Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ-2023, сообщил, что России нужно проводить проактивную экономическую политику, строить «экономику предложения». Дословно: «Ключевая, стратегическая, системная задача и сегодня и на перспективу не в том, чтобы компенсировать спад ВВП или заместить иностранные компании, которые избавили нас от своего присутствия на нашем рынке. И уж точно не в том, чтобы переждать якобы временные колебания глобальной экономики. Я уже говорил и хочу повторить еще раз — изменения в мире во всех его сферах носят кардинальный, глубинный и необратимый характер. В этих условиях необходимо двигаться только вперед. А это значит, что нам нужна проактивная экономическая политика, которая может строиться и реализовываться в тесной связке с представителями делового сообщества, с нашими предпринимателями«, — подчеркнул он.

«По сути, речь идет о переходе на качественно новый уровень развития, о суверенной экономике, которая не только реагирует на рыночную конъюнктуру и учитывает спрос, а сама его формирует, этот спрос. Такая экономика — ее часто называют «экономикой предложения» — предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий, создание новых современных индустриальных мощностей и целых отраслей, в том числе по всем направлениям, где мы не проявили еще себя должным образом, но возможности для этого — научные, творческие — у нас для этого имеются», — заявил Путин.

Что же такое «экономика предложения» / supply-side economics? Это либеральная экономическая теория, разработанная Робертом Манделлой и Артуром Лаффером в 70-х годах прошлого века. Согласно с их измышлениями, для борьбы с инфляцией необходимо увеличить предложение товаров, а чтобы стимулировать их производство необходимо увеличить капиталовложения и снизить налоги. Теория абсолютно либеральная, она на самом деле полностью  исключает государственное регулирование экономических процессов, и нивелирует все зачатки плановой экономики, без которой Нам не победить в СВО. Вот такие они, ориентиры экономического блока нашего правительства и председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Не зря она давеча выдала две ключевых сентенции, о том, что России необходима новая приватизация и ей не нужна плановая экономика. Эту эскападу поддержал помощник президента Максим Орешкин, который также высказался за распродажу государственных активов. Именно это имел ввиду Путин, говоря о необходимости развития российского фондового рынка – инструмента, который легко через «прокладки» повернуть против развития экономики страны, дав возможность западному акционерному капиталу снова вернуться на наш рынок. Можно констатировать, что в докладе главы государства явно прослеживается рука Орешкина.

Его же влияние показывают и приведенные цифры радостного снижения инфляции и экономического роста в период СВО и комплексных санкций. Все дело в том, что Росстат за последние годы несколько раз менял систему подсчетов, чтобы порадовать высшее руководство страны. Любой человек, который ходит в магазин за продуктами, знает, что например ценники на молоко и яйца выросли с начала СВО не менее, чем в два раза, а это как раз 200%, а не 2,9%. Однако именно цифры помогли президенту порадовать экономическую тусовку. «Сегодня, уважаемые коллеги, дамы и господа, друзья, можно уверенно сказать: стратегия, выбранная тогда и государством, и бизнесом России, сработала. Позитивные макроэкономические тенденции набирают обороты и силу».  Бывшее ведомство Орешкина утверждает, что только в апреле 2023 года валовый внутренний продукт (ВВП) вырос на 3,3% год к году, а по итогам года он добавит еще более процента. Объём выпуска в обрабатывающих отраслях за январь – апрель превысил прошлогодние значения на 2,9%. По мнению, которое озвучил президент, добиться этого «счастья» стало возможно из-за того, что госруководство «дало бизнесу точку опоры, укрепило доверие к проводимой политике, основанной на незыблемости фундаментальных рыночных институтов, свободы предпринимательства и гарантий защиты собственности». Все это Путин назвал «ценностными подходами», которые были сформированы на ПМЭФ-2022, которые дали «реальные результаты». Вот, в чем они заключаются:

