Минобороны как специальноподгадалио и на фоне попыток украинского прорыва и битвы на юге ДНР сообщилио о приказе по переводу всех добровольческих соединений под свое крыло. Все их бойцы обязаны до 1 июля подписать контракт с министерством. Притом вообще не ясно, на каких условиях – текста приказа никто не видел. Зато слухов вокруг него уже масса – добровольцы не понимают, с кем будут воевать бок о бок. Кто ими будет командовать и куда перебросят. «Вагнера» уже устроили «бунт», заявив об отказе подписывать бумаги с ведомством, остальные пока не бунтуют, но не знают, готовы ли идти под крыло Шойгу и Герасимова. Зачем МО надо было начинать «войну» с добровольцами и как они будут их заставлять, чтобы те не ушли и не обрушили фронт, пока решительно непонятно.

Новость о том,что министром обороны неожиданно, после полутора лет СВО, был подписан приказ, предписывающий добровольческим отрядам, которых насчитали уже более сорока, до 1 июля подписать контракты с Минобороны, взорвала российскую сеть. Притом пришла она в самый неподходящий момент, когда противник вышел на «финишную прямую» своего наступления и на южном направлении идет форменная мясорубка.

«В целях повышения эффективности применения добровольческих формирований в составе Объединенной группировки войск, Министром обороны Российской Федерации подписан приказ, которым определен порядок организации служебной деятельности добровольческих организаций.

 Документом определено подписание добровольческими отрядами до 1 июля этого года контрактов с Министерством обороны Российской Федерации, это придаст добровольческим формированиям необходимый правовой статус, создаст единые подходы к организации всестороннего обеспечения и выполнения ими задач.

«Приказ предоставляет право всем добровольцам, заключать индивидуальные контракты или с добровольческими отрядами, или с Министерством обороны в качестве военнослужащих по контракту. Заключение гражданами контрактов с государством – это, прежде всего, распространение на них, а также на членов их семей установленных государством мер социальной защиты и поддержки.

Таким образом, приказ расширяет возможности комплектования подразделений Объединенной группировки войск как военнослужащими, так и добровольцами, совместного применения воинских подразделений и добровольческих организаций», – отметил заместитель Министра обороны РФ.

Он добавил, что «данные меры позволят повысить боевые возможности и эффективность применения Вооруженных Сил и в их составе добровольческих отрядов»», — сообщает официальный тг-канал Минобороны РФ.

Правда, кроме данного заявления больше о нем ничего не известно. На данный момент текст приказа отсутствует на официальном сайте Минобороны и где-либо еще. Впрочем, для военного ведомства с высокой степенью секретности – это нормально.

Ненормально здесь то, что сказав «А» там опять забыли про «Б» и больше не дали никаких пояснений касательно заявления заместителя министра обороны РФ Николая Панкова. В итоге не ясно, что в тексте данного приказа, кто под него попадает, на каких условиях и существует ли он вообще в природе или только на стадии подготовки и обсуждения. И что хуже всего – это заявление было сделано во время наступления врага на юге и обстрелов Белгородской области, когда на добровольцах держится немалая доля фронта и меньше всего им сейчас нужно обсуждать нововведения и задаваться вопросом: «Что будет завтра». А этот вопрос, с учетом уже разразившихся дискуссий и отказа подписывать соглашения со стороны «Вагнера» так или иначе, а появится.

Впрочем, зная, как «трепетно» относятся в Минобороне к информационной политике, этому мы удивились меньше всего. Искать здесь злой умысел бесполезно, просто никто не подумал, как отреагируют бойцы добровольческих соединений, а их у нас за 40, наподобный приказ. Хотя стоило бы. Как стоило бы подумать о конкретных людях и причинах, почему они ушли в добровольческие соединения, а не просто подписали контракт с Министерством.

Первыми сорвались, как и ожидалось, «Вагнера» – их конфликт с руководством Минобороны идет уже не первый месяц с переменным успехом и после такого захода все известные командиры ЧВК дружно выложили в сеть пост с едким замечанием Пригожина.  Сам Пригожин подтвердил, что никаких контрактов с нынешним руководством ведомства его люди подписывать не собираются.

Разумеется, сама по себе потеря штурмовиков «Вагнеров» пусть и не критична, но серьезна, особенно если российское руководство намерено после отражения наступления переходить в атаку. Но еще хуже обстоит дело с попыткой поставить вообще всех «на контракт». Налицо отсутствие понимания руководством инистерства мотивов людей.

Что будет, если к 1 июля потребуют либо подписать, либо уйти казаков из бригады «Дон»? Парни не просто долгое время защищали херсонское направление, но и шли туда вместе с друзьями, под командование знакомых им людей, которым доверяют и попытка их «нагнуть» может привести к пусть и не таким громким, но не менее болезненным последствиям. Кем будут затыкать дыры на Херсонском направлении, если уйдут казаки?

Аналогичная ситуация и со всеми остальными, где сражались давно спаянные коллективы под командованием их товарищей. Готовы ли генералы не просто раздавать приказы налево и направо, а учитывать мнения этих командиров? Именно это сейчас беспокоит бойцов – кто их будет отправлять в бой и с кем. И формулировка «данные меры позволят повысить боевые возможности и эффективность применения Вооруженных Сил и в их составе добровольческих отрядов» мужиков скорей напрягает.

Что будет делать Минобороны, когда они откажутся подписывать сейчас не может сказать никто. Заставить под дулом автомата их не смогут – они сами при оружии. Уговорить и объяснить? Вот это точно не про наше оборонное ведомство.

Отдельно стоит сказать про отряды самообороны или народного ополчения в прифронтовых регионах. В Крыму уже создан ЧВК «Конвой». Есть свои полки в Белгородской и Курской областях. Одно из самых обсуждаемых новостей среди их бойцов — на каких условиях им предложат контракты? Не получится ли, что тероборону отправят в ЛДНР, оставив их семьи без прикрытия и защиты? Кому они перейдут в подчинение?

В общем, касательно данного приказа вопросов гораздо больше, чем ответов. Точней, ответов нет вообще. Понятно, что рано или поздно надо вводить единоначалие. Но беда в том, что в данный момент, особенно при противостоянии руководства МО и «Вагнеров», да и мягко говоря не популярных среди добровольцев верхах министерства, подобный прямой подход на уровне удара ломом, может не увеличить эффективность, а добавить проблем, которых в армии и так не мало.

Что еще важней – свои «реформы» Минобороны затеяли в решающий момент войны, когда меньше всего нужно выяснение, кто важней, круче и главнее. Сейчас надо выстоять. Выстоять всем вместе. А потом уже стоит думать, как армия будет выглядеть дальше и на каких ролях будут ее структурах добровольческие отряды и бойцы теробороны. Да и будут ли?

РИА Катюша