Спустя пятнадцать месяцев с начала СВО украинские боевики в союзе с неовласовцами из так называемого «Русского добровольческого корпуса» (запрещённая в России террористическая и экстремистская организация) и польскими наёмниками совершают набеги на российские территории. Польский сапог атакует пограничье и топчет Белгородчину, конвоирует пленных русских бойцов, активно воюет на новых российских территориях — в Донбассе и Запорожской области.

Польские наёмники принимали участие в боевых действиях против ополчения ЛДНР практически с первых месяцев войны с 2014 года: не было ни одного участка фронта, где бы они отсутствовали. Польская речь постоянно слышалась в радиоперехватах, пока ВСУ не перешли на шифрованные каналы связи, о поляках в своих рядах постоянно рассказывали украинские вояки. Некоторых поляков даже брали в плен, как, например, Кшиштофа Мушака. Этот боевик был снайпером в составе нацбата «Азов» (запрещён в РФ как террористическая организация), получил ранение в Мариуполе, попал в плен, затем был обменян. После возврата из плена Кшиштоф Мушак занялся вербовкой новых наёмников в Польше.

Кшиштоф Мушак

Но появление добровольческого польского корпуса (Polski Korpus Ochotniczy), подчинённого минобороны Украины, стало знаковым событием для военно-политической спайки двух стран – ярых ненавистниц России. Польский добровольческий корпус (ПДК) был сформирован в Киеве в феврале 2023 года из ветеранов польской армии и спецназа. Подробности рассказал репортёр польского издания Onet Wiadomości. В хвалебной статье заявлялось, что ПДК – это элитное подразделение, которое не входит в состав уже существующего Интернационального легиона, где уже служат наёмники из разных стран, а непосредственно подчиняется министерству обороны Украины. Также издание сообщило, что приём в ПДК закрыт для тех, у кого отсутствует требуемая военная подготовка и есть проблемы с алкоголем и наркотиками. Основными задачами нового польского формирования заявлены диверсии и разведка. Специально для ПДК были созданы штаб-квартира, которая функционирует в условиях секретности, и база подготовки и дислоцирования в Киевской области. «В одной из гостиниц Киева я присутствовал на учредительном собрании Польского добровольческого корпуса, — рассказал журналист издания Марчин Вырвал. — Поляки составят основу специального подразделения, выполняющего разведывательные и диверсионные операции. Кроме организатора польского подразделения и нескольких наших добровольцев, на собрании присутствовали представитель министерства обороны Украины и командир Русского добровольческого корпуса». Далее автор сообщает, что отряд уже ведёт подготовку к проведению операций, поляки получили от представителя украинского минобороны воинские книжки, происходит окончательное оформление части, планируется создать вербовочный центр в Польше. Прямым текстом заявляется, что фактически Киев легализовал польских военных в составе ВСУ.

Любопытно и символично, что в нашивках и знаках отличия польские диверсанты и террористы из ПДК используют эмблемы отряда «Гусары эскадрона смерти». Сто лет назад, в 1920-ом году, польский отряд с таким названием во главе с лейтенантом Юзефом Сила-Новицким воевал с Красной армией. «Гусары смерти» прославились своими карательными функциями, участием в убийствах русских военнопленных, в расправах над поляками, обвиненными в дезертирстве. Эскадрон состоял из отъявленных головорезов, которые кичились своей репутацией безжалостных убийц и девизом «Никогда не берём пленных». В рейды и в бои шли со словами «Еще Польша не погибла». После окончания советско-польской войны «Гусар смерти» отправили в так называемые «войска Центральной Литвы». По сути дела, речь шла о захвате поляками части литовских территорий, включая Вильнюс. Там Юзеф Сила-Новицкий поскандалил с вышестоящим командованием и исчез. По одной версии, он умер в тюрьме, по другой, его расстреляли за неповиновение. Вскоре польские гусары были полностью разбиты Красной Армией. Сейчас современные «польские эскадроны смерти» — боевики ПДК решили наступить на те же грабли истории.

Дамиан Дуда, польский наемник, рассказал, что «Польский добровольческий корпус» выполняет задачи, поставленные Главным управлением разведки Министерства обороны Украины. Действуя вместе с украинцами и литовцами в районе Бахмута (Артёмовска), поляки понесли большие потери, и теперь Дуда приехал в Польшу вербовать подкрепление. По словам Дуды, поляки были задействованы не только в Бахмуте, но и практически на всех направлениях. Это подтверждается и заявлениями Евгения Пригожина, главы ЧВК «Вагнер», о боях в конце апреля в Бахмуте: «Хорошо обученные вражеские подразделения сейчас перебрасываются в Бахмут. Весь день звучит польская речь. Хотя раньше я говорил, что наемников было немного, теперь их стало много». Также ВСУ при поддержке польских наемников пытались прорвать линию соприкосновения в Запорожской области. Об этом заявил член главного совета администрации региона Владимир Рогов: «Боевики ВСУ разведкой боем предприняли попытку прорыва на Запорожском фронте в районе Времевьского выступа. Помимо регулярных частей боевиков ВСУ, в атаке приняли участие польские наемники. Благодаря обороне наших бойцов, артиллерии и минометному огню, враг понес потери, и откинут с занятых позиций».

Украинские вояки и их подельники из других «добровольческих легионов» также расточают похвалы полякам: «Наши соратники из Польши уже много месяцев сражаются плечом к плечу с нами. Мы уже успели провести совместно ряд военных и диверсионных операций на Ореховском, Запорожском и Бахмутском направлениях. Парни отлично проявили себя и показали высокий уровень мотивации и подготовки».

А затем ПДК вместе с неовласовцами и при поддержке украинских подразделений, артиллерии, танков Т-72 и вертолётов Ми-8 ВСУ приняли участие в рейде на Белгородскую область. Свои действия поляки подкрепили фото, видео и отчетом в соцсетях. Заодно боевики ПДК на своих фото с территории КПП Грайворон в Белгородской области «засветили» американскую технику — бронемашины «Хамви». Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков подтвердил присутствии лиц польской национальности в рядах диверсионно-разведывательной группы, которая зашла на территорию Грайворонского округа. Ему об этом сообщила жена убитого диверсантами выстрелом в голову представителя белгородской самообороны, которую поляки держали в заложниках. «Все задают нам один вопрос, принимали ли мы участие в операции в Белгородской области. Ответ однозначный: конечно да», — заявили польские наемники. Примечательно, что спустя несколько часов одно из видео набега поляков на российскую территорию и кичливое заявление были удалены. Однако его успели распространить многие польские издания с кричащим заголовком «Сенсация!». А потом появилось оправдание, будто бойцы ПДК «лишь обеспечивали конвоирование пленных, военную и медицинскую логистику и это происходило только в пределах границ Украины, а теперь они вновь направляются под Бахмут».

Последовала и официальная реакция Польши на диверсионный рейд своих граждан на территорию России. Бойцы «Польского добровольческого корпуса», принимающие участие в боевых действиях на стороне Украины, не имеют отношения к властям Польши, заявил пресс-секретарь министра спецслужб страны Станислав Жарин: «Польский добровольческий корпус» никоим образом не связан с польскими вооруженными силами. Деятельность польских добровольцев, поддерживающих Украину в конфликте с Россией, не следует отождествлять с властями Республики Польша».

Иезуитская политика Польши заключается в том, чтобы идти русофобским курсом, оскорблять Россию и одновременно отрицать своё участие в боевых действиях на стороне Украины. С началом спецоперации антироссийская риторика и политика поляков достигла наивысшего градуса ненависти. Дипломаты, депутаты, чиновники разных уровней как будто соревнуются, кто из них может эффектнее унизить Россию. Среди всех стран Запада самую агрессивную публичную антироссийскую позицию демонстрирует именно Польша, в этом она опережает даже таких традиционных русофобов, как власти Прибалтики. Именно Польшу в Европе называют самым озлобленным противником России. Варшава открыто призывает к расчленению России на отдельные государства, на государственном уровне заявляет: «Распад России — это то, чего хотят все страны», а премьер-министр Матеуш Моравецкий считает, что единственный путь для Запада — это «борьба с Москвой до победного конца». А в начале спецоперации президент Польши Анджей Дуда и министр обороны Мариуш Блащак официально призвали поляков вступить в ряды наемников и сражаться на стороне киевского режима.

По мнению экспертов, признать на государственном уровне, что польские военные в качестве добровольцев не только массово присутствуют на Украине, но и совершают теракты в России, — означает подтвердить участие в ведении боевых действий на территории другой страны. К открытому противостоянию Варшава пока не готова.

Однако все действия Польши свидетельствуют о плотной вовлеченности этой страны в конфликт. Не случайно Польша занимает первое место как по количеству прибывших на Украину наёмников и добровольцев, так и по количеству потерь. По данным польского издания Niezależny Dziennik Polityczny, в районе города Ольштын на севере Польши власти организовали новое кладбище, предназначенное для захоронения погибших на Украине граждан страны. Кладбище устроено по так называемому «американскому типу»: зеленый газон со столбиками одинаковых мемориальных досок. Такое решение принято из-за большого количества погибших. В Ольштыне расположена 16-я механизированная бригада войска Польского, часть военнослужащих которой отправилась воевать против российской армии на Украину. Как сообщают местные власти, похоронные церемонии польских военнослужащих, которых доставляют с территории соседней Украины, происходят почти каждый день. Для них и создали отдельное кладбище на 1700 мест с перспективой расширения. В польской прессе пришли к выводу, что общее количество погибших на Украине граждан страны составляет от 3 до 5 тысяч, а в составе ВСУ воюет около 15 000 поляков. Благодаря упрощенной схеме пребывания граждан Польши на территории Украины приток наёмников в ВСУ может быть бесконечным.

Пока нет доказательств, что Польский добровольческий корпус напрямую финансируется польским правительством или фондами, аффилированными с ним, но о деятельности своих боевиков они в курсе и покровительствуют им. Например, убитых на Украине поляков на родине хоронят со всеми почестями. Польские власти проводят агитацию среди жителей страны, призывая их воевать на стороне Украины, пишет Niezależny Dziennik Polityczny. Жители страны получают SMS-сообщения и электронные письма с призывом записываться в добровольческий корпус. Некоторые поляки считают, что Варшава в любой момент может скатиться к прямому участию в противостоянии. Участие ПДК в рейде на Белгородскую область – это тревожный звонок в пользу этой версии.

Антон Дольский