ФОТО: SCHERL/GLOBALLООKPRESS

Одно из самых загадочных событий Второй мировой войны началось 30 апреля в городке Деммин и завершилось после 2 мая 1945 года. В случившемся сейчас обвиняют Красную армию. О том, что на самом произошло в германском городе Деммин, читайте в материале Царьграда.

Не только в ГДР, но и в ФРГ долгое время молчали об этой трагической истории. Однако в связи с активно проводимой Берлином политикой демонизации России о Деммине заговорили громко.

Обломки правды в море лжи

Массовое самоубийство населения Деммина в 1945 году валят на «зверства красноармейцев», которым якобы разрешили три дня грабить город. Русские, дескать, перепились, всё разграбили, всё сожгли и всех изнасиловали – независимо от возраста. После чего немцы решили свести счёты с жизнью. Этот лживый нарратив стала внедрять в массовое сознание немецкая и украинская пропаганда.

Что сразу бросается в глаза? Правдивым является только то, что 80% города сгорело, хотя в нём не было боев, и это произошло, прежде всего, вследствие поджогов. Да, этим иногда грешили красноармейцы. Это засвидетельствовал в своих мемуарах фронтовой генерал Иван Серов – замглавы НКВД, будущий глава КГБ и ГРУ. Он запретил практику поджогов пустых домов. Ею занимались по своей инициативе солдаты, мстившие немцам за сожжённые ими советские города и деревни, гибель близких, унижения и издевательства. Но это делали и сами немцы – чтобы никому не досталось.

Не будем отрицать и отдельные случаи изнасилований, о чём Царьград честно писал и раньше. Всё остальное в формирующемся вокруг Деммина антирусском мифе, где немецкие неонацисты по традиции проведут 8 мая свой «Траурный марш», – откровенная ложь.

Откуда взялась «первая волна»

Начнём с того, что массовое самоубийство в Деммине, по свидетельствам очевидцев, состояло из двух волн. Всё началось ещё до прихода Красной армии, которая полностью заняла город 1 мая. Жители стали массово кончать с собой 30 апреля – причём заводилами выступали обычно женщины. Потому что в этот день немцам объявили по радио, что страшные русские довели до самоубийства их обожаемого, «женатого на Германии» фюрера.

Это и стало триггером массового психоза. Уход кумира многие немцы не смогли пережить. Они не мыслили жизни без Гитлера. Суициды были зафиксированы во всех районах Германии. По официальным данным, свели счёты с жизнью 100 тысяч человек. В том числе и там, где и близко не было советских войск. Ну а в Деммине, где большинство населения поддерживало нацистов и их программу, этот феномен проявился особенно остро.

Во-вторых, чувствуя за собой вину за развязанную войну и зверства в СССР, и внутренне признавая право противника на месть, немцы не ждали снисхождения. Они были запуганы нацистской пропагандой, которая рисовала русских зверями, в руки которых нельзя попадать. Самоубийство в Третьем рейхе пропагандировалось как героический поступок. Деммин был увешан плакатами, на которых красноармейцы убивали немецких детей. Газеты писали, что всех немок большевики превратят в «казарменных проституток», всех изнасилуют, включая старух и монахинь.

Гитлер мёртв, а мы все будем влачить на себе тот груз, который он на нас взвалил. Бог отвернулся от нас,

– написала в своём дневнике жительница Деммина Лора Вальб. С таким настроением не хотелось жить.

В-третьих, заполонившие Деммин беженцы из уже потерянных районов Германии рассказывали жуткие истории. Они являлись слухами и авторитетно «подтверждали» пугалки нацистов. В этой связи вспоминается истерика одной подпавшей под украинскую пропаганду женщины. Она на полном серьёзе рассказывала, как русские солдаты бегали в киевском метро и насиловали женщин. И возмущалась, что ей не верят. Но ведь наших войск в Киеве не было. Ну и что! Ей же рассказывали об этом сами киевляне. Они-то «знают»!

Трагедия, которой не должно было случиться

Никакого погрома в Деммине не могло быть. Маршал Константин Рокоссовский (чьи войска взяли город) ещё в Восточной Пруссии издал приказ №006. В нём говорилось, что чувство ненависти к врагу должно проявляться только во время боя. Виновным в расширительной трактовке этого чувства угрожало суровое наказание за грабежи, кражи, насилия, поджоги и бессмысленное разрушение зданий. На момент занятия Деммина существовала появившаяся по инициативе Сталина Директива Ставки с требованием изменить отношение к немецкому населению, чтобы «снизить упорство немцев в обороне». Виновным грозил расстрел.

В Восточной Пруссии бывало всякое. Там советский солдат впервые вступил на землю, откуда в его страну пришла страшная беда, и был преисполнен мести. Плюс невиданная ожесточённость боёв, чудовищные потери.

Вот основные причины, почему немцев выживали из будущей Калининградской области. То же самое происходило с немецким населением – миллионами немцев! – в районах поверженного рейха, которые отходили Польше, Чехословакии, Югославии. И никакие советские солдаты в этом не замарались – только местные.

Так вот: ни одного из этих трёх условий потенциально жестокого отношения к мирному немецкому населению в Деммине не было. Но массовое самоубийство было. Откуда же тогда взялась «вторая волна»?

