PAVLO PALAMARCHUK/GLOBALLOOKPRESS

На Западе все говорят об украинском наступлении. Однако отличить правду от фейка, мягко говоря, сложно. Но всё равно: важно понимать, при каком раскладе эскалация конфликта может зайти слишком далеко. Сценарии обсуждаем с экс-офицером армии США Станиславом Крапивником.

Генерал австралийской армии в отставке Мик Райан считает, что в сложившейся ситуации на фронте у Киева есть три варианта действий. В беседе с британской газетой Daily Mail он отметил, что ВСУ могли бы провести одну крупную атаку, используя всё, что у них есть. Либо разделить эти силы между одновременными атаками на юге и востоке. И как третий вариант — решиться на менее масштабные атаки как на юге, так и на востоке.

Другое издание Politico пишет, что Украина получила от Белого дома такое же предупреждение, какое и афганские власти перед падением в результате захвата страны «талибами»*. Вашингтон проинформировал Украину об опасности «чрезмерного расширения своих амбиций и чрезмерного распыления своих войск».

Ровно такое же предупреждение получил от президента США Джо Байдена в 2021 году тогдашний президент Афганистана Ашраф Гани, когда «талибы» начали захват власти в стране во время вывода американских войск. Фейк это или правда — понять сложно, идёт информационная война.

Между тем в Нью-Йорке во время заседания Совбеза ООН министр иностранных дел России Сергей Лавров высказался по поводу позиции США по отношению к другим государствам. По его словам, все эти саммиты за демократию, альянсы за мультилатерализм, глобальное партнёрство по искусственному интеллекту, глобальная коалиция за свободу СМИ, парижский призыв к доверию и безопасности в киберпространстве задуманы с тем, чтобы подорвать переговоры по соответствующим темам под эгидой ООН и навязать выгодные Западу неконсенсусные концепции и решения.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Сначала о чём-то келейно в узком кругом договариваются, а затем преподносят эти договорённости как позицию международного сообщества. Давайте будем называть вещи своими именами: никто не разрешал западному меньшинству говорить от имени всего человечества, — заявил Лавров.

Ведущий «Первого русского» Юрий Пронько обсудил тему противостояния Запада и России, которое продолжается на территории Украины, с военным экспертом, бывшим офицером армии США Станиславом Крапивником в программе «Царьград. Главное».

Правда или ложь?

Юрий Пронько: Станислав, вот в том конгломерате, в огромном потоке информации вокруг соседней территории больше лжи либо анализа? Больше манипуляций или эти новости отражают реальную ситуацию? Ваш взгляд как профессионала.

Станислав Крапивник: Я уверен, что так и будет. С политической стороны Америке нужно оправдывать те деньги, которые были вложены. А также чтобы убрать сомнения с республиканской стороны. Это вопрос внутренней политики Америки. Ну и чтобы снизить напряжение в западном мире, который сейчас экономически страдает.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Со стороны Украины — понятно, как только начнётся наступление, они задействуют весь резерв. Мои источники говорят, что, возможно, это будет до 20 бригад ВСУ. Не факт, что все они подготовлены. Примерно половина — это люди, которых отправляли на Запад проходить подготовку, часто с нуля. Поэтому и потери такие тяжёлые у них. Другая половина — тероборонцы, которые во втором эшелоне будут занимать позиции.

Они не пойдут на одном направлении, это не в доктрине Америки и НАТО. Потому что доктрина Америки и НАТО — это одно главное наступление и от одного до трёх вспомогательных. А во-вторых, скопить столько солдат в одном месте — это фактически подставить себя под тяжёлые авиаудары и артиллерийские удары.

Далее. Если они едут на юг, то север остаётся свободным. Если на север — остаётся свободным юг. Попытаются и на юг, и на север, открытой останется середина. А что, если что-то пойдёт не так? Перемещать силы с севера на юг — это сложно. И далеко. В конце концов, дистанция по фронту больше тысячи километров. Пойдут они в атаку где-то в Запорожской области и одновременно в сторону Сватова — им нужно будет поддерживать и одну атаку, и другую. Это сложно.

А если, как в 1944 году, они идут на юг, на Мариуполь, чтобы разрезать противника, то выходит следующее. Даже если им и удастся как-то пробиться и взять Мариуполь, то они создают длинный коридор. Более 100 км в длине, через который нужно бесконечно и постоянно прокачивать снабжение. И этот коридор надо как-то защищать с двух флангов.

Если эти фланги провалятся — вся эта группировка окажется изолированной. Это новый Сталинград, только с пляжем. И по воде они ничего не смогут провозить, так как Азовское море закрыто. И с воздуха тоже не смогут.

Зеленского предупредили о последствиях

— На ваш взгляд, американцы это понимают? То, о чём говорится в публикации издания Politico, вы допускаете, что Байден и его администрация могли такое предупреждение сделать? Здесь приводится аналог с событиями в Афганистане. Или это пиар и фейк?

— Для Байдена, я думаю, главное — пиар. Как только наступление начнётся, все подконтрольные западные СМИ в один голос начнут печатать про то, как они «побеждают», что «Россия развалена» и так далее. В самых лучших традициях Запада.

— Но они вроде как украинского президента Владимира Зеленского, наоборот, предупреждают: ты амбиции свои утихомирь. Амбиции должны быть не чрезмерно распылённые. Предостерегли от чрезмерного распыления своих войск. Кстати, это то, о чём вы говорите.

