Для Крымского полуострова главной сенсацией XXVI Петербургского международного экономического форума стало соглашение, подписанное между правительством Севастополя и никому прежде не известным ООО «Морской инжиниринговый технополис «Си Мейкер». Как сообщил севастопольский губернатор Михаил Развожаев, совместный проект предполагает строительство морского терминала, состоящего из двух комплексов. Первый предназначен для т.н. «пищевых растительных грузов». Проще говоря, перевалки зерна. Второй комплекс предназначен для работы с контейнерными и контейнерно-рефрижераторными поставками.

Официально заявлено, что выполнение этой задачи потребует инвестиций на сумму более 1.5 млрд рублей. Не так уж много по сравнению с общей цифрой, озвученной вице-премьером — постпредом республики при президенте России Георгием Мурадовым. Он утверждает, что по итогам ПМЭФ-2023 регион получит 200 миллиардов «для создания крупных рекреационных комплексов, промышленных предприятий, строительства жилых комплексов и районов».

Тем не менее, внимание экспертов приковано именно к севастопольскому соглашению. По сути, речь о новых логистических воротах на солнечный полуостров. Или хорошо забытых старых?

Какая конкретно площадка определена под организацию супер-терминала, не уточняется. Однако это «секрет Полишинеля» — то есть, мнимая тайна, на самом деле известная всем. На Северной стороне Севастополя, рядом с районом Инкермана высятся огромные башни зернового терминала «Авлита». Сюда идут железнодорожные пути, здесь есть очень серьезные холодильные мощности. Лучшего варианта попросту не найти.

В украинские времена владельцем ЗАО «Стивидорная компания «Авлита» и ОАО «Морской индустриальный комплекс» (Севастополь) являлась группа «Метинвест» Рината Ахметова. Уже после Крымской весны, в 2015 году его «Авлита» и «Морской индустриальный комплекс» перерегистрировались в российском правовом поле как филиалы украинских предприятий. И вполне благополучно продолжали перевалку крымских зерновых, отправляя товар по традиционным адресам покупателей с Ближнего Востока.

Возможности самой «Авлиты» действительно уникальны. Два глубоководных причала для сухогрузов вместимостью до 80 тыс. тонн, расположенные в Доковой бухте. Это внутренняя акватория Севастопольской гавани. Могучие портальные краны «Gottwald» и «Libherr», шесть подъездных железнодорожных путей. Производительность погрузки на морские суда составляет до 2,1 тыс. тонн в час. «Авлита» способна принимать зерно с автомобильного и железнодорожного транспорта и единовременно хранить 170 тыс. тонн пшеницы.

До введения последних пакетов западных санкций сверхмощный зерновой терминал был задействован по полной. Кроме арабов, работали на черноморские порты материковой части Российской Федерации. Потом «Авлита» начала откровенно тормозить. Дошло до того, что территория заросла сорной травой амброзией.

Сегодняшняя ситуация непонятна. Продал Ринат Ахметов свои севастопольские активы или нет – официальная информация отсутствует. Во всяком случае, зерновые терминалы Севастополя возобновили активную деятельность в апреле 2022 года, и за прошедшее время резко нарастили объемы перевала. Местные жители подтверждают — последние месяцы в самой Доковой бухте наблюдается небывало бурный движ.

Настоящим спектаклем горожане назвали договор с компанией «Морской инжиниринговый технополис «Си Мейкер», подписанный вчера в Санкт-Петербурге. Почти смешно, но уставной капитал данной конторы, зарегистрированной на окраинной севастопольской улице Рыбаков – 100 тысяч рублей. Среднесписочная численность работников составляет «1 человек» — это учредитель и одновременно гендиректор Игорь Рудецкий. Вот он, на фото ПМЭФ-2023 с губернатором Михаилом Развожаевым.

Тем не менее, народ сохраняет оптимизм. Все помнят историю со знаменитым Инкерманским заводом марочных вин, когда-то принадлежавшим днепропетровскому олигарху Валерию Шамотию. Нынешним хозяином Инкермана внезапно стал отставной полковник Советской армии, местный винодел Валерий Захарьин. Мелкий предприниматель, он внезапно приобрел контрольный пакет акций компании Inkerman International AB.

Крымские эксперты называют отставного полковника Захарьина «зиц-председателем». Подлинным бенефициаром считается АО «Банк «Россия» из Санкт-Петербурга.

Ровным счетом никого не удивило, когда питерцы выкупили полный пакет акций завода игристых вин «Новый Свет» на юго-востоке Крыма. Стоимость сделки составила 1.55 млрд рублей. Практически стартовая цена! Документы подписывал лично г-н Ковальчук. Надо думать, ему было приятно от мысли, что шампанское производства «Нового Света», основанного князем Львом Голицыным, считалось собственностью российского императора Николая II. Ну а сегодня Банк «Россия» подписал инвестиционное соглашение с еще одним знаковым предприятием региона — «Севастопольским винодельческим заводом», балансирующим на грани банкротства.

Мало кто сомневается, что после сделки с Inkerman International точно такая же схема будет реализована по гигантскому морскому терминалу Северной стороны Севастополя. Подковерные соглашения считаются чуть ли не главным результатом нынешнего Петербургского форума, проводимого в специфических условиях СВО. Какую «толику малую» получит при этом сам Ринат Ахметов – узнаем очень нескоро.

Илья Сергеев