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ САВАН В ЦЕРКВИ ДЕММИНА В ПАМЯТЬ О ЖЕРТВАХ МАССОВОГО САМОУБИЙСТВА 1945 Г. ФОТО: BERND WÜSTNECK/DPA/GLOBAL LOOK PRESS

Город превратили в ловушку

Давайте разбираться. Сами нацистские власти, полиция, вермахт и части СС драпанули из города, в котором было примерно 16 тысяч находящегося на грани помешательства гражданского населения: взорвали мосты, превратив город в ловушку. Если бы осталась хотя бы полиция, как это произошло в ряде восточногерманских городов, она бы продолжала следить за порядком и при советском коменданте.

Сохранились свидетельства очевидцев. Когда в полдень 30 апреля 1945 года к Деммину подошли передовые части 65-армии и 1-го гвардейского танкового корпуса, трое советских парламентёров, один из которых был немецким офицером (!), предложили гитлеровцам сдаться и избавить город от боёв и связанных с ними неприятностей. И их застрелили!

Оставшееся гражданское население Деммина оказалось совсем не мирным. Несмотря на белые флаги на ряде домов, по советским солдатам открыли огонь фанатики гитлерюгенда. К ним присоединился местный учитель, разрядивший по русским одноразовый гранатомёт «Панцерфауст».

Освободители понесли потери. Их признают немецкие исследователи. Они пытаются отрицать, как «легенду», другое, хотя такое частенько случалось (что отмечается в военных мемуарах) в Восточной Пруссии. В одном из домов в Деммине был обнаружен стол, уставленный яствами и вином. Устроившие за ним «вечеринку победы» советские офицеры до неё не дожили. Их убил яд, которым немцы активно запасались для себя и для врага.

В этой обстановке и случились эксцессы, которых не должно было быть. Это и запустило «вторую волну» массового суицида. Жители Деммина принимали яд, стрелялись, резали вены, топились в реках целыми семьями. Соседи умерщвляли соседей. Родители убивали детей, потом умирали сами. Некоторые – со второй и третьей попыток. Людей охватило безумие.

Пик самоубийств пришёлся на 2 мая. И жертв было бы намного больше, если бы отходчивые русские воины, увидев, что творится, не стали активно препятствовать этой кровавой оргии. Солдаты вынимали немцев из петель, вытаскивали из рек. Раненым оказывали помощь.

Делаем выводы

Самоубийства в Деммине начались до прихода Красной армии. Их спровоцировала мнимая смерть Гитлера, геббельсовская пропаганда и подлые действия нацистов в освобождённом Деммине. Нет ни одного свидетельства того, что русские убивали гражданских или принуждали их к самоубийству. Многие из окончивших жизнь самоубийством вообще не видели ни одного нашего солдата.

Поведение гражданского населения в Деммине напоминает поведение жителей японского острова Сайпан, захваченного американцами в 1944 году. Там взрослые и дети бросились со скалы в море. При этом по причине расовой брезгливости американцы трогать никого не собирались. Просто мир этих копировавших самураев и раздавленных антиамериканской пропагандой японцев рухнул, и они не смогли пережить поражения своей страны.

И последнее

А почему изнасилования со стороны наших военных в годы войны всё же происходили? Ответим.

Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство советских солдат и офицеров – и выживших, и погибших – никоим образом не были к этому причастны. На их героизме нет ни малейшего пятнышка. Этим занималось, по словам одного западного историка, «немалочисленное меньшинство». Откуда оно взялось?

Дело в том, что кадровый дисциплинированный состав Красной армии почти полностью погиб в 1941-1942 годах. В 1944 году армия состояла из офицерского костяка, научившегося воевать, и крестьян, рабочих, а также бывших заключённых, которым предоставили право защищать родину вместо тюремных сроков. Поголовно мобилизовывали мужчин из освобождаемых областей. В паузах между боями израненные опытные солдаты и офицеры-ветераны обучали новичков премудростям военного дела, но не могли гарантированно привить им понятий воинской чести.

Многие из вновь призванных раньше не служили в армии. Было немало переживших немецкую оккупацию и люто ненавидевших немцев. За их плечами – «похоронки», гибель близких, лежавшая в руинах страна, голодающие семьи в тылу.

К тому же в ходе наступлений в передовых ударных частях Красной армии погибало за пару недель свыше 80% военнослужащих. Красноармейцы поневоле стали «смертниками». Солдаты жили сегодняшним днём, в подавленном состоянии, и могли совершать поступки, которые никогда не совершили бы в ином случае. Ни в одной другой армии мира такой страшной нагрузки на психику солдат не было. Это не оправдание, это объяснение.

Что с того?

Что посеешь, то и пожнёшь. С учётом поведения гитлеровцев в России и роли кайзеровской Германии в большевистской революции немцы ещё легко отделались. Западные и украинские пропагандисты нас постараются убедить в обратном с далеко идущими целями. Не верьте фальсификаторам и манипуляторам от истории. А мы врать не будем. Правду – в случае с Деммином и в других – незачем скрывать или приукрашивать. Правда – это всегда лучшее оружие.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