Нынешний Петербургский международный экономический форум отличается от предыдущих более выраженной ориентацией на азиатское бизнес-партнерство. Причины нам всем хорошо известны, но при этом и западные «деловые партнеры» никуда не делись, и самое главное – повестка форума не выглядит как повестка суверенной державы. Сейчас бы делать все для постановки экономики страны на военные рельсы, и если уж двигать новые технологии, тот же ИИ – то, прежде всего в военной сфере, ведь на западных рубежах враг уже ступил на наши земли, регулярно обстреливает наши села и города, убивает женщин и детей. Но нет – россиянская «элита» РФ исправно двигает «устойчивое развитие» ООН, декарбонизацию, цифровую трансформацию, наднациональную интеграцию и прочие базисы четвертой промреволюции. Полное ощущение, что на ПМЭФ Россия отрабатывает повестку глобалистов в той нише, которую ей отвели – т.е. на евразийском пространстве. А потому главные «звезды» форума – Герман Греф, Сергей Собянин, форсайтщик Дмитрий Песков и прочие лидеры «нашей» клики трансгуманистов, способные использовать в управлении только западные космополитические идеи и стратегии.

Какие на форуме главные акторы – такие у них и дела. Выделим ключевые события ПМЭФ:

— Сбербанк и правительство Москвы заключили соглашение о намерениях по сотрудничеству в сфере устойчивого развития. Документ подписали президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф и мэр Москвы Сергей Собянин:

«Соглашение направлено на развитие региональной повестки в области социальной и экологической ответственности и стандартов управления, внедрение принципов устойчивого развития в стратегическое планирование, формирование и масштабирование лучших практик в этой сфере и распространение полученного опыта в субъектах России.

Также запланирован обмен опытом по вопросам развития практик социальной и экологической ответственности, стандартов управления субъектами России при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, в том числе по вопросам создания индексов, ренкингов и иных систем оценок.

Другие направления работы — улучшение системы подготовки и повышение квалификации работников организаций в области социальной и экологической ответственности, стандартов управления и устойчивого развития, обмен лучшими практиками по обучающим и отраслевым программам в этой области, развитие программ цифровой трансформации и перехода к устойчивому развитию субъектами предпринимательства, проведение мероприятий для повышения информированности бизнес-сообщества о методах контроля экологических показателей при реализации инвестиционных проектов и лучших ESG-практиках».

Если по-русски, то чиновники в Москве теперь получат личный рейтинг (индекс) в зависимости от своей «социальной и экологической ответственности» целям устойчивого развития ООН. И в ту же степь глобалист-западник Греф и Собянин теперь будут трансформировать и федеральное управление. Этой же «философией» глобализма будут промывать мозги всех новых госслужащих цифровая трансформация, «лучшие ESG-практики». Пришлось нам посмотреть, что это значит на русском (у Грефа большие проблемы с выражением мыслей на русском языке): ESG – это «Environment, Social, Governance» («окружающая среда, общество, управление»), чисто западные принципы работы бизнеса, сформулированные экс-генсеком ООН Кофи Аннаном.

Заднеприводный банкстер Греф решил посолировать на форуме и начал изрекать свои любимые экономические откровения на камеры раскрывших рты работников СМИ:

«Российская экономика вообще очень сильно интегрирована в мировую экономику, и перестроить ее в короткий срок невозможно, да и не нужно. Россия производит целый ряд товаров в объеме, который невозможно освоить на внутреннем рынке. Поэтому, конечно же, мы будем оставаться экспортно ориентированной страной», — заключил Греф.

На одной из панелей ПМЭФ состоялся показушный спор Собянина и Грефа о вреде человеку от развитого ИИ:  

«Если искусственный интеллект будет принимать за нас управленческие решения, он скажет: «Слушайте, а че это за людишки тут бегают? Зачем они мне нужны-то? Вообще, для чего они на этой планете? Мусор какой-то», — высказал свои опасения Собянин. По мнению мэра, «люди принимают решение для людей, машина будет принимать решение для машины».

Как он предположил, искусственный интеллект в ответ на вопрос о том, нужно ли повышать пенсионерам пенсию, ответит, что платить им не стоит вообще ничего».

Греф же исполнял роль защитника правильного ИИ и техпрогресса:

«Это, конечно же, не так, потому что все зависит от того, для чего его использовать. Если в качестве главной цели привести «максимизировать бюджет и не потратить его ни на что», наверное, да. А если поставить задачу наиболее справедливого распределения бюджета, лучше искусственного интеллекта это никто не сделает. В этом случае распределение будет честным, поскольку на него не будут влиять ничьи личные предпочтения», — возражал неприкосновенный банкстер.

Естественно, при доллароориентированной сырьевой экономике рубль и дальше будет слабеть, что Греф также озвучил в качестве своего прогноза.

«Рубль зависит от платежного баланса и состояния нашей внешней торговли. От ее объема и от цен на наши ресурсы. Если кризиса не будет, то я думаю, что рубль будет находиться более-менее в сегодняшнем коридоре. Если же, не дай Бог, произойдет существенный мировой кризис и цены на ресурсы упадут, то рубль, конечно, отреагирует. Это, в общем-то, нормальная реакция, сегодня курс – это такой поплавок в экономике, который позволяет ей выживать», — порассуждал Греф.

Ну и конечно же имеющий, по сообщениям ряда СМИ, американское гражданство трансгуманист не мог пройти мимо лоббирования любимой темы: передачи госуправления в «руки» машинному алгоритму:

«Искусственный интеллект мог бы самостоятельно принимать решения, которые связаны с анализом данных, особенно в сфере государственного управления. Вообще все управление строится на двух составляющих. Первое – это управление на основе данных, эта часть управления рациональна. Лучше всего, особенно в госуправлении, отдать принятие решений системам искусственного интеллекта. Искусственный интеллект не понимает, куда и зачем брать взятку, зачем положить это под стол, чтобы это отлежалось, <…> это его сильная сторона. Конечно же, такого рода решения должны быть отданы максимально автоматизированным системам принятия решений».

Будущее будет построено таким образом: люди будут создавать эти самые системы автоматического принятия решений на основе данных, и люди будут оставаться там, где нужно будет определять целеполагание и учитывать социальные, эмоциональные и когнитивные потребности и свойства человека, которые нужны для принятия решения», — повторил Греф установки Клауса Шваба и Ко.

Поставленный в условия отсутствия конкуренции Сбербанк, естественно, чувствует себя предельно вольготно, поэтому на ПМЭФ Греф как мог продвигал западные установки и ценности, заключая договоры с федеральными структурами. Таким примером стало соглашение с Минобрнауки и фондом «Сколково», в рамках которого на венчурном онлайн-хабе SberUnity появится база университетских стартапов, за инвестиции в которые частные инвесторы смогут получить до 50% кешбэка от «Сколково». Если по-русски – Греф вкладывается в университетское предпринимательство, превращая учебные заведения, «храмы знаний и науки» в бизнес-проекты, из которых инвесторы будут выбивать прибыль. И обучение студентов там будет вестись соответствующим образом. Все по форсайт-проекту ЮНЕСКО и ОЭСР «Образование-2030».

Многовато у нас получилось Грефа в обзорном материале о ПМЭФ. Но о чем же говорили на форуме в отсутствие этого персонажа? Да о том же, что больше всего любит Греф. И солировали там все те же персонажи – из «Сколково», АНО «Агентство стратегических инициатив» форсайтщика Пескова, Сбера… Их священная корова – привлечение в Россию западных инвестиций, а не рост внутреннего спроса, не повышение уровня жизни собственного народа. Об этом вещала глава АСИ Светлана Чупшева на панели «Глобальные вызовы как возможности для развития международного сотрудничества»:

«Одна из главных задач АСИ – улучшение инвестиционного климата в стране, выстраивание партнерских отношений с нашими зарубежными коллегами и друзьями. Несмотря на сложные времена для всего бизнеса – санкции, пандемия – мы фиксируем прирост инвестиций в субъекты РФ. У нас половина регионов показали динамику роста. Это значит, что Правительство РФ принимает очень эффективные решения, позволяющие бизнесу минимизировать потери. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить бизнес наших партнеров-предпринимателей.

Глобальные вызовы ставят перед нами такие повестки, как климат, технологическое развитие. Они не уходят с повестки. Еще раз подтверждаем, что готовы к открытому сотрудничеству, диалогу, мы всегда готовы делиться практиками».

Гендиректор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина продолжила линию, которую продвигали на протяжении всего форума – то же самое глобальное объединение вокруг ЦУР ООН, та же оцифровка всех сфер, но в рамках нашего нового евразийского вектора партнерства:

«Еще один тренд сегодня — цифровизация, интернет вещей, искусственный интеллект. Речь не идет о том, что его не будет. Речь о том, насколько он войдет в нашу жизнь… Усиливающийся протекционизм – это тоже не случайные вещи. Нам надо выстраивать свою повестку с учетом всех этих факторов. Что нам нужно для обеспечения экономической состоятельности? Международное сотрудничество – ключевым игроком здесь является бизнес. Государства, наднациональные правительства должны создавать систему условий, в том числе в виде новых международных правил. Стратегическим новым форматом экономического благополучия является формирование транспортного коридора «север-юг». Мы перешли к конкретным действиям по созданию новой логистической связанности – подписаны соглашения с Ираном, с Азербайджаном…»

— На панели «Время Молодых. Случайный успех или кадровый резерв российского бизнеса?» выступили сыновья руководителей Администрации президента – Вайно и Кириенко. Их успех тоже предлагается считать случайным, простите?

— Пафосной была презентация оставшимися в строю членами ныне серой и безликой ЛДПР «нейросети» Жириновский, пытавшейся выдавать анализ событий, на основе заложенных в нее мыслей и высказываний покойного шок-политика. Выглядело все это смешно и нелепо, но народ хотя бы развлекся. Вообще это было конечно более пристойно, чем глазеть на Ксении Собчак и Даню Милохина, делавшими пиар ПМЭФ ранее.

— Также на форуме предложили создать рынок обращения углеродных единиц – в рамках «экологического перехода» — еще одного столпа идеологии глобалистов.

«У нас в законодательстве есть даже не пробелы, а парадоксы, которые не позволяют правильно использовать углеродные единицы для декарбонизации и развития безуглеродной генерации», — заявил замгендиректора по проектному инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро» Сергей Мачехин.

«Мы привлекали и привлекаем до сих пор международную экспертизу прежде всего для верификации своей продукции, во-вторых, для выработки новых новаторских подходов. В целом, симбиоз всех усилий привел к тому, что мы сегодня, по крайней мере в нашем секторе экономики, одни из первых можем посчитать углеродный след нашей продукции. <…> Если мы хотим завоевывать рынки и по-прежнему продавать нашу продукцию во внешнем мире, то придется заниматься снижением углеродного следа и климатической повесткой. <…> Россия может быть лидером в части углеродного перехода», — присоединился председатель комитета по стратегии и устойчивому развитию совета директоров холдинга «ФосАгро» Александр Шарабайко.

Так что личный рейтинг каждого человека и компании в зависимости от сэкономленных единиц углерода (как его считает сегодня, к примеру, сайт «Авито») такими темпами – уже не за горами.

— Еще один важный тезис ПМЭФ-2023: национальный суверенитет – не препятствие для интеграции.

«Значение национального суверенитета переоценить невозможно, но важно, чтобы национальный суверенитет не становился никогда препятствием для интеграционной работы», — заявил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.

«Есть вопросы цифровой трансформации. Здесь пока есть над чем работать. Даже с точки зрения выработки единых подходов и стандартов. Но при этом у нас есть лидеры цифровизации – и Российская Федерация, и Республика Казахстан, и Республика Армения являются очень серьезно продвинутыми государствами в сфере цифровизации. Мы подтянем всех наших партнеров и поделимся с ними нашими технологиями и решениями с удовольствием», — тут же вышел с цифровой швабовской повесткой замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.

Пожалуй, единственном светлым пятном в этом море вещающих об «устойчивом развитии» говорящих голов был член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, IT-эксперт Игорь Ашманов, отметивший, что в России есть все для импортозамещения в сфере разработок программного обеспечения и других IT-продуктов – надо только этим заниматься:

«Цифровой суверенитет – это, прежде всего, отсутствие вторичности, мы не должны постоянно все копировать за противником. Так нас просто загонят в статус цифровой колонии. Нам надо заниматься военными технологиями ИИ, прежде всего, а не копировать массовые технологии идентификации людей, например.

Все должны понимать, что идет война, что старого мира не будет. Больше не надо вестись на то, что нам там предлагают, потому что наш путь не такой, как у них. Нам конечно не нужна цифровая диктатура, нам нужна альтернативная, разумная цифровизация с учетом интересов общества и граждан. Надеюсь, мы скоро рассмотрим и примем цифровой кодекс, над которым сейчас активно работаем», — отметил Ашманов в ходе сессии «Цифровая диктатура vs цифровой суверенитет: проблемы, риск, возможности».

Эх, если бы большинство участников ПМЭФ мыслили подобным образом – из мероприятия, вероятно, и вышел бы толк. А пока оно остается пафосным многомиллиардным шоу с эскортницами и заверениями нашего бизнеса о «мире, дружбе и жвачке» под желание снова слиться в экстазе с «дорогими западными партнерами». И еще, как отмечалось выше, форум продолжает нести повестку глобалистов, только в более ограниченном пространстве, которое пытается «интегрировать» наша олигархическая «элита». Но со Сбером, Сколково и АСИ, с Грефом, Собяниным и Песковым говорить о нашем торжестве в цивилизационной войне, увы, не приходится.

РИА Катюша