  1. «Мы сохранили ответственную, сбалансированную бюджетную и денежно-кредитную политику. Их эффективная комбинация позволила выйти на минимальные значения безработицы, а также инфляции, которая сейчас в России ниже, чем во многих западных странах – и в еврозоне, и в других регионах, и близка к историческому минимуму: составляет 2,9%. Безработица – 3,3%».
  2. «Финансовые возможности государства позволяют держать уверенный курс на обеспечение социальной справедливости, на сокращение бедности и неравенства. Такой акцент стал важным фактором успешного преодоления проблем прошлого года».
  3. «Упор на развитие частной инициативы. В прошлом году нам пророчили, что под давлением санкций Россия вернётся к закрытой, административно-командной экономике. Но мы, как вы знаете, выбрали путь расширения свободы предпринимательства».
  4. «Важным фактором роста инвестиционной активности стало снятие цифровых ограничений, опережающее развитие транспортной, логистический сети, другой инфраструктуры».
  5. «Курс на открытость экономики наш пятый важнейший принцип. Несмотря на все трудности прошлого года, мы не свернули на путь самоизоляции. Наоборот, расширили контакты с надёжными, ответственными партнёрами в странах и регионах, которые сегодня выступают локомотивами, драйверами мировой экономики».

По мнению президента РФ, реализация этих принципов, озвученных год назад, показала, что «здравый смысл, энергия бизнеса, объективные рыночные законы работают сильнее, чем текущая политическая конъюнктура. Это говорит о том, что уродливая, по своей сути неоколониальная международная система прекратила существование, а многополярный мировой порядок, напротив, укрепляется». Жаль, что об этом так и не узнают «непартнеры» из недружественных стран. У них совсем другая картинка Нового дивного мира, который вообще не предусматривает государственного суверенитета.

Были приведены и цифры показывающие рост внешней торговли России. В целом за январь – апрель она оказалась год к году в плюсе на $22,6 млрд. При этом за весь 2022 год профицит текущего счёта составил $233 млрд. Эти деньги глава государства предложил использовать для дела, но дал поручение все той же группе товарищей, мечтающих о новой приватизации: «Прошу Правительство и Банк России представить конкретные предложения, как за счёт средств, поступающих в нашу страну от высокого экспорта, стимулировать инвестиции, расширить вложение средств в крупные, системно значимые проекты в инфраструктуре, логистике, в территориальном развитии». Ситуация с большой долей вероятности будет развиваться именно через приватизацию 2.0. Деньги, полученные от внешней торговли через контролируемые либеральной прослойкой в правительстве банки будут направлены на закупку предложенной к продаже части госсобственности через близкие фирмы, а затем будут возвращены в те же финансовые институты с первой прибыли. А у кого-то появится немаленький «свечной заводик».

Президент подчеркнул еще один заглавный момент, который определяет будущую судьбу нашей страны. «Россия в свою очередь была и будет вовлечена в мировую экономику». Для этого:

  1. «Мы уже кардинально упростили регулирование внешней торговли, в разы уменьшили штрафы за нарушение валютного законодательства и, обращаю внимание, полностью убрали их в случае внешних недружественных действий. Кстати, этот мораторий будет продлён на следующий, 2024 год».
  2. «Предлагаю объявить амнистию для бизнеса по вынужденным валютным нарушениям, допущенным в период действия моратория».
  3. «Мы ввели ускоренное возмещение НДС по экспорту – теперь это восемь дней вместо трёх месяцев».
  4. «Вместе с зарубежными партнёрами готовим новые механизмы трансграничных расчётов, в том числе предельно упростим открытие в России банковского счёта для иностранных компаний».
  5. «Заметный прогресс в использовании национальных валют во внешней торговле – это отдельная большая тема. Активно развиваем торговлю в национальных валютах и с другими государствами. В приоритете – ближайшие соседи, а также страны БРИКС и ШОС».

Все это – инструменты «экономики предложения», которая теперь станет частью новой мантры либералов в правительстве и АП. И в этом нет никаких сомнений, ведь «работа этих инструментов рассчитана в долгую, мы продлим её до 2030 года». Знакомая дата, не правда ли?

 

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»