон рассказывал ещё в сентябре 2022 года. Он подчеркнул, что «у каждого действия есть противодействие такой же силы и противоположное по характеру». То есть если американцы взрывают газопровод «Северный поток», то дальше будут последствия.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Что, если США вступают непосредственно в войну с крупнейшей в мире ядерной державой? Это не значит, что сразу дойдёт до ядерной войны, но вполне могут быть последствия. Давайте предположим, что это может быть. Если мы, действительно, подорвали подводный российский газопровод, то почему бы России не повредить подводный интернет-кабель? Что произойдёт, если они это сделают? Это может стать катастрофой. Мы можем скатиться до уровня стран «третьего мира». Таковы ставки. Гении, стоящие за всем этим, вроде Виктории Нуланд, подумали о последствиях? Возможно, как раз и подумали, – заявил Такер Карлсон. 

Что произойдёт, если подводные кабели будут повреждены и лондонские банки не смогут обмениваться информацией с банками, например, в Нью-Йорке? К каким экономическим последствиям это приведёт?

Ведущая «Первого русского» Елена Афонина поговорила об этом со специалистом по технической и информационной безопасности Сергеем Трухачёвым в программе «Мы в курсе». 

Россия может отрезать США от мира

Елена Афонина: То, о чём говорит Дмитрий Медведев, и то, к чему призывали сразу после подрыва «Северных потоков», когда пытались найти наиболее уязвимое место, по которому теоретически можно ударить. Мы не призываем к этому. Как сказал президент на Украине, режим у нас государство, поэтому мы просто просчитываем разные варианты развития событий. Итак, в принципе, это возможно и насколько болезненно?

Сергей Трухачёв: Касательно повреждений. Повреждаются, на самом деле, эти кабели достаточно часто. Здесь можно упомянуть якоря, подводные суда во время каких-то работ. Это трудно назвать чем-то из ряда вон выходящим. Но в целом да, это нарушает определённую цепочку связи.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Все подводные кабели сделаны так, что повреждение одного не несёт никаких последствий. Его всегда есть чем заменить. А вот повреждение нескольких кабелей, которые зависят друг от друга, может вызвать, действительно, серьёзные последствия. Но и это уже научились делать. Ещё лет 10-15 назад это могло бы занять около месяца.

Вы понимаете, чем может обернуться, если парализовать работу интернета, банковских сфер, атомных станций и тому подобное на месяц? Поэтому уже научились делать это чуть быстрее. И в целом в неделю укладываются.

Вопрос не в том, что долго ремонтировать. Вопрос в поиске и маршруте доставки судна и ремонтной бригады до места повреждения.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

– Если акула вдруг решит перекусить подводный кабель в нескольких местах, Россия может остаться в стороне от этой проблемы? Или нас это тоже затронет? Не пострадают ли дружественные нам страны? Норвежские, швейцарские, британские журналисты смоделировали ситуацию, что там, где пролегают кабели, якобы проплыла подлодка. И полмира лишилось возможности связи. Наша страна тоже окажется не в лучшей ситуации?

– Здесь хочется вспомнить третий закон Ньютона. Любому действию всегда есть равное и противоположное противодействие. Но хочется сделать акцент. Для России здесь будет гораздо меньше последствий, чем для Америки, ввиду того, что у нас есть, скажем так, определённые независимые источники. И они труднодосягаемые для наших оппонентов. Поэтому для нас будет в разы меньше последствий, чем для западных стран.

Но касательно моделирования, сразу же хочу отметить: данную ситуацию и данные события очень сложно смоделировать. На самом деле 66% подводных кабелей принадлежат частным корпорациям. И  очень сложно понять, какие кабели как взаимосвязаны друг с другом, и, допустим, данный кабель, обрыв кабеля как может повлиять на какую-то страну. Недавно был случай, когда повреждённый кабель оставил целый остров без связи. Конечно, это критично. Но очень сложно узнать, какой кабель за что отвечает.

То есть мы видим эту карту, но мы не можем доподлинно узнать, что за собой это повлечёт. Возвращаясь к вашему вопросу, для нас последствий будет в разы меньше.

Спасёт ли спутниковая связь?

– Но есть же спутниковая связь. Она не заменит подводные кабели?

– Давайте нашим зрителям объясним, что такое спутниковая связь и подводный кабель. Подводные кабели почему все используют? Потому что у них огромная пропускная способность. Такой кабель может до 10-15 гигабайт в секунду передавать. Это огромные пакеты данных. Спутниковая связь такого не может.

Говоря простым языком, подводные кабели – это скоростные магистрали, а спутниковый интернет – это просёлочная дорога, которая отвечает исключительно за то, чтобы доехать. Не быстро, но просто чтобы доехать.

Изначально спутниковая связь проектировалась как вообще хоть какое-либо наличие интернета в тех местах, куда невозможно проложить кабель или какой-то высокоскоростной интернет. Чтобы просто было. Поэтому доля спутникового интернета ещё долго будет оставаться в меньшинстве, в том числе из-за цены. Это достаточно дорогостоящая история. Не будешь же каждому пользователю спутник на орбиту выводить.

Второе – это скорость. Дороговизна и скорость – это основные критерии.

Поэтому спутниковую связь можно сразу же отбросить: она для другого предназначена. Она поможет, если произойдёт некий подрыв, чтобы важные сферы жизнедеятельности производили хоть какой-то обмен данными. Но она не заменит подводные кабели никоим образом.

– Если сейчас представить себе, что мы снимаем постапокалиптический фильм. Как станет выглядеть Америка, если будет повреждён кабель основной сетки? Что дальше будет?

ФОТО: ЦАРЬГРАД

В целом это можно описать как крах экономики, крах всех сфер жизнедеятельности. Если мы говорим про действительно серьёзные повреждения, которые локально ничем не заменить. Вследствие этого страна будет отрезана, потому что не сможет функционировать нормально. Они вернутся в каменный век, если тезисно. Не будет никакой связи, а подводные кабели именно за это отвечают.

– Спасибо.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА