Обещанное Киевом весеннее контрнаступление как-то не заладилось, даже почва уже просохла, а его все нет. Менее чем через две недели оно плавно перейдет в летнее, а три подготовленных корпуса ВСУ все никак не появятся на линии фронта.

Нужно отметить, что основной ударной силой любого контрнаступления являются танки и другая бронетехника. Поэтому необходимо выяснить, сколько такой техники хотя бы приблизительно имеется у украинской армии, чтобы делать какие-то выводы о потенциальных возможностях противника.

По многочисленным видеороликам с мест боевых действий можно сделать вывод о том, что потери бронетехники у ВСУ достаточно высоки. По данным Международного института стратегических исследований (IISS), к началу российской СВО в ВСУ числились 858 (в других источниках — свыше 900) танков, плюс еще 1132 танка на хранении, а также в строю была 2451 единица другой бронетехники (разведывательных бронемашин – 547, БМП – 1212, ББМ, БМД, БТР, MRAP и прочих образцов разных моделей – 692), с неизвестным количеством реально имеющимся на хранении и их техническом состоянии.

При этом по сведениям замглавы Минобороны Украины Дениса Шарапова и отвечающего за логистику ВСУ бригадного генерала Владимира Карпенко, за период с конца февраля по середину июня 2022 года были потеряны 1,3 тыс. БМП, 400 танков и 700 артсистем украинской армии. Безвозвратные потери бронетехники в ходе интенсивных боевых действий достигали 30-40%, а иногда и 50%.

Таким образом, за неполные четыре месяца СВО украинская армия лишилась значительной части бронетехники. Причем с середины июня 2022 года по конец мая 2023 года ожесточение на ЛБС не снижалось. В связи с этим можно сделать предположение, что за это время ВСУ безвозвратно потеряли не меньшее количество бронетехники, включая танки.

Частично потери компенсировались восстановлением техники, снятой с хранения, выпуском новой и ремонтом старой предприятиями «Укроборонпрома» (количество неизвестно), но основную лепту, без сомнения, внесли западные поставки. В 2022 году Польша передала Украине 240 танков T-72A/T-72M1/M1R, еще 17 единиц T-72 поступило из Чехии и 28 единиц M-55S (T-55) из Словении. Всего Киеву было поставлено в прошлом году 285 тяжелых боевых машин, а за неполные 5 месяцев 2023 года – еще 229 танка, включая западные образцы. Получается, что ВСУ, даже без учета новых потерь, не смогли довести количество танков до того уровня, который был у украинской армии до начала российской СВО.

Что касается другой бронетехники, то в 2022 году ВСУ получили 432 БМП (в основном БМП-1 и М113). Этого количества оказалось крайне недостаточно и привело к использованию вместо дефицитной техники MRAP и легких бронемашин. Поставки в 2023 году также указывают на то, что оснащенность ВСУ вряд ли достигла уровня полуторагодичной давности.

Источник