— Я думаю, для Запада важно оградить себя от любых провалов. Мол, мы его предупредили, а он сам всё равно пошёл, дурак.

— То есть они так соломинку себе стелют? Мало ли что не так пойдёт, да? И  могут сказать: ну, мы предупреждали…

— Абсолютно. Если что — они предупредили. Проблема Украины в том, что это наступление засосёт на себя всю структуру, которая у них осталась. Военную инфраструктуру в резерве. Если они пойдут на юг, а мы откроем фронт в Харьковской и Сумской области, и будет сильный удар, то им ничего не останется. Те части, которые уже в контакте, будет сложно оторвать, если они уже зашли на нашу территорию и окружены. И вытащить их оттуда будет очень сложно без резни. А оставить что-то на севере — тоже очень сложно. Это проблема. А если ещё из Белоруссии пойдут, то это вообще окружение со всех векторов. И я думаю, что при таком раскладе Запад будет испытывать огромное давление. Выбора у них особо не будет. Либо смотреть, как украинская армия будет разрезана. Либо попытаться спасти. Может, на это Зеленский и рассчитывает, я не знаю.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Это, конечно, огромное политическое давление на Байдена и на всех остальных. Они должны будут что-то сделать. А что это будет — другой вопрос.

Никто не скажет: готовьтесь!

— Станислав, а вот заявление бывшего директора ЦРУ Дэвида Петреуса о том, что контрнаступление может быть в конце мая — начале июня. Это также дезинформация, как вы думаете? Или его оценочное суждение? Он обладает информацией или не обладает? Есть разные сведения по этому поводу.

— Ну, будучи в здравом смысле, вряд ли кто-то какое-то крупное наступление будет рекламировать. Ни со стороны Зеленского, ни со стороны американцев, ни со стороны никого. До окружения немцев в Сталинграде никто с советской стороны не хвастался на весь мир: вот сейчас будет! Никогда такое не делается. Это всё держится в тайне. Чтобы это был сюрприз для противника.

Когда объявляют даты, я бы не воспринимал это как факт. Больше как пиар. Или дезинформацию. Вряд ли в Америке на таком уровне сидят идиоты. Которые сообщат, что завтра, или через два дня, или через неделю мы начнём наступление. Что угодно, только не готовьтесь.

— Согласен. Ни даты, ни уж тем более ни часы и минуты.

Ядерная война уже близко?

— Станислав, я давно хотел вам задать вопрос. Вот складывается такая интересная ситуация. Ядерная сверхдержава, каковой является Россия, сейчас находится в ситуации классического противоборства. Без применения тактического оружия, без применения стратегического, я имею в виду ядерного оружия. На ваш взгляд, есть ли та черта, после которой Россия применит это оружие? Вспоминая историю со страной, которая всех учит. Эта страна — единственная в истории человечества, которая применила подобный вид вооружений. И тогда все историк, вместе с тогдашним американским руководством говорили: мы так спасли сотни и сотни тысяч жизней. Ну хорошо. Если понимать эту логику, то при каком раскладе она может появиться у официальной Москвы?

— Японцы сдались через две недели после взрывов. После того как Квантунская армия была уничтожена Советским Союзом. Корейские острова были захвачены. И под угрозой оказалась вся северная Япония. Потому что следующая атака была бы советская, не американская. Это вынудило их сдаться окончательно. Единственное, что они просили, — это оставить императора на месте. Американцы сказали: принимаем капитуляцию, без условий. Но они оставили императора, потому что им это было выгодно.

Взрывы в Японии — это в первую очередь были предупреждения Иосифу Сталину и другим. Это было не для Японии. Япония уже была разбита. Квантунская армия должна была переправиться в Японию и её защищать. Но после этого уже ничего не осталось.

А со стороны Америки — сложно сказать. Их задача — разрушить Россию русскими руками. Раскачать изнутри и развалить страну.

— Вы, как военный человек в отставке, можете мне, гражданскому, сказать, когда ядерная сверхдержава может применить тактическое либо стратегическое оружие? На ваш взгляд.

— Конечно, есть проблема, как остановить всё на уровне тактического оружия. Мы играем в политику, а становится всё сложнее с каждым разом.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

— Я понимаю. Но я привык как раз сложные вопросы задавать своим собеседникам. А вы профессионал. 

— Теоретически можно с помощью ядерного оружия уничтожить Львов. Звучит кровожадно, понимаю. А следующие атаки — по всей Европе. Ни одного города не останется. Или Варшаву.

Думаю, этого достаточно будет. Это вопрос политической воли и игра до самого конца. Потому что следующий шаг — конец всего. Но готовы европейцы идти до конца? Я не думаю. Думаю, они готовы разрушить Россию. Им просто нужно понять, что при любом сценарии разрушения России мы сотрём их с белого света. Начиная с Вашингтона.

— Станислав, вы так дипломатично…

— Да.

— Спасибо! Станислав — человек, который профессионально занимается военным делом, бывший офицер американской армии и наш соотечественник. Очень важно понимать, в том числе и нам, при каких условиях может произойти крайняя эскалация этого конфликта.

_________________________________________

* «Талибан», «талибы» — запрещённая в России террористическая организация.